Русское искусство - миру
Художник по костюмам Дмитрий Андреев о работе с Хамдамовым

Дмитрий Андреев был художником по костюмам в фильме «Мешок без дна» «Мешок без дна» — полнометражный художественный фильм выдающегося русского режиссера, гения современности — Рустама Хамдамова. Фильм «Мешок без дна» показали в центре «Русской Инициативы» в рамках еженедельных пятничных мероприятий.

Фильм был выпущен 18 января 2018 одновременно с международной премьерой фильма в рамках Роттердамского кинофестиваля и стал главным событием-сенсацией конкурсной программы Московского Международного кинофестиваля. Кроме того, он получил призы по двум номинациям: Специальный приз жюри и Приз Федерации киноклубов России.

Художник по костюмам Дмитрий Андреев рассказал о своем творческом пути и опыте работы с Рустамом Хамдамовым нам фильмом «Мешок без дна».

 

Примеры работ художника по костюмам Дмитрия Андреева


 

— Как Вы решили стать художником по костюмам?

Решил не сразу. С детства шил. Впрочем, эта история всегда одинакова у всех мальчиков — будущих художников по костюмам и дизайнеров. Шил для кукол одежку, одеяльца, наволочки, неплохо рисовал. С детства увлекался театром. С отцом по ролям читали киносценарии, пьесы (их было всегда вдоволь дома). Устраивали домашние спектакли. А ведь нужны были костюмы к этим спектаклям. Что-то стал сочинять из подручных средств: резал мамины комбинации, брюки, панбархатные бабушкины платья 40-х годов. Так и тренировался. Тайком от мамы пытался шить на ножной швейной машинке «Веритас». Она ключи прятала.

По окончании школы пришел в школьный драм-кружок. Там играл принцев, королей, я был единственный мальчик на весь женский коллектив. В кружке оже, конечно, были нужны костюмы. Я их шил, примерял теперь уже не только на себя, но и на соратниц. Это были мои первые примерки.

Потом были неоднократные поступления на актерский во ВГИК, Щуку, ГИТИС. Один умный режиссер мне объяснил, что актерское ремесло — не мой удел. И как отрезало. Через несколько лет случайно проходя мимо Школы-студии МХАТ увидел объявление о наборе на курс художников-технологов по костюмам (мастерская Маклаковой Элеоноры Петровны). И вот оно чудо! И как всегда, мужского пола я был один на курсе. Меня взяли без специального худ. образования, сначала на испытательный срок, а потом уже и официально.

 

Дмитрий Андреев (слева) на съемках

— Почему вы работаете дуэтом с Владимиром Никифоровым?

Наш дуэт с Владимиром сложился еще в 2003 году. Мне предложили сделать первую в моей жизни историческую картину. Ассистентами я к тому времени еще не обзавелся. Мы с Володей тогда просто общались в повседневной жизни. И тут мне пришла идея предложить ему помочь мне. Он с готовностью согласился. И с тех пор мы работаем вместе.

У нас логичное разделение обязанностей. Володя незаменимый помощник и друг в любой критичной ситуации. Все организационные, финансовые, отчасти и творческие проблемы возложены на его плечи

— Какие художественные задачи ставил перед Вами Хамдамов?

Я работал над костюмами для фильма «Мешок без дна», тогда у него было другое рабочее название «Яхонты. Убийство». Это его второй фильм из трилогии «Самоцветы». Сказочный сценарий фильма предполагал и наличие «сказочного» похода.

 

Фото со съемочной площадки фильма «Мешок без дна». Фотограф Сергей Табунов.

 

История была замешана на русском этносе, сказках. Эти сказки мы все видели еще маленьким детьми. Фильмы Роу, Птушко — вот те ориентиры, та стилистика, которую просил задать в костюмах Мастер. Конечно, Рустам снова и снова цитировал нам фрагменты из своих предыдущих работ. Главным образом «Нечаянные радости». Там был эпизод, когда главные героини на съемочной площадке переодевались в стилизованные русские костюмы с огромными кокошниками, преувеличенными формами сарафанов и душегрей. Тогда эти костюмы он создавал сам из подручных материалов, халатов, отрезков дорогой старинной парчи, церковных облачений. Нам предстояла непростая и ответственная задача одновременно соединить его решение со своим взглядом.

И конечно мы пристально изучали альбом с фотографиями гостей легендарного бала 1903 года. В придуманных костюмах этих князей, царей присутствовала именно та степень стилизации, которую, на мой взгляд, от нас требовал Рустам. Немые исторические фильмы 1910—1920-х годов нам тоже были в помощь. Рустам, как известно — певец этой эпохи немого.

— Как Вы собирали материал для фильма? Как создавали костюмы?

Пересмотрев многое и многое поняв, мы предложили Мастеру начать с кладовых Мосфильма. Учитывая предельно скромный бюджет картины, мы решили максимально обойтись подбором, но каким! До сих пор в закромах мосфильмовских складов хранятся подлинные облачения конца 19—начала 20 века, костюмы к фильму Эйзенштейна также сшиты из старинных церковных тканей. Этих костюмов сохранилось немного, но они есть! Это было чудо.

Не без труда мы уговорили Рустама приехать на студию и провести фотопробы актеров в костюмах времен Эйзенштейна. Увидев все это великолепие, он пришел в полный восторг и работа закипела.

 

Костюмы к фильму «Мешок без дна» Рустама Хамдамова


 

Покупали мы минимально. Любые современные ткани бледнели на фоне старинной парчи и бархата. Кое-что пришлось отреставрировать, немного переделать, на некоторых предметах дошить отделку. Венец Царевны заказывали по образцу венца, выполненного к фильму «Нечаянные радости». (Мы его совершенно случайно обнаружили в недрах складов Мосфильма).

Какие-то предметы принес нам Рустам, пошли в ход предметы и из нашей скромной коллекции. Все в дело! На съемках царила предельно благостная атмосфера. Рустам работает неспешно, вдумчиво. Решение принимает не сразу, но раз и навсегда. Это дорогого стоит. Вся группа сплотилась вокруг Рустама. У всех было ощущение полнейшего кайфа. «Мы снимаем настоящее кино!» Лозунг этот был написан у каждого на лице. Мы ловили тончайшие нюансировки света, тени, оттенка листвы дерева.

Так теперь, увы, не снимают. И каждый день рядом с таким человеком был особенным, единственным в своем роде. Я очень боюсь, что это время больше никогда не вернется ко мне.

 

Источник: la_gatta_ciara

Total Views: 2880 ,
Русская Инициатива