10 декабря исполнилось 136 лет со дня рождения художницы Зинаиды Серебряковой. Влюбленная в простоту русской жизни, не приемлющая напускного, пережившая сильную любовь, прокормившая четырех детей в голодные революционные годы и дни эмиграции, кажется, Серебрякова может стать образом русской женщины. Ее жизнь, полная счастья и горя, была настоящей, неподдельной. Не находя отклика в чем-то, Серебрякова непременно бросала все и искала «свое».
«Вот для меня всегда казалось, что быть любимой и быть влюбленной — это счастье, я была всегда как в чаду, не замечая жизни вокруг, и была счастлива, хотя и тогда знала и печаль и слезы… Вы так молоды, любимы, цените это время, драгоценный друг». Письмо Зинаиды Серебряковой к Галине Тесленко. Петроград, 28 февраля 1922 года
Автопортрет. Зинаида Серебрякова. 1920-е гг.
Первыми картинами Зинаиды Евгеньевны стали пейзажи. На них еще юная художница Зинаида Лансере изображала родные виды Малороссии. Там находилась усадьба родителей Нескучное.
На ранних пейзажах, впрочем, как и на поздних портретах, кажется, все дышит. Ее мазки легки и искренны. Как работа кистью, так и работа в поле были знакомы Серебряковой с раннего детства. Ребенком она и помогала собирать урожай, и, будучи закрытым ребенком, дружила с дядей Шурой (критик и художник Александр Бенуа) и дядей Бертом (художник и архитектор Альберт Бенуа).
«К черту мне ваши Чайковские, Григоровичи, Эрмитажи, Рембрандты, театры, Нибелунги, катки, вечера, обеды, гости, и Миля и Маша и Еля мне вовсе больше не интересны, и хочу Нескучного, Нескучного…» Зинаида Серебрякова.
Девочка росла в пропитанной творчеством атмосфере дома Лансере. Мама Екатерина была из рода потомственных франко-итальянских художников и архитекторов, занималась графикой. Отец Евгений – известный скульптор-анималист. Семья, друзья – все были увлечены рисованием.
В 1900 году Зинаида закончила женскую гимназию и поступила в Академию художеств. Но академическое наставничество сковывало художницу. Из Академии она перешла под начало художественной школы меценатки Марии Тенишевой, затем работала под руководством Осипа Браза. Серебряковой все не подходило. И она стала творить самостоятельно.
В 1905 году, выйдя замуж за своего двоюродного брата Бориса Серебрякова, новая чета уехала в Париж. Там художница брала уроки в известной Академии де ла Гранд Шомьер. Но ни модный парижский свет, ни учеба в легендарном заведении не откликались душе Зинаиды. Пара вернулась в теплое сердцу Нескучное. Простота жизни, бесконечный деревенский воздух, честный труд – то, что вдохновляло Серебрякову. Так одной из узнаваемых ее картин стал этюд «Уборка хлеба».
«Уборка хлеба». Зинаида Серебрякова. 1910 г.
В то же время был написан автопортрет. С большими блестящими глазами, в упавшем с плеча домашнем платье, около туалетного столика Зинаида прибирает свои длинные черные волосы: «Я решила остаться с детьми в Нескучном… Мой муж Борис Анатольевич был в командировке, зима в этот год наступала ранняя, все было занесено снегом — наш сад, поля вокруг, всюду сугробы, выйти нельзя. Но в доме на хуторе тепло и уютно, и я начала рисовать себя в зеркале…», – говорила потом художница.
Автопортрет «За туалетом». Зинаида Серебрякова. 1909 г.
Так, в десятые годы, найдя собственный путь, Серебрякова переживает творческий взлет. «За туалетом» и «Зеленя. Осенью», увидев работы на выставке «Мира искусства», покупает Совет Третьяковской Галереи.
«Зеленя. Осенью». Зинаида Серебрякова. 1908 г.
Творчество Зинаиды Серебряковой очень «женское». Она вовсе не типичный творец-мужчина, занимающийся только своим искусством. Она воспитывала четырех детей, Евгения, Александра, Татьяну и Екатерину. Знала, что такое быт. Умела замечать красоту обычной жизни и обычной женщины в круговороте этой жизни. Это отразилось в том числе в картинах «За завтраком», где нет места детскому позированию, и «Баня», которая поражает уважением женщины и тихим восторгом перед ее природой. Героев обеих картин просто застали за привычным делом, в этом нет игры. Все по правде.
«За завтраком». Зинаида Серебрякова. 1914 г.
Во время революционных волнений было сожжено имение Нескучное. Весть об этом Зинаида Серебрякова получила, находясь уже в Харькове. Там же умер от тифа ее муж Борис. Когда стало очевидно, что в Харькове нет ни работы, ни даже шанса на ее появление, художница с четырьмя детьми отправилась в Петроград, расположившись в квартире деда Николая Бенуа.
В 1924 году стало окончательно понятно, что жизни в новой России для Серебряковой нет. И она уехала во Францию, где жил дядя Александр Бенуа. На родине остались пожилая мать и все дети. Зинаида планировала вскоре вернуться, но встреча состоялась лишь спустя 43 года.
«Баня». Зинаида Серебрякова. 1913 г.
Лишь в 1957 году о художнице вспомнили. Ей, отказавшейся от советского паспорта, чтобы уберечь свою жизнь во время Второй мировой войны, предложили вернуться на родину. Но Серебряковой была уже больше 70 лет.
В 1960 году состоялась встреча с дочерью Татьяной, ставшей театральным художником МХАТа. Именно дочь подала прошение Союзу художников СССР организовать выставку работ матери. И Союз времен оттепели его, конечно, одобрил. Спустя пять лет, в 1965 году, прошли вставки в Москве, Ленинграде и Киеве. Серебряковой вновь восторгались, как в уже далекие двадцатые годы.
Серебрякова не вернулась на родину, но ее произведения нашли место в главных музеях России. Зинаида скончалась на 82 году жизни и была похоронена на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа недалеко от Парижа.
Источники: https://www.culture.ru/s/serebryakova/