(Русский) Забытый коллекционер: К 175-летию Ивана Цветкова

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

В Третьяковской галерее в рамках выставочно-издательского проекта, посвященного коллекциям фонда музея, открылась выставка собрания работ известного московского коллекционера Ивана Евменьевича Цветкова , которая приурочена к его 175-летнему юбилею.

Выставка пройдет с 28 июля по 13 декабря.

Иван Цветков (1845–1917) – основатель частной художественной галереи. Его коллекция насчитывает около 2 000 произведений: бытовые жанровые сцены, пейзажи, виды старой Москвы и других городов, автопортреты художников.
На ней представлены избранные работы из коллекции Цветкова мастеров портрета как В.Л. Боровиковский, О.А. Кипренский, В.А. Тропинин и А.Г. Венецианов; пейзажи С.В. Щедрина, М.Н. Воробьева, А.Е. Мартынова и А.Н. Мордвинова; скульптуры С.М. Волнухина и В.А. Беклемишева, а также произведение религиозного жанра «Богоматерь в розах» работы Ф.А. Бруни.

Богоматерь в розах. Федор Бруни, 1843.

В ее состав включили шедевры из экспозиционных залов: портреты: Е.Г. Темкиной (дочери Екатерины II и Г.А. Потемкина), мадам де Сталь кисти В.Л. Боровиковского, «Гитариста» и «Золотошвейку» В.А. Тропинина.

Портрет Елизавета Григорьевна Тёмкина, В. Боровиковский, 1798.

«Гитарист» и «Золотошвейка» В.А. Тропинин

Портрет Анны Луизы Жермены де Сталь, В.Л. Боровиковский, 1812.

 

Кроме того, выставку украсят портрет самого И.Е. Цветкова кисти В.Е. Маковского и портрет отца художника, бывшего другом и советчиком коллекционеру.

Портрет Ивана Цветкова, В. Е. Маковский, 1905.

Экспозиция также дополнена архивными материалами из отдела рукописей Третьяковской галереи: фрагменты личной переписки Цветкова с художниками, фотографии семьи, письма из личного архива и архива галереи Цветкова, а также можно ознакомиться с цветными эскизами проекта здания его галереи на Пречистенской набережной.

С одной стороны проект посвящен И.Е. Цветкову как дань уважения забытому имени талантливого собирателя искусства, с другой стороны – истории музея, где располагается “золотая” коллекция его работ.

ВВЕДЕНИЕ В ИСКУССТВО
В 1871 году Цветков, будучи студентом Московского университета, попал в Голицынский музей на частное собрание князей Голицыных и впервые увидел большое собрание шедевров искусства.

«Они были для меня откровением… дали мне новое неведомое наслаждение и новый интерес к жизни».

И.Е. Цветков увлекся собирательством на рубеже 1870–1880-х годов. Свою первую картину коллекционер приобрел в 1881 году – это была работа В.Д. Поленова «Сказитель былин Никита Богданов».

Сказатель былин Никита Богданов, В.Д. Поленов, 1876

В 1874 году Цветков познакомился с коллекцией П.М. Третьякова, впервые открытой для публики, после чего полностью решил посвятить жизнь коллекционированию искусства.

«Здесь я буквально жил, изучал картины, отдыхал душой»

Вскоре Цветков стал собирать не столько полотна, сколько графику — рисунки, гравюры, даже черновые наброски русских художников.
К 1898 году коллекция Цветкова настолько обогатилась работами, что перестала умещалась в его маленьком домике в Кривоарбатском переулке, и он решил строить для нее новый дом.

ЦВЕТКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ 

В 1898 года И.Е. Цветков за 14 тысяч рублей приобрел двухэтажный дом на Пречистенской набережной Москвы-реки, неподалеку от храма Христа Спасителя, с видом на Кремль и Третьяковскую галерею. Он составил точный план будущего дома и обратился к знаменитому художнику, архитектору, основателю неорусского стиля – Виктору Михайловичу Васнецову

Портрет В.М. Васнецова. Главные архитектурные проекты: фасад Третьяковской галереи,  Дом-музей В.М. Васнецова, церковь в Абрамцеве

Васнецов самостоятельно выполнил эскизы всех четырех фасадов и тщательно в течение нескольких лет следил за строительством здания. Дом был поставлен на 24 каменных столба, соединенных арками. В 1901 году Пречистенскую набережную Москвы-реки украсил сказочный “красно-белый терем”.

Галерея Цветкова на Пречистенской набережной. Внешний вид фасадов и внутреннее убранство здания стилизованы под древнерусский терем

Созданную галерею Иван Евменьевич очень любил. Он часто засиживался летними вечерами на балконе, любуясь прекрасным видом на Замоскворечье и Кремль. И всегда показывал гостям стеклянную крышу Третьяковской галереи.
С 1909 года Цветковская коллекция была открыта для посетителей. Однако в том же году собиратель объявил о намерении передать свою галерею городу (несомненно, упоминая о Третьякове), но так этого и не сделал.  В 1915 году, за два года до смерти коллекционера, количество культурных памятников насчитывало 1819 единиц хранения: 450 картин, 1373 рисунка, 36 скульптур.
В 1926 году Цветковская галерея была расформирована: Особняк сначала передали одному ведомству, потом другому. Обстановка была расхищена. Часть коллекции графики, около ста произведений живописи, а также архив собирателя передали в Третьяковскую галерею.

Иван Евменьевич прекрасно осознавал разницу масштабов с третьяковским собранием работ и говорил, что:

«У Третьякова — это громадное, дивное исследование по истории искусства, а у меня только его конспект».

В годы Великой отечественной войны некоторые произведения из коллекции были утрачены: больше всего из музеев, оказавшихся на оккупированных территориях.  Более 300 картин были переданы в Государственный музейный фонд и затем распределены по областным и республиканским музеям.

Сам особняк сначала передали одному ведомству, потом другому. Обстановка была расхищена. Сегодня о Н.Е. Цветкове и его галерее знают лишь специалисты.

“Русская Инициатива” высоко ценит вклад Ивана Евменьевича Цветкова в культурное наследие нашей страны и призывает не забывать имена великих деятелей, кто способствовал популяризации искусства, и благодаря усилию которых, оно пережило многие трудности и невзгоды времени, дойдя до наших дней.


Автор материала: Ильина Алена

Total Views: 4383 ,
Русская Инициатива