Программа “Русское искусство — миру” создана с целью объединить все многообразие русского искусства от древних времен до наших дней. В рамках программы мы создаем собственные уникальные проекты, рассказываем о традициях и инновациях, проводим лекции, устраиваем концерты и выставки, организуем встречи с мэтрами, знаменитыми деятелями культуры и искусства. Нам важно показать, как много уникальных талантов и произведений культуры Россия дает миру.
«Без нового искусства не будет нового человека. И возможности будущего также непредвидимы и неисчислимы наперед для искусства, как и для жизни,» — Л.С. Выготский
Наша задача — объединить русскоязычное искусство и тех, кто им интересуется, показать, сколь велико его значение для России и мира, а также поддержать современные инициативы и помогать русскому искусству развиваться и расширяться.
Также мы готовим справочник русских произведений искусства, признанных во всем мире.
Улица имени русского композитора Петра Ильича Чайковского
Цель проекта: в воспитании подрастающего поколения важно показать, что страна достойно чтит память и гордится гениями земли русской. Название центральной улицы Москвы именем великого русского композитора Петра Ильича Чайковского может стать ярким тому примером.
Среди инициатив, которые разрабатываются «Русской Инициативой» в рамках программы «Русское искусство — миру» — проект «Москве — улицу, площадь или сквер имени Петра Ильича Чайковского». Мы считаем эту инициативу основным вектором нашей общественной деятельности. В целях развития проекта мы записываем слова поддержки деятелей искусства и пишем обращения в государственные структуры. «Русская Инициатива» уверена, что неравнодушие, созидание и позитивный активизм способны претворить в жизнь много хороших и общественно значимых проектов.
На площадке “Русской инициативы” уже выступали номинантка на премию Грэмми Елена Зарембо, певица Ксения Вязникова и композитор Александр Журбин. В нашем лектории читают лекции доктор искусствоведческих наук Александр Маклыгин, солист Большого театра Михаил Козаков, певец Алексей Тихомиров, художник Михаил Шаньков.
Наша программа оказывает поддержку как молодым талантам, так и хранителям традиций. У нас проходят концерты с участием молодежи (в частности, в концертах принимали участие пианистки, победительницы международных конкурсов Мариам Читанава и Ульяна Трофимова), также наш фонд подарил рояль финалисту конкурса юных талантов Синяя птица Андрею Филонову.
Иван Глазунов, российский художник-живописец, получил премию “Русская инициатива” в номинации “Культурный шок” за организацию выставки молодых художников Российской академии живописи в Италии. Еще одним номинантом премии “Русской инициативы” был заслуженный артист России Народный артист Татарстана Ахмед Агади за главную роль в постановке «Джалиль».
Нам важно способствовать развитию культурной жизни во всех регионах нашей страны и рассказывать о русском искусстве миру. “Русская инициатива” регулярно проводит встречи с деятелями культуры в разных уголках России. Также в рамках проекта мы налаживаем обмен культурными связями между разными странами. Так после визита в Россию немецкого художника Себастьяна Хайнера и встречи с ним в культурном центре “Русской инициативы” мы побывали в его берлинcкой мастерской .
Литература, музыка, живопись — основа культурного кода каждой страны. Именно благодаря искусству у нас есть память о прошлом. История и искусство тесно связаны: прежде, чем написать “Капитанскую дочку” А.С. Пушкин несколько лет провел в архивах и написал “Историю Пугачевского восстания”, а многое о Великой Отечественной войне мы знаем из документально-художественных книг Светланы Алексиевич. Поэтому для каждой культуры важно знать и помнить свое прошлое, бережно хранить архивы.
С чего началась русская культура в том понимании, в каком мы знаем ее сейчас? Из истории нам известно, что сперва была Древняя Русь (о ней повествует фольклор и летописи), потом — Удельная Русь (именно в это время появились древнейшие города и памятники русского зодчества), затем — Русское государство (впервые возникает светская литература), а дальше — исторически уже совсем близкие нам Российская империя, СССР и современная Российская Федерация. Русская культура на протяжении веков впитывала в себя традиции и языки народов, населявших ее в разное время.
Допетровская Русь
С IX по XVII века создаются важнейшие памятники русской культуры. Первоначально это народное деревянное зодчество, архитектурные ансамбли из бруса. Начиная с X века по всей стране возводятся каменные храмы, построенные с опорой на византийскую традицию, но адаптированные под особенности русской природы. Именно древнерусское каменное зодчество сформировало облик российских городов: “Колокольное семихолмие,” — напишет позже о Москве Марина Цветаева. Тогда же, в X веке, начинается период русской иконописи, оказавшей в дальнейшем большое влияние на все визуальное искусство от живописи до кино. Феофан Грек, Даниил Черный, Андрей Рублев — эти имена хорошо известны не только в России, но и за рубежом. Допетровская Русь дала миру русскую иконопись, народные танцы и песни, русско-византийский стиль архитектуры.
Российская империя
В XVII веке началась совсем новая, европейская глава, когда Петр I со своим “Европейским посольством” показал Россию миру и привез на родину новый быт. На протяжении двух веков Российская империя принимала европейские традиции, узнавала европейский опыт. Из симбиоза культур вырос Золотой век русской культуры. К концу XIX — началу XX века русское искусство сформировалась в нечто совершенно уникальное и заявило о себе миру. Именно тогда Россия дала мировому сообществу то, что стало частью ее международного имиджа. Творцы разных стран опирались на опыт русских деятелей искусств и использовали в своих произведениях их приемы. Это диалектика души в романах Л.Н. Толстого, психологический детектив Ф.М. Достоевского, методы актерской игры К.С. Станиславского, балетная музыка П.И. Чайковского, чувственые оперные речитативы А.С. Даргомыжского, М.П. Мусоргского и Н.А. Римского-Корсаковава, ангардная живопись В.В. Кандинского и многое другое.
Cоветский союз
Эпоха Советского союза одновременно стала родоначальницей двух путей русского искусства: социалистического и эмигрантского. Первое движение стало радикально новаторским: “Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности,” — так гласил манифест футуристов, желавших делать своими руками современное, принципиально отличное от прежнего, искусство. Второе же движение целью жизни сделало сохранение привычной им имперской России, даже стиль литературного письма сохранился в эмиграции прежним, дореволюционным. Первые строили новое государство, вторые рассказывали об ушедшей в прошлое стране всему миру.
Тенденция разобщенности и двух параллельно идущих путей русского искусства продолжилась до конца XX века. Начиная с 1920-х годов внутри страны формировалась особенная советская культура. Культура, творящая и нормализующая новую действительность. Однако не всем творцам удавалось делиться своим искусством с соотечественниками. Из-за цензурных ограничений некоторые писатели печатали свои произведения за рубежом, а художники выставляли в Европе и США то, чего не могли показать в СССР, таким образом открывая миру часть русской культуры. Только в 1980-е годы до советских читателей дошла запрещенная ранее литература. В 1990-е годы страна снова открылась миру. Запад перестал восприниматься враждебно и вновь внутренняя культура смогла собрать воедино собственный семидесятилетний опыт советского прошлого и новые тенденции извне.
Так в итоге сформировалась история русского искусства и русской культуры. Богатый опыт многих поколений, история страны, наложившая свой отпечаток, сменяющиеся направления искусства, таланты отдельных личностей — это то, что создает культуру современной России и то, о чем Россия рассказывает миру.
А —
Административно-жилое здание возле «Красных ворот» (Москва) — одна из семи сталинских высоток, построена в 1947-1952 годы., архитектор Алексей Душкин. Особенность этой высотки — вестибюль метрополитена на первом этаже. Внешние стены небоскрёба облицованы натуральным известняком, а первые этажи — красным гранитом. Интерьеры выполнены в стиле сталинского ампира.
Александринский театр (Санкт-Петербург) — основан 30 августа 1756 года в Санкт-Петербурге по указу императрицы Елизаветы Петровны, современное здание было построено в 1832 году при Николае I. Архитектор — К.И. Росси, архитектурный стиль — ампир. Особенность — строение кровли, состоящей из системы металлических конструкций (небывалое новшество для своего времени). Охраняется ЮНЕСКО.
Б —
Благовещенский собор (Москва) — один из храмов Московского Кремля, расположен на Соборной площади. Построен в 1489 году (в период правления Ивана III) под руководством псковских мастеров Кривцова и Мышкина. Современный облик храм приобрёл при Иване Грозном в 1560-е годы, когда он частично перестраивался. Является одним из примеров русского стиля в архитектуре (наследие Византии и деревянного зодчества).
Большой Петергофский дворец (Петергоф) — центральное здание дворцово-паркового ансамбля города Петергоф. Построен в 1714-1755 гг архитектором Ф. Растрелли. Первоначально строился в стиле петровского барокко, позже (при Елизавете Петровне) был перестроен в стиле зрелого барокко, практически полностью разрушен в годы Второй мировой войны и восстановлен в 1952 году. Является частью Государственного художественно-архитектурного дворцово-паркового музея-заповедника «Петергоф».
Булгарский историко-археологический комплекс (Болгар) — городище, расположенное вблизи города Болгар (республика Татарстан, Российская Федерация). Основан волжскими булгарами в X веке, разрушен войсками Золотой Орды в 1361 году, позже восстановлен и повторно разрушен в 1431 стародубским князем Федором Палецким. До нашествия золотоордынцев город был одним из центров внешней торговли Волжской Булгарии. Сохранившаяся каменная архитектура города относится как к периоду мирного существования булгар (до XIV века), так и к более позднему времени, когда город находился под властью Орды. Охраняется ЮНЕСКО.
Г —
Георгиевский храм Юрьева монастыря (Великий Новгород) — православный храм в Великом Новгороде, построен с 1119 по 1130 годы при Мстиславе I. Является памятником древнерусской архитектуры домонгольского периода.
Главное здание МГУ им. М.В. Ломоносова (Москва) — одна из семи сталинских высоток, построена с 1949 по 1953 годы, архитектор Лев Руднев. До 1990-х это здание было самым высоким в Европе. Над скульптурным оформлением фасадов работала мастерская Веры Мухиной, основная тема оформления — союз труда и науки. Известно, что в строительстве высотки принимали участие заключенные ГУЛАГа. Небоскрёб является образцом сталинского ампира.
Гостиница «Ленинградская» (Москва)- одна из семи сталинских высоток и самая низкая из них, построена в 1949-1954 годах. Во внешнем виде заметно сильное влияние средневекового русского зодчества, а для интерьера характерен стиль сталинского ампира. Люстра, которая висит на правой парадной лестнице, попала в Книгу рекордов Гиннеса, так как на момент постройки являлась самой длинной в мире (15,5 метров).
Гостиница «Украина» (Москва) — одна из семи сталинских высоток, построена в 1953-1957 годах. Здание состоит из трех корпусов, выполненных в стиле сталинского ампира. Изначально гостиница была ориентирована на прием иностранных гостей. Здесь проживали гости VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Сейчас гостиница приватизирована и официально называется «Гостиница Рэдиссон Ройал, Москва».
Д —
Дмитровский собор (Владимир) — построен при князе Всеволоде Большое Гнездо в 1194-1197 годах. Сохранился до сегодняшнего времени благодаря признанию еще в советское время памятником древнерусского искусства. Ныне собор находится в ведении Владимиро-Суздальского музея-заповедника и работает как музей. Собор знаменит белокаменной резьбой — барельефы изображают святых, библейских животных и геральдические символы, нанесенные на стены для прославления и укрепления авторитета княжеской власти.
Ж —
Жилой дом на Котельнической набережной (Москва) —одна из семи сталинских высоток, строилась как «город в городе» в 1938—1940 и 1948—1952 годах (перерыв обусловлен дороговизной проекта и Второй мировой войной), образец сталинского ампира. Известно, что в строительстве высотки принимали участие заключенные ГУЛАГа. Для постройки использовались новые уникальные технологии, например, «многодырчатые» кирпичи и пустотелые керамические камни, облегчающие конструкцию. Квартиры в доме получили известные деятели искусства СССР, например, Фаина Раневская, Александр Ширвиндт, Андрей Вознесенский, Александр Твардовский, Людмила Зыкина и другие.
Жилой дом на Кудринской площади (Москва) — одна из семи сталинских высоток, построена в 1948-1954 гг. Возведена на месте разрушенной советской властью церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Кудрине (храм XVII века). На момент строительтсвадом отличался от остальных советских зданий наличием подземной парковки и отделеним для детских колясок на первом этаже. Характерная особенность здания — витражи в холлах над лифтами и на окнах гастронома. Сейчас здание нуждается в капитальном ремонте из-за затопления подвальных помещений и наличия временной пристройки, дающей дополнительную нагрузку на фундамент.
З —
Зверин-Покровский монастырь (Великий Новгород) — первоначально православный женский монастырь. Утратил свое назначение в 1930 году при советской власти, службы в Покровском соборе возобновились только в 1989 году. На территории монастыря расположены Церковь Покрова Богородицы, Церковь Симеона Богоприимца и Покровский собор. Является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.
Здание Министерства иностранных дел (Москва) — одна из семи сталинских высоток, построена в 1948-1953 гг. Архитектурный облик здания совмещает в себе сталинский ампир и английскую готику. Изначально в проекте здания не было шпиля, однако он был добавлен по личному требованию И. Сталина. Это единственная высотка, на которой нет красной звезды (установить ее было невозможно из-за облегченной конструкци и хрупкости шпиля). Одна из немногих сталинских высоток, которая полностью используется по сей день с той целью, с которой возводилась.
И —
Исаакиевский собор (Санкт-Петербург) — крупнейший православный храм Санкт-Петербурга, возведен в 1818-1858 гг, строительство курировал лично император Николай I. Собор оформлен в стиле классицизма и считается самой поздней классицистической постройкой. В его архитектуре уже присутствуют элементы неоренессанса, византийского стиля и эклектики. Фасад собора украшают более 350 статуй, изображающих жизнь Иисуса Христа и апостолов.
К —
Казанский Кремль (Казань) — комплекс архитектурных, исторических и археологических памятников, составляющих исторический центр Казани. В их число входят остатки первых городищ (XII—XIII вв., XIV—XV вв. и XV—XVI вв.), белокаменный кремль, президентский дворец, несколько храмов, мечеть Кул Шариф и несколько исторических зданий. Основной архитектурный комплекс сложился в X—XVI вв.
Казанский собор (Санкт-Петербург) — архитектор А. Воронихин, был построен в 1801-1811 гг при Александре I для хранения чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской. Основной архитектурный стиль — ампир, некоторые историки также видят в нем образец масонского храма. В соборе в разное время хранились религиозные и исторические реликвии: икона Спасителя в иконостасе, иконы святителя Николая Чудотворца и Ченстоховской Божией Матери, подаренные Михаилом Кутузовым, Голгофа с частицей Живоносного Гроба и икона Воскресения Христова с частицей Гроба Господня. В храме венчался Павел I. На прилегающей территории находятся памятник Кутузову (он захоронен внутри собора) и Барклаю-де-Толли.
Кижский погост (Кижи) — архитектурный ансамбль из двух деревянных церквей и колокольни XVIII-XIX века. Церковь Преображения Господня и Церковь Покрова Богородицы являются яркими образцами русского деревянного зодчества. Кроме них на территории погоста также расположено множество некогда жилых зданий, часовни, больница, мельницы и два ремесленных училища — все это также характерные примеры деревянного зодчества Русского Севера. Территория погоста объявлена государственным заповедником (1945) и ключена в список наследия ЮНЕСКО (1993).
Церковь вознесения (Коломенское) — построена при Василии 3 в 1528-1532 гг. Первая каменная шатровая церковь в России, построенная итальянским архитектором. Храм был возведён для моления о чадородии великокняжеской четы. Архитектурный облик церкви соединяет традиции русского и итальянского зодчества, присутствуют ренессансные и готические элементы. Храм является объектом культурного наследия России.
М —
Московский кремль — комплекс архитектурных сооружений на территории исторического центра Москвы. Стены современного кремля были возведены в 1485-1516 годах. Внутри кремля расположены Успенский, Благовещенский, Архангельский и Верхоспасский соборы, Колокольня Ивана Великого, Большой Кремлевский дворей, Грановитая палата, Государственный Кремлевский дворец (Дворец сездов) и другие значимые исторические постройки. Московский Кремль — самая крупная сохранившаяся и действующая до наших дней крепость на территории Европы (277 тыс. м²).
Н —
Новодевичий монастырь (Москва) — православный женский монастырь в Москве, заложен в 1524 году при князе Василии III в благодарность за овладение Смоленском. Смоленский собор (центр монастыря) был построен по образцу Успенского собора в Московском Кремле. В интерьере сохранилась фресковая живопись XVI века. В архитектурный ансамбль входят пять храмов, две часовни, палаты и стрелецкие караульные. Рядом с монастырём расположены Новодевичье кладбище, Новодевичьи пруды и сквер.
П —
Петропавловский собор (Санкт-Петербург) — православный собор в Петропавловской крепости, усыпальница русских императоров. Построен в 1712-1733 архитектором Домеником Трезини. Является примером петровского барокко. Храм не похож на традиционные православные соборы. Он представляет собой базилику «зального» типа, что было характерно для западноевропейской архитектуры. До 1952 был самым высоким зданием в Росии. Сохранился после революции как важный памятник архитектуры, существенно пострадал в годы Второй мировой войны, был восстановлен в 1952 году.
С —
Никольский собор на Ярославовом дворище (Великий Новгород) — один из древнейших храмов Великого Новгорода. Собор занимает главное место в архитектурном ансамбле новгородского Торга. По возрасту он уступает лишь Софийскому собору. Первый камень был заложен в 1113 году князем Мстиславом Владимировичем. Расписан фресками. Начиная с XIII века собор становится главным вечевым храмом Великого Новгорода. Отреставрирован в 1994-1999 гг, храму вернули первоначальный вид.
Софийский собор (Великий Новгород) — православный храм в Великом Новгороде, построен в 1045-1050 гг при Ярославе Мудром. Являетя памятником русского каменного зодчества и одним из примеров византийского стиля в архитектуре. Храмы такого типа строились также в Киеве и Полоцке. В годы революции внутри храма был устроен антирелигиозный музей, а во время Второй мировой войны он был частично разрушен немецко-фашистской армией, занявшей город. Реконструирован и полностью восстановлен после войны. Охраняется ЮНЕСКО.
Т —
Таврический дворец (Санкт-Петербург) — резиденция князя Григория Потёмкина-Таврического, фаворита Екатерины II. Построен в 1783-1789 гг по проекту архитектора И. Старова. Главенствующий стиль — русский классицизм. Рядом находится Таврический сад. Здесь заседала Государственная дума и Временное правительство, здесь же возник Петроградский совет рабочих депутатов. Во дворце непродолжительное время жил Карамзин, который в нем же и скончался. С 2010 года во дворце проходят Потемкинские вечера — концерты классической музыки.
Троице-Сергиева лавра (Сергиев Посад) — крупнейший в России православный мужской монастырь. Основан Сергием Радонежским (здесь хранятся его мощи) в 1337 году. Архитектурный ансамбль лавры складывался с XV по XVIII век. Главным является Троицкий собор, в росписи которого принимал участие Андрей Рублев, для иконостаса собора была написана «Троица». В 1993 году архитектурный ансамбль лавры вошёл в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
У —
Успенский собор (Москва) — построен при Иване III в 1475-1479 гг по проекту итальянского зодчего Аристотеля Фированти. Расположен на территории Московского Кремля. Собор является усыпальницей московских патриархов и митрополитов. Внесен в список Объектов культурного наследия России и Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Ф —
Ферапонтов Белозерский монастырь (Ферапонтово, Вологодская область) — православный мужской монастырь. Основан в 1398 году и является одним из старейших монастырей Русского Севера. Собор Рождества Богородицы, расположенный на территории монастыря, был расписан иконописцем Дионисием и это единственная его роспись, которая сохранилась и дошла до наших времен. Монастырь входит в Список всемирного наследия ЮНЕСКО с 2000 года.
Х —
Храм Спаса на крови (Санкт-Петербург) — православный храм, возведён по указу императора Александра III в 1883—1907 гг. Сооружен как памятник царю-мученнику Александру II, смертельно раненному на этом месте в результате очереного покушения в 1881 году. Архитектура храма представляет собой образец позднего этапа эволюции «русского стиля». Большое влияние на внешний облик храма оказала архитектура московского собора Василия Блаженного. Фасад храма украшен уникальной мозаикой. Также мозаичные иконы присутствуют и внутри собора (эскизы к ним, среди прочих художников, рисовал В.М. Васнецов).
Храм Христа Спасителя (Москва)- православный храм, восстановленный в 1994-1999 гг по сохранившимся эскизам взорванного при советской власти храма 1839 года постройки. Архитектурный стиль — русско-византийский, первоначальный проект принадлежал перу Константина Тона, реконструирован по проекту Алексея Денисова, Зураба Церетели и Михаила Посохина. Построен в честь победы русского войска в Отечественной войне 1812 года, взорван в 1931 году, чтобы освободить место для строительства Дворца Советов (проект реализован не был, на этом месте с 1960 по 1994 гг действовал открытый бассейн «Москва»). Новый храм возведен как условная внешняя копия исторического памятника архитектуры, однако в ходе реконструкции собор был существенно доработан и частично видоизменен.
Олег Полтевский, директор Российского национального оркестра, заслуженный работник культуры
«За рубежом Петр Ильич Чайковский востребован без всяких улиц. «Щелкунчика» слушают на Новый год, а самые знаменитые мелодии стоят на рингтонах. Ты скажешь: «Я русский», — назовешь Чайковского, и тебя будут уважать. Поэтому Петра Ильича там уважают без всякой улицы. Это больше важно для нашей памяти и российской гордости» ( из интервью «Русской Инициативе» 24.07.2020)
Юлия Серебрянская, лидер организации «Русская инициатива»
«Мы помним о жизни только то, что смогли запечатлеть на фото, бумаге, в музыке и словах. В этом смысле искусство — важнейшая часть нашей жизни, потому что только искусство дает возможность ощутить жизнь».
1. Продемонстрировать насколько значима культура, которую создает Россия, для общего развития человеческой цивилизации.
2. Рассказать о России посредством языка русского искусства
3. Познакомить с особенностями русского художественного мышления и переживания, с тем, что часто называют «русской душой»
Кончилось создание прекрасного — разве вы не замечаете? Возникло антиискусство. Я констатирую это без отрицательных знаков: искусство трансформировалось во что-то другое. И скоро этому продукту придумают название.
Наше восприятие искусства зависит не от уровня нашей подготовки, а от того, что мы чувствуем в данный момент. Я хожу на музыкальные концерты, и случается иногда, сижу и думаю: «Что же я, как заслонка печная, ничего не чувствую? Вроде бы и музыка любимая…» А бывает состояние, когда мы всё впитываем полностью.
Самое поразительное в искусстве — возможность по‑новому взглянуть на вещи, которые, казалось бы, хорошо знаешь. Великие произведения вечны, вы всегда будете открывать их заново. Этот феномен Андре Мальро называл «непредвиденным бытием».
Человек, который разбирается в искусстве, понимает, что такое красота линий, пропорций, гармония и дисгармония. Для того чтобы хорошо разбираться в жизни, надо разбираться в искусстве.
Книги — это бесценный вклад в человека. Я принадлежу к тем людям, которые перечитывают больше, чем читают что-то новое… Я перечитываю Чехова, всегда перечитываю Толстого, Достоевского. Пушкина — каждый день хочется открывать и вспоминать. Он создал удивительный мир: прочитал его хоть десять строк в день — открыл в своем сердце своего рода «форточку» и пустил этот мир в себя. И вам уже становится лучше.
Повторяю, через всю историю мирового искусства проходит образ матери, а значит, образ любви. В сегодняшнем искусстве его стало меньше. К сожалению. Оказалось, что сейчас искусство не нуждается в людях, оно сегодня нуждается в конструкциях, которые лязгают и напевают.
Сила эмоционального переживания зависит и от самого произведения, и все-таки от состояния, в котором вы находитесь. Я не представляю себе человека, который может плакать перед «Моной Лизой», например. Она этого не позволяет. Ее испытующий взгляд заставляет вас выпрямиться, но никак не заплакать.
Художник может быть внешне успешным, но при этом быть полной бездарностью. Он может быть внешне неуспешным, но при этом быть абсолютным гением. Настоящий талант жирком не заплывает.