Люблю и знаю свой район
Истории районов Москвы. Хитровка: самый неблагополучный район XIX века (часть 3)

В рамках проекта «Люблю и знаю свой район» мы на платформе Яндекс.Дзен рассказываем интересные истории четырёх районов Москвы: Басманного, Красносельского, Мещанского и Сокольников. Мы будем дублировать их и на нашем сайте.


 

Басманный район. Дом Ярошенко (Хитровская площадь)

Сегодня мы ещё немного расскажем о «неблагополучном» районе Москвы — Хитровке. В предыдущем посте мы коснулись мистической темы — но и днём, без встреч с призраками, на Хитровке можно найти много интересного.

Проект дома Ярошенко. 1888 г., архитектор А. А. Никифоров

Проект дома Ярошенко. 1888 г., архитектор А. А. Никифоров

Знаменитый хитровские ночлежки почти не сохранились — кроме дома Ярошенко. В нём и сейчас есть жилые квартиры, но уже не для бедных. А в XIX-м веке в доме Ярошенко работала «Каторга» — самый страшный кабак Москвы, где разбойники и беглые каторжники всегда могли найти себе «халтуру». Но было в доме Ярошенко много и других заведений — например, несколько чайных.

Дом Ярошенко сейчас. Источник фото: The Village

Дом Ярошенко сейчас. Источник фото: The Village

 

Ярошенко был на короткой ноге с самой высокой московской интеллигенцией. В 1902 году в дом Ярошенко приезжали К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко — они изучали «быт бедноты», когда готовились к постановке пьесы М. Горького «На дне» в Московском художественном театре. Режиссёров сопровождал В. Гиляровский. Вот что он писал:

К. С. Станиславский, Вл. И. Немирович-Данченко, кое-кто из артистов и художник Симов совершают поход на Хитровку вдохнуть трущобного духу. Веду их в дом Степанова… Половину ночлежки, за перегородкой, занимают нищие, другую, просторную, с большим столом под висячей лампой, — переписчики пьес и ролей для театральной библиотеки Рассохина. Все эти люди так или иначе с прошлым, видавшие и лучшие дни. Босые и полураздетые, они за этим столом и днем и ночью пишут, а, получив деньги, в день их пропивают… Это самая тихая ночлежка из всей Хитровки… По установленному обычаю, гости здесь угощали хозяев…<…> У стола две самые высокие фигуры, оба прекрасно держатся, как равный с равным — один К. С. Станиславский в хорошем пальто, в мягкой шляпе, а другой одного роста с ним, сложенный хоть Аполлона лепи, но в одном нижнем белье… За столом, под лампой, Симов рисовал с кого-то карандашом портрет.

Станиславский вспоминал:

В самом центре большой ночлежки находился тамошний университет с босяцкой интеллигенцией. Это был мозг Хитрова рынка, состоявший из грамотных людей, занимавшихся перепиской ролей для актёров и для театра. Они ютились в небольшой комнате и показались нам милыми, приветливыми и гостеприимными людьми. Особенно один из них пленил нас своей красотой, образованием, воспитанностью, даже светскостью, изящными руками и тонким профилем. Он прекрасно говорил почти на всех языках, так как прежде был конногвардейцем. Прокутив своё состояние, он попал на дно, откуда ему, однако, удалось на время выбраться и вновь стать человеком. Потом он женился, получил хорошее место, носил мундир, который к нему очень шёл.

А. Кириллов. А. М. Горький читает пьесу «На дне» артистам Художественного театра. 23 августа 1902 г.

А. Кириллов. А. М. Горький читает пьесу «На дне» артистам Художественного театра. 23 августа 1902 г.

 

Станиславский много общался с «университетскими» обитателями ночлежки Ярошенко. Они поражали режиссёра своей воспитанностью, приветливостью и опрятностью — они казались в ночлежек чужими, неподходящими. Часто таким людям удавалось «выбраться» из дома Ярошенко и начать жизнь заново, а в советское время в коммунальных квартирах в доме Ярошенко жили многие впоследствии известные люди: например, лауреат Нобелевской премии по физике Н. Басов и актер С. Крамаров.

Вид со двора, ХХ век. В квартире на верхнем этаже, по свидетельствам, родился Савелий Крамаров

Вид со двора, ХХ век. В квартире на верхнем этаже, по свидетельствам, родился Савелий Крамаров

 

Другая знаменитая ночлежка Хитровке — дом Румянцева. Здесь жили «странники» — мужчины, всегда одетые во что-то вроде монашеской рясы и зарабатывающие на рассказах неграмотному населению о «святых чудесах». Такие люди ещё продавали «реликвии» — например, щепки от гроба Господня. А в доме Бунина жили «раки» — так в XIX-и веке называли людей, которые пропили последнюю рубаху. Им выдавали одежду, но взамен они по ночам должны были перешивать для базара тряпки, которые воры притаскивали им по ночам, наворовав здесь же — на Хитровской площади.


Не пропустите новые публикации канала Истории Басманного района! 
Total Views: 1046 ,
1
Русская Инициатива