В 2020 году великой русской балерине Галине Улановой исполнилось бы 110 лет. В связи с юбилейным годом общественная организация «Русская инициатива» в рамках проекта «Русское искусство — миру» вспоминает, чем прославилась легендарная россиянка.
Галина Уланова — самая титулованная балерина за всю историю русского балета. Своей неземной грацией она зачаровала публику по обе стороны Атлантики. Стала кумиром поколений. Её называли «великой немой» за немногословность и отчуждённость – только магия танца.
В самые тяжёлые годы Великой Отечественной войны, с 1942 по 1943 была в труппе Казахского государственного академического театра оперы и балета. Тогда же ей присвоили почётное звание «Народный артист Казахской ССР». Уланова буквально вдохнула жизнь в алма-атинский театр. На доме Богенбай батыра, 140 в теперешнем Нурсултане до сих пор висит памятная табличка «В этом доме в 194-1944 годы жила народная артистка СССР, Герой Социалистического Труда Галина Сергеевна Уланова».
После ухода со сцены она воспитала целую плеяду выдающихся артистов и была верна своему делу до конца жизни. Её ученики прославили русский балет не меньше своего учителя: Екатерина Максимова, Владимир Васильев, Светлана Адырхаева, Нина Тимофеева, Людмила Семеняка, Нина Семизорова, Малика Сабирова, Марина Колпакчи, Ирина Прокофьева, Алла Михальченко, Надежда Грачёва, Николай Цискаридзе.
Уланову-педагога высоко ценили за рубежом. Она работала с солистами Парижской оперы, Гамбургского балета, Шведского королевского балета, Австралийского балета, артистами балетных трупп Японии.
В 1964 году её пригласили возглавить жюри первого Международного конкурса артистов балета в Варне. Спустя пять лет она была председателем жюри первого Международного конкурса артистов балета и хореографов, который проводится раз в четыре года в Большом театре в Москве.
Она стала единственной балериной, которой при жизни установили два памятника. В Ленинграде и Стокгольме. Оба – в 1984 году. Голландцы в её честь назвали сорт тюльпанов. После реконструкции легендарный зал «Плейель» во Франции открылся представлением в её честь.
Уланова передала государству бесценную коллекцию произведений искусства, подаренную ей семьёй Курнанд. Сегодня эти экспонаты хранятся в Государственной Третьяковской галерее и ГЦТМ им. А. А. Бахрушина.
Это лишь часть замечательных фактов из биографии великой балерины. Всё-таки верно говорят, что талантливый человек талантлив во всём. В своём таланте как, пожалуй, никто другой в балете, была близка к чистому гению.
«Она — гений русского балета, его неуловимая душа, его вдохновенная поэзия. В классических партиях Уланова полна выразительности, невиданной в балете двадцатого столетия»
русский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный писатель Сергей Прокофьев
Главная балерина СССР Галина Уланова до самого ухода со сцены в 1960 году была известна и обожаема как театральной публикой, так и вообще мировой общественностью. Её изображения то и дело появлялись на обложках журналов, в газетах, почтовых открытках и марках, а фильмы-балеты с ее участием смотрели всем Союзом. Наблюдали вовсе не только за па знаменитой танцовщицы, но за образцом советского гражданина. Она одевалась в скромные костюмы неярких цветов, неизменно держалась прямо, достойно и по-деловому. Эталон во всём.
От балета не убежать
Карьера Улановой началась в 9 лет, когда её отдали в Петроградское хореографическое училище. Мать Галины танцевала в Мариинском императорском театре, отец работал там же помощником режиссёра. Девочка с самого детства многое поняла о каторжном труде балерин, а потому мечтала стать моряком. Из училища она попыталась сбежать в первое же утро. Побег не удался. Юную Уланову вернули за балетный станок, и она продолжила заниматься тем, чем всю жизнь занимались её родители.
Учёба давалось девушке тяжело. Некоторые классы вела её мама, но от этого было не легче. Скромная и застенчивая, Галя никогда не входила в число любимчиков у педагогов. Однако к концу обучения основоположница теории русского классического балета Агриппина Яковлевна Ваганова справедливо отметила, что Уланова – одна из самых талантливых балерин нового поколения.
Последовал стремительный взлёт карьеры. Молодая танцовщица совершенно заслуженно оказалась в труппе Мариинского театра. Там она представила свой первый коронный элемент – знаменитый бег к Ромео в балете «Ромео и Джульетта». Уже в 19 лет у неё была главная партия в «Лебедином озере». Всю свою карьеру Уланова играла самую знаменитую Лебедь мирового балета.
Искреннее советское волшебство
Её Мария в «Бахчисарайском фонтане» была идеальной социалистической героиней: целомудренная, скромная, бесхитростная и в то же время так подкупающе эмоционально открытая. Романтический пафос и простота стали фирменным стилем Улановой. Так она покорила зрительные залы по всему миру.
Все её па исполнялись без всякого усилия. Все её движения казались настолько естественными, что завороженные зрители попросту забывали, что находятся в театре.
Современники отмечали, что всё наносное пропадало, когда танцевала Уланова. Её непосредственность наделяла любой плоский драматический балет глубиной и смыслом. Движения были спокойны, интимны и настолько искренни, что, казалось, вырывались из высокопарной риторики советской общественной жизни.
Глубокие переживания ее героинь прорывались спонтанно, как будто она сама только что открыла в себе эти чувства. В танце она выражала стиль и эстетику, закрытые в любом ином случае для публичного взгляда.
Стрела для Сталина
С 1934 года Галину Уланову приглашали выступать в Москву. Посетить Мариинский театр решил сам Сталин. Балерина оказалась в непростой ситуации. На сцене шла «Эсмиральда», она танцевала партию Дианы и должна была по сценарию направить лук в зал, как раз в то место, где сидел вождь. Чтобы избежать неловкой ситуации, Галина решила «не совсем прямо держать лук».
Она была любимицей правящих кругов, поэтому в 1944 году правительство настояло, чтобы Уланова стала ведущей балериной главного столичного театра. И как бы балерина не хотела остаться в Ленинграде, ей пришлось подчиниться.
Её зажатость сменилась артистизмом. На сцене она жила только чувствами. Во время исполнения танца полностью растворялась в своих героях, а взгляд был отрешённо-неземным. Именно этот взгляд так запомнился многим зрителям.
«Когда выходила Уланова, это было искусство, которое завораживало меня. Танец, музыка через тело балерины передаётся в зал. Она воздействовала на нас хорошим, прекрасным эмоциональным дыханием любви, красоты и таланта»
русский артист балета, балетмейстер, хореограф, балетный педагог, актёр Михаил Лавровский
Галина Уланова четыре раза становилась лауреатом Сталинской премии. В своей карьере она сыграла множество знаковых партий. Золушка, Жизель, Джульетта, Одетта и другие стали в её исполнении новой живой классикой.
Так любила балерина
Несмотря на то, что в танце Уланова могла передать подлинные и интимные эмоции, в жизни она была очень сдержанной, строгой и эмоции держала под контролем.
В 17 лет появился первый гражданский муж, концертмейстер училища Исаак Меликовский. Как и все будущие возлюбленные, он был много старше неё. Вскоре последовали другие романы. Лишь однажды она была настоящей невестой. Актёр Юрий Завадский стал первым и последним официальным мужем Улановой. Они расстались, но остались добрыми приятелями. Даже ходили друг к другу в гости на чай.
Первая настоящая любовь настигла балерину в 28 лет. Уже много раз она проживала самые высокие чувства своих героинь на сцене, но на этот раз всё было по-настоящему. Николай Радлов. Художник, искусствовед. Старше Улановой на 20 лет. Женат.
Пара познакомилась летом 1938 года на Селигере. Любому обществу Галина Сергеевна предпочитала уединение, общение с природой, чтение книг. А Николай Эрнестович взял и беспардонно вторгся в её гармоничное одиночество. Романтический напор образованного и увлечённого человека был таким, что никому прежде не доверявшая своих чувств, главная балерина Союза счастливо сдалась.
Однако бурный роман оказался курортным. Радлов оказался не готов к его продолжению. Да и, очевидно, не очень-то этого и желал. Впервые в жизни Уланова испытала истинные чувства. Увы, обманчиво безответно. Из этой личной трагедии родилась её Джульетта.
В январе 1940 года на сцене Мариинского театра состоялась премьера балета «Ромео и Джульетта» на музыку Сергея Прокофьева.
«Её знаменитый бег, это такой разрыв души, такой порыв любви, не даром этот бег вошёл в историю»
русский артист балета, хореограф, балетный педагог, киноактёр Борис Акимов
Разбитое сердце балерина превратила в источник вдохновения. Джульетта смотрела на скончавшегося Ромео, а Уланова – на свою умершую любовь. Зрители же стали свидетелями одной из величайших партий балета своего времени.
Балет и мир Улановой
Вскоре после окончания Великой Отечественной, в 1948 году Сталин отправил любимую балерину выступать Запад. Признание пришло к ней спустя восемь лет.
Большой театр впервые поехал с балетом «Ромео и Джульетта» на родину Шекспира, в Лондон. Партию 14-летней главной героини исполняла 46-летняя Галина Уланова. Ажиотаж был невероятный! Англичане за три дня до открытия касс занимали очередь и дежурили ночами. На премьере ждали всех членов королевской семьи, палату лордов в полном составе, внушительную делегацию дипломатического корпуса и весь цвет британской элиты. Не мудрено, что некоторым видным иностранцам билета так и не досталось.
«Галина Уланова – балерина, которая постигла глубочайшую тайну искусства. Она сумела соединить чувства и их внешнее выражение в единое невидимое целое»
французский танцовщик и балетмейстер, театральный и оперный режиссёр, один из крупнейших хореографов XX века Морис Бежар
Все три акта «Ромео и Джульетты» прошли в полнейшей тишине. Для артистов это было в диковинку и очень непривычно: что-то идёт не так? Зал взорвался шквалом аплодисментов только с последним па. Успех во всех смыслах был оглушительным. Труппа выдохнула: мы это сделали!
До гостиницы в тот вечер Уланова не доехала. Ликующие англичане на руках несли автомобиль с советской балериной!
В 50 лет Галина Сергеевна ушла со сцены и стала педагогом. Даже в таком возрасте она строго следила за собой, каждое утро выполняя упражнения у станка. Вес в 49 килограмм был её принципиальным пунктиком.
Балерина вдохновляла многих скульпторов. Изящные статуэтки, городские статуи, прекрасный памятник во дворе Академии им. Вагановой… Есть даже монумент ЮНЕСКО, установленный при жизни её жизни. В 1984 году в Стокгольме перед Музеем танца торжественно открыли скульптуру как дар шведской столице от министерства культуры СССР.
«Уланова открыла новые пути в балете. Она не только подарила нам незабываемые образы, она создала собственный художественный мир – царство человеческой духовности…»
русский пианист, один из крупнейших пианистов XX века, виртуоз Святослав Рихтер
Сердце Галины Улановой остановилось 21 марта 1998 года. Ей было 88. Родилась при Императоре Николае II, пережила всех вождей СССР и ушла из жизни при первом президенте России Борисе Ельцине. Её с радостью принимали при любой власти.
В 80 лет Галина Уланова уничтожила свой архив. О личных переживаниях никто не должен был знать. Говорят, что за мировую славу балерина заплатила одиночеством.
Память о великой Улановой благодарно хранят ни одно поколение воспитанных ею выдающихся артистов балета и бесчисленные поклонники по всему свету.