Общественная организация «Русская инициатива» активно следит за развитием событий в Турции, связанных с указом президента Реджепа Эрдогана о лишении собора Святой Софии музейного статуса и превращении собора в мечеть.
21 августа правительство Турции решило превратить в мечеть Монастырь Хора в Стамбуле, где находится известная Церковь Святого Спасителя. Ее называют также церковью Святого Спасителя в Полях, поскольку она строилась за стенами Константинополя. Церковь известна своими уникальными фресками, она включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Монастырь, который 74 года назад был превращен в музей, расположен в районе Фатих Стамбула. Монастырь был построен в шестом веке, в 534 году нашей эры, и является одним из старейших исторических памятников Стамбула. Здание было преобразовано в мечеть Кахрие в 1511 году, как и собор Святой Софии после завоевания Константинополя.
Храм Спасителя в полях — византийская церковь в Стамбуле
По вопросу против изменения статуса храма высказался заместитель председателя отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов:
Власти Турции не выполняют своих обещаний о сохранении свободного доступа к культурным ценностям собора Святой Софии и демонстрируют «презрительное равнодушие к христианским культурным ценностям»
Отец Николай также подчеркнул, что обещания сохранить свободный доступ к культурным ценностям собора Святой Софии на практике не исполняются:
– Бесценные мозаики остаются закрытыми для обзора в течение всего дня. Женщины имеют ограниченный доступ в помещение храма, обращенного в мечеть, и из доступных им мест увидеть главные культурные ценности древнего собора невозможно. Хоры с ценнейшими мозаичными изображениями закрыты для прохода.
По законам ислама молиться в месте, где есть изображения людей, не разрешено, вследствие чего протоиерей высказал беспокойство о дальнейшей судьбе уникальных фресок и мозаики и важности сохранения первозданного образа собора:
А ведь сохранившиеся там под слоями штукатурки и открытые реставраторами в годы после Второй мировой войны мозаики и фрески — истинное сокровище византийского искусства, озаренного духовным светом. По полноте своей сохранности, по изысканности художественного исполнения живописный ансамбль монастыря Хора не знает равных!
Более подробно мнение о. Николая о решении Анкары и исторической ценности памятника для православного духовенства в нашей рубрике «Особое мнение».
«Русская Инициатива» поддерживает мнение отца Николая и считает, что великие памятники античности и византийское наследие должны сохраняться с максимальной ответственностью. От великих империй прошлого осталось немного, и наша главная задача заключается в том, чтобы то малое, что осталось от них, бережно хранить для будущих поколений.