Поздравления
В честь дня рождения великого художника-авангардиста — Василия Кандинского

«Живопись есть искусство, и искусство в целом не есть бессмысленное созидание произведений, расплывающихся в пустоте, а целеустремленная сила; она призвана служить развитию и совершенствованию человеческой души… Живопись — это язык, который формами, лишь ему одному свойственными, говорит нашей душе о ее хлебе насущном».

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 В. Кандинский. «О духовном в искусстве»

Сегодня, 16 декабря на свет появился один из величайших художников-авангардистов, основоположник и теоретик абстрактного искусства Василий Кандинский. В честь его дня рождения общественная организация «Русская Инициатива» в рамках программы «Русское искусство — миру» расскажет о биографии художника, его жизни за рубежом, главных творческих периодах и интересных фактах, о которых вы возможно не знали. 

Василий Кандинский — представитель русского и мирового авангарда, один из основоположников абстрактного направления в живописи, ставший первым, кто теоретически обосновал принципы нового искусства. Также он являлся одним из основателей творческого объединения «Синий всадник», куда входили видные представители экспрессионизма в искусстве. До 60-х годов прошлого столетия Кандинский занимал позицию главного русского авангардиста. (после он уступил Малевичу).

Василий Васильевич Кандинский (1866-1944)

 

Василий Васильевич Кандинский родился в Москве, бесконечную любовь к которой пронес через всю свою жизнь. Мальчик с раннего детства воспитывался в многокультурной среде: его мать — прибалтийская немка, отец — купец первой гильдии из древнего забайкальского рода.

В пять лет его семья переехала в Одессу и вскоре после переезда его родители развелись, а воспитанием будущего художника занялась тетя, благодаря которой Кандинский полюбил живопись, музыку и литературу. Именно ей через много лет он посвятил свою книгу «О духовном в искусстве».


СПРАВКА: Книга «О духовном в искусстве» — теоретический справочник абстракционизма, которую Кандинский написал в 1910 году в Мюнхене на немецком языке. Русские художники впервые ознакомились с ней в изложении Н. И. Кульбина на съезде в 1911 году, где были прочитаны некоторые главы из книги, в частности, где теоретик говорит о разных возможных формах в абстрактном творчестве, — как, например, круге, квадрате, треугольнике.Художник представил свое видение искусства, миссия которого — духовного порядка. Там же он высказал теорию об эмоциональном воздействии цветов на человека и об их внутреннем звучании. Все это оказало влияние на передовых русских художников, в том числе на К. Малевича.
Об этой книге тогда говорили, как о новом Евангелии в жизни искусства. В странах, где распространен немецкий язык, например, в Швейцарии, и даже в Голландии и скандинавских странах — книга «О духовном в искусстве» читалась всеми, кого интересовали вопросы искусства.

В. В. Кандинский Книга «О духовном в искусстве», 1911

 

После окончания Одесской гимназии Кандинский выбрал типичную для молодого человека из интеллигентной семьи карьеру юриста. Он вернулся в родную Москву и поступил на юридический факультет Московского университета. Следующие 10 лет своей жизни художник посвятил праву, национальной экономике и этнографии.

«Все эти науки я любил и теперь думаю с благодарностью о тех часах подъема, а может быть, и вдохновения, которые я тогда пережил» .

 

Истинное предназначение

Решение о резком повороте собственной судьбы в пользу стать художником Кандинский принял под влиянием московских выставки картин французских импрессионистов в 1895 году, где увидел картину «Стог сена» Клода Моне.

Стог сена утром, 1891 Автора работы: Клод Моне

 

Также в своем дневнике он описал, что на его решение стать художником повлияла опера «Лоэнгрин». Однажды во время просмотра оперы Вагнера в Большом театре он испытал невероятно глубокие переживания от «абсолютного произведения искусства». Слушая музыку, он видел ее перед глазами.

«Бешеные, почти безумные линии рисовались передо мной», — писал он позже, пытаясь передать свое впечатление.

 

Он сделал вывод, что если музыка может говорить с душой посредством звуков, то живопись способна сделать самое с помощью цветов и форм изобразить то же самое. Будущий великий художник и теоретик искусства понял свое предназначение в довольно позднем возрасте — 30 лет.

Раннее творчество Кандинского

В 1896 году Кандинский отправился в Мюнхен, чтобы посещать художественную школу А. Ажбе, где научился строить композиции и работать с формами и линией. Параллельно с этим художник слушал курсы анатомии, и каждый день рисовал натурные этюды.

В 1900 году художника зачислили в Мюнхенскую академию изобразительных искусств, в класс одного из лучших немецких рисовальщиков — Франца фон Штука, а в следующем году он основал собственное художественное объединение «Фаланга» со школой при нём, в которой начал преподавать и организовывать выставки. На одном из таких уроков произошла встреча художника с ученицей Габриэлой Мюнтер, его второй женой.

Автопортрет перед мольбертом Габриэле Мюнтер, 1909 Кандинский

 

С ней Кандинский путешествовал по Европе, посещал Америку и Россию. Затем вернулся в Баварию, поселился в Мурнау и продолжил эксперименты: писал экспрессионистские пейзажи окрестностей, пробовал себя в фовизме и абстракции.

«Синий всадник» (1911–1914)

«На кофейном столике в саду в Зиндельдорфе появилось название «Синий всадник»

В 1911 году Кандинский организовал в Мюнхене сообщество художников «Синий всадник», куда входили: Франц Марк, Аугуст Маке, Давид Бурлюк, Арнольд Шенберг, композитор и художник. Несмотря на то, что в ассоциацию входили девять художников , Кандинский считал, что « Синий всадник — это мы двое ». А «вторым» был именно Франц Марк.

Члены сообщества «Синий всадник»

 

Начиналось все с альманаха — увлеченные поисками связей между музыкой, театром и живописью, Кандинский и Марк задумали обозначить эти связи в новом авангардном журнале. Марк становится вторым главным редактором будущего альманаха и пишет три небольших эссе, которые открывают журнал.

С названием тоже все оказалось просто:

«Мы оба любили синий цвет. Я — всадников, а Марк — лошадей».

 

Картина Кандинского «Синий всадник», 1903

 

Так же называлась картина, написанная Кандинским в 1903 году, послужившая стимулом к созданию художественного объединения.

Возвращение на Родину (1914-1921)

В 1915 году художник расстается с Габриэлой Мюнтер и возвращается в Москву, где встречает Нину Андреевскую, свою третью жену.

Василий Кандинский и Нина Андреевская

 

После Октябрьской революции Кандинский занимался преподавательской и музейной деятельностью, вошел в 1918 году в коллегию Отдела ИЗО Нар-компроса. Он организовал в Петрограде Музей живописной культуры в 1919 году и возглавил в 1919-1921 годах Всероссийскую закупочную комиссию. Но самое большое влияние Кандинский оказывает как преподаватель московского Свомаса (Свободные Мастерские), а затем Вхутемаса. Будучи его профессором с октября 1918 года, он составляет специальный учебный план, основанный на анализе цвета и формы, то есть развивающий идеи, высказанные в книге О духовном в искусстве.

Однако мнения с коллегией института расходятся и это становится  решающим фактором для отъезда Кандинского из Москвы в Берлин в декабре 1921 года. Картины Кандинского на многие годы убирают из советских музеев.

И больше он в Россию не возвращался.

Баухаус. Немецкий период (1922-1933)

Василий Кандинский в Баухаузе, 1930

 

Кандинский принимает приглашение Вальтера Гропиуса, основателя знаменитого Баухауса (Высшая школа строительства и художественного конструирования) и они с Ниной переезжают в Веймар, где Кандинский возглавляет мастерскую настенной живописи. Одновременно с преподаванием Василий Васильевич выпускает книгу «Точка и линия на плоскости», участвует в выставках в США и там же читает лекции. Между 1926 и 1933 годами Кандинский написал 159 картин маслом и 300 акварелей.

В 1932 году пришедшие к власти в Германии национал-социалисты закрыли Баухаус и многие его картины были утрачены после того, как нацисты объявили живопись Кандинского и многих других художников «дегенеративной».

Кандинский с женой эмигрируют во Францию, где поселяются в новом доме в парижском предместье Нейи-сюр-Сен.

 

Биоморфная абстракция. Парижский период (1933–1944)

За 10 лет пребывания во Франции беглый художник так и не стал «своим» ни для парижской творческой интеллигенции, ни для русской эмиграции. Он не понимал ни слова по-французски, а Париж не говорил на языке беспредметной абстракции.

 

Поэтому художник общается только с друзьями и продолжает экспериментировать с кистью в руках. Краски на его картинах бледнеют, а формы становятся биоморфнее. Картины Кандинского этого периода далеки от ощущения «холодной романтики», в них кипит и бурлит жизнь. Сам художник назвал этот период творчества «поистине живописной сказкой».

Картина «Сложное-простое», 1939

 

Публика и коллеги по цеху не понимали и не принимали его искусство, но Кандинский оставался верен себе:

«Абстрактное искусство создает рядом с «реальным» новый мир, с виду ничего общего не имеющий с «действительностью». Внутри он подчиняется общим законам «космического мира». Так, рядом с «миром природы» появляется новый «мир искусства» — очень реальный, конкретный мир. Поэтому я предпочитаю так называемое «абстрактное искусство» называть конкретным искусством».

 

В пригороде Парижа Кандинский нашел свое последнее пристанище, но так и не обрел дом. Он встретил Вторую мировую войну, но не успел, к сожалению, увидеть закат фашизма. Умер художник в 1944 году за три дня до своего 78-летия.

ФАКТЫ: 

  1. Кандинский-гений. Его завораживал театр, музыка, психология и литература. Кандинский писал стихи и сценарии, виртуозно играл на виолончели и фортепиано. Он много и с удовольствием читал, любил русскую классику и всегда возил с собой книги отечественных писателей и поэтов.
  2. В первый раз женился сразу после окончания юридического университета в возрасте 26 лет. Его женой стала Анна Чемякина — двоюродная сестра художника, которую он знал с самого детства. Она была на 6 лет его старше и во многом напоминала его мать.  Это брак был скорее дружеским союзом: Анна поддержала его решение бросить юриспруденцию, была его опорой в эмиграции и безропотно последовала за ним в неизвестность.
  3. Главной целью своего искусства Кандинский видел попытку духовно-нравственного спасения человечества.
  4. В довоенный период художник написал либретто к пьесе «Желтый звук». Это был эксперимент по синтезу драмы, слов, танца, цвета и музыки. Премьера постановки должна была состояться в Мюнхене осенью 1914 года, но Кандинскому не суждено было увидеть ее на сцене.
  5. Первая абстракция. Первым нефигуративным произведением Кандинского, положившим начало целому направлению в искусстве, стала акварель «Без названия», созданная в 1910 году. Сегодня она хранится в парижском Центре Помпиду.
  6. Особое восприятие цвета. Кандинский был синестетиком: цвета ассоциировались у него с совершенно конкретными звуками. Так, он говорил, что «синий цвет, представленный музыкально, похож на виолончель, делаясь темнее, он напоминает звуки контрабаса, а в самой глубокой и торжественной форме — низкие звуки органа», красный «звучит как труба или как удары литавр», а белый «действует на психику человека как великое безмолвие, соответствующее в музыкальном отношении паузам».
  7. Премия Кандинского. Впервые была учреждена Ниной Кандинской, женой Василия Васильевича, через несколько лет после того, как художник ушел из жизни. Она просуществовала 15 лет. Сегодня Премия Кандинского стремится развивать современное русское искусство. Основной целью все также остается нахождение новых проектов и молодых художников и вовлечение ценителей в культурную жизнь страны. —
Total Views: 4730 ,
Русская Инициатива