Дмитрий Андреев был художником по костюмам в фильме «Мешок без дна» «Мешок без дна» — полнометражный художественный фильм выдающегося русского режиссера, гения современности — Рустама Хамдамова. Фильм «Мешок без дна» показали в центре «Русской Инициативы» в рамках еженедельных пятничных мероприятий.
Фильм был выпущен 18 января 2018 одновременно с международной премьерой фильма в рамках Роттердамского кинофестиваля и стал главным событием-сенсацией конкурсной программы Московского Международного кинофестиваля. Кроме того, он получил призы по двум номинациям: Специальный приз жюри и Приз Федерации киноклубов России.
Художник по костюмам Дмитрий Андреев рассказал о своем творческом пути и опыте работы с Рустамом Хамдамовым нам фильмом «Мешок без дна».
Примеры работ художника по костюмам Дмитрия Андреева
Решил не сразу. С детства шил. Впрочем, эта история всегда одинакова у всех мальчиков — будущих художников по костюмам и дизайнеров. Шил для кукол одежку, одеяльца, наволочки, неплохо рисовал. С детства увлекался театром. С отцом по ролям читали киносценарии, пьесы (их было всегда вдоволь дома). Устраивали домашние спектакли. А ведь нужны были костюмы к этим спектаклям. Что-то стал сочинять из подручных средств: резал мамины комбинации, брюки, панбархатные бабушкины платья 40-х годов. Так и тренировался. Тайком от мамы пытался шить на ножной швейной машинке «Веритас». Она ключи прятала.
По окончании школы пришел в школьный драм-кружок. Там играл принцев, королей, я был единственный мальчик на весь женский коллектив. В кружке оже, конечно, были нужны костюмы. Я их шил, примерял теперь уже не только на себя, но и на соратниц. Это были мои первые примерки.
Потом были неоднократные поступления на актерский во ВГИК, Щуку, ГИТИС. Один умный режиссер мне объяснил, что актерское ремесло — не мой удел. И как отрезало. Через несколько лет случайно проходя мимо Школы-студии МХАТ увидел объявление о наборе на курс художников-технологов по костюмам (мастерская Маклаковой Элеоноры Петровны). И вот оно чудо! И как всегда, мужского пола я был один на курсе. Меня взяли без специального худ. образования, сначала на испытательный срок, а потом уже и официально.
Наш дуэт с Владимиром сложился еще в 2003 году. Мне предложили сделать первую в моей жизни историческую картину. Ассистентами я к тому времени еще не обзавелся. Мы с Володей тогда просто общались в повседневной жизни. И тут мне пришла идея предложить ему помочь мне. Он с готовностью согласился. И с тех пор мы работаем вместе.
У нас логичное разделение обязанностей. Володя незаменимый помощник и друг в любой критичной ситуации. Все организационные, финансовые, отчасти и творческие проблемы возложены на его плечи
Я работал над костюмами для фильма «Мешок без дна», тогда у него было другое рабочее название «Яхонты. Убийство». Это его второй фильм из трилогии «Самоцветы». Сказочный сценарий фильма предполагал и наличие «сказочного» похода.
История была замешана на русском этносе, сказках. Эти сказки мы все видели еще маленьким детьми. Фильмы Роу, Птушко — вот те ориентиры, та стилистика, которую просил задать в костюмах Мастер. Конечно, Рустам снова и снова цитировал нам фрагменты из своих предыдущих работ. Главным образом «Нечаянные радости». Там был эпизод, когда главные героини на съемочной площадке переодевались в стилизованные русские костюмы с огромными кокошниками, преувеличенными формами сарафанов и душегрей. Тогда эти костюмы он создавал сам из подручных материалов, халатов, отрезков дорогой старинной парчи, церковных облачений. Нам предстояла непростая и ответственная задача одновременно соединить его решение со своим взглядом.
И конечно мы пристально изучали альбом с фотографиями гостей легендарного бала 1903 года. В придуманных костюмах этих князей, царей присутствовала именно та степень стилизации, которую, на мой взгляд, от нас требовал Рустам. Немые исторические фильмы 1910—1920-х годов нам тоже были в помощь. Рустам, как известно — певец этой эпохи немого.
Пересмотрев многое и многое поняв, мы предложили Мастеру начать с кладовых Мосфильма. Учитывая предельно скромный бюджет картины, мы решили максимально обойтись подбором, но каким! До сих пор в закромах мосфильмовских складов хранятся подлинные облачения конца 19—начала 20 века, костюмы к фильму Эйзенштейна также сшиты из старинных церковных тканей. Этих костюмов сохранилось немного, но они есть! Это было чудо.
Не без труда мы уговорили Рустама приехать на студию и провести фотопробы актеров в костюмах времен Эйзенштейна. Увидев все это великолепие, он пришел в полный восторг и работа закипела.
Костюмы к фильму «Мешок без дна» Рустама Хамдамова
Покупали мы минимально. Любые современные ткани бледнели на фоне старинной парчи и бархата. Кое-что пришлось отреставрировать, немного переделать, на некоторых предметах дошить отделку. Венец Царевны заказывали по образцу венца, выполненного к фильму «Нечаянные радости». (Мы его совершенно случайно обнаружили в недрах складов Мосфильма).
Какие-то предметы принес нам Рустам, пошли в ход предметы и из нашей скромной коллекции. Все в дело! На съемках царила предельно благостная атмосфера. Рустам работает неспешно, вдумчиво. Решение принимает не сразу, но раз и навсегда. Это дорогого стоит. Вся группа сплотилась вокруг Рустама. У всех было ощущение полнейшего кайфа. «Мы снимаем настоящее кино!» Лозунг этот был написан у каждого на лице. Мы ловили тончайшие нюансировки света, тени, оттенка листвы дерева.
Так теперь, увы, не снимают. И каждый день рядом с таким человеком был особенным, единственным в своем роде. Я очень боюсь, что это время больше никогда не вернется ко мне.
Источник: