Русское искусство - миру
Забытый коллекционер: К 175-летию Ивана Цветкова

В Третьяковской галерее в рамках выставочно-издательского проекта, посвященного коллекциям фонда музея, открылась выставка собрания работ известного московского коллекционера Ивана Евменьевича Цветкова , которая приурочена к его 175-летнему юбилею.

Выставка пройдет с 28 июля по 13 декабря.

Иван Цветков (1845–1917) – основатель частной художественной галереи. Его коллекция насчитывает около 2 000 произведений: бытовые жанровые сцены, пейзажи, виды старой Москвы и других городов, автопортреты художников.
На ней представлены избранные работы из коллекции Цветкова мастеров портрета как В.Л. Боровиковский, О.А. Кипренский, В.А. Тропинин и А.Г. Венецианов; пейзажи С.В. Щедрина, М.Н. Воробьева, А.Е. Мартынова и А.Н. Мордвинова; скульптуры С.М. Волнухина и В.А. Беклемишева, а также произведение религиозного жанра «Богоматерь в розах» работы Ф.А. Бруни.

Богоматерь в розах. Федор Бруни, 1843.

В ее состав включили шедевры из экспозиционных залов: портреты: Е.Г. Темкиной (дочери Екатерины II и Г.А. Потемкина), мадам де Сталь кисти В.Л. Боровиковского, «Гитариста» и «Золотошвейку» В.А. Тропинина.

Портрет Елизавета Григорьевна Тёмкина, В. Боровиковский, 1798.

«Гитарист» и «Золотошвейка» В.А. Тропинин

Портрет Анны Луизы Жермены де Сталь, В.Л. Боровиковский, 1812.

 

Кроме того, выставку украсят портрет самого И.Е. Цветкова кисти В.Е. Маковского и портрет отца художника, бывшего другом и советчиком коллекционеру.

Портрет Ивана Цветкова, В. Е. Маковский, 1905.

Экспозиция также дополнена архивными материалами из отдела рукописей Третьяковской галереи: фрагменты личной переписки Цветкова с художниками, фотографии семьи, письма из личного архива и архива галереи Цветкова, а также можно ознакомиться с цветными эскизами проекта здания его галереи на Пречистенской набережной.

С одной стороны проект посвящен И.Е. Цветкову как дань уважения забытому имени талантливого собирателя искусства, с другой стороны — истории музея, где располагается «золотая» коллекция его работ.

ВВЕДЕНИЕ В ИСКУССТВО
В 1871 году Цветков, будучи студентом Московского университета, попал в Голицынский музей на частное собрание князей Голицыных и впервые увидел большое собрание шедевров искусства.

«Они были для меня откровением… дали мне новое неведомое наслаждение и новый интерес к жизни».

И.Е. Цветков увлекся собирательством на рубеже 1870–1880-х годов. Свою первую картину коллекционер приобрел в 1881 году — это была работа В.Д. Поленова «Сказитель былин Никита Богданов».

Сказатель былин Никита Богданов, В.Д. Поленов, 1876

В 1874 году Цветков познакомился с коллекцией П.М. Третьякова, впервые открытой для публики, после чего полностью решил посвятить жизнь коллекционированию искусства.

«Здесь я буквально жил, изучал картины, отдыхал душой»

Вскоре Цветков стал собирать не столько полотна, сколько графику — рисунки, гравюры, даже черновые наброски русских художников.
К 1898 году коллекция Цветкова настолько обогатилась работами, что перестала умещалась в его маленьком домике в Кривоарбатском переулке, и он решил строить для нее новый дом.

ЦВЕТКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ 

В 1898 года И.Е. Цветков за 14 тысяч рублей приобрел двухэтажный дом на Пречистенской набережной Москвы-реки, неподалеку от храма Христа Спасителя, с видом на Кремль и Третьяковскую галерею. Он составил точный план будущего дома и обратился к знаменитому художнику, архитектору, основателю неорусского стиля — Виктору Михайловичу Васнецову

Портрет В.М. Васнецова. Главные архитектурные проекты: фасад Третьяковской галереи,  Дом-музей В.М. Васнецова, церковь в Абрамцеве

Васнецов самостоятельно выполнил эскизы всех четырех фасадов и тщательно в течение нескольких лет следил за строительством здания. Дом был поставлен на 24 каменных столба, соединенных арками. В 1901 году Пречистенскую набережную Москвы-реки украсил сказочный «красно-белый терем».

Галерея Цветкова на Пречистенской набережной. Внешний вид фасадов и внутреннее убранство здания стилизованы под древнерусский терем

Созданную галерею Иван Евменьевич очень любил. Он часто засиживался летними вечерами на балконе, любуясь прекрасным видом на Замоскворечье и Кремль. И всегда показывал гостям стеклянную крышу Третьяковской галереи.
С 1909 года Цветковская коллекция была открыта для посетителей. Однако в том же году собиратель объявил о намерении передать свою галерею городу (несомненно, упоминая о Третьякове), но так этого и не сделал.  В 1915 году, за два года до смерти коллекционера, количество культурных памятников насчитывало 1819 единиц хранения: 450 картин, 1373 рисунка, 36 скульптур.
В 1926 году Цветковская галерея была расформирована: Особняк сначала передали одному ведомству, потом другому. Обстановка была расхищена. Часть коллекции графики, около ста произведений живописи, а также архив собирателя передали в Третьяковскую галерею.

Иван Евменьевич прекрасно осознавал разницу масштабов с третьяковским собранием работ и говорил, что:

«У Третьякова — это громадное, дивное исследование по истории искусства, а у меня только его конспект».

В годы Великой отечественной войны некоторые произведения из коллекции были утрачены: больше всего из музеев, оказавшихся на оккупированных территориях.  Более 300 картин были переданы в Государственный музейный фонд и затем распределены по областным и республиканским музеям.

Сам особняк сначала передали одному ведомству, потом другому. Обстановка была расхищена. Сегодня о Н.Е. Цветкове и его галерее знают лишь специалисты.

«Русская Инициатива» высоко ценит вклад Ивана Евменьевича Цветкова в культурное наследие нашей страны и призывает не забывать имена великих деятелей, кто способствовал популяризации искусства, и благодаря усилию которых, оно пережило многие трудности и невзгоды времени, дойдя до наших дней.


Автор материала: Ильина Алена

Total Views: 4356 ,
Русская Инициатива