Профессор Казанской государственной консерватории имени Н. Г. Жиганова, музыковед и доктор искусствоведения Александр Маклыгин поделился мнением о проекте «Чайковский» общественной организации «Русская инициатива». Заслуженный деятель искусств не против переименования Новинского бульвара в улицу Чайковского, но только в случае предварительного исторического анализа и широкой общественной поддержки. Он также затронул влияние Чайковского на русскую культуру и назвал главные композиции, с которыми должен быть знаком каждый.
— Для меня она несколько неожиданная. Я и не предполагал, что возможно такое переименование. Прежде всего этот вопрос, конечно, нужно обсудить с консерваторией имени Чайковского. Тут прямое дело взять в соучастники очень влиятельные музыкальные общественные организации. А у нас в Москве теперь вообще улицы Чайковского нет?
— Это действительно нехорошо.
— Как поддерживаю… Здесь должен быть какой-то предварительный анализ, насколько это возможно. Что касается имени Чайковского, то для любого музыканта оно святое, и если будет какое-то дополнительное увековечивание памяти — конечно, только приветствуется. Другое дело, что всякое название улицы должно быть таким, чтобы оно не создавало какую-нибудь ситуацию дискуссии, скандала или ещё чего-нибудь. Чтобы святое имя не попало в жернова какой-нибудь неприятной общественной ситуации.
— Я не знаю всех нюансов и подтекстов, почему возникла идея переименования улицы. Конечно, там находится дом-музей Чайковского, рядом с Американским посольством. Она имеет право называться улицей Чайковского.
— Без сомнения, имена великих гениев должны быть запечатлены. Они достойны этого.
— Вопрос, на который ответ уже сам собой напрашивается. Чайковский — величайшая личность. Если и не первый русский композитор, то точно в первой пятёрке русских композиторов, дореволюционных. Это слава русской музыки. Даже неловко о гении говорить, что он гений. Когда его музыка звучит… она очень трогательная, душевная, русская музыка. Это Чайковский.
— В зависимости от возраста. Скорее всего, его фортепианный цикл «Времена года». Можно поставить «Онегина» или «Пиковую даму». А его детский цикл — для тех, кто поменьше. Это всё зависит от того, какая аудитория и какого Чайковского надо открыть.
— «Ромео и Джульетта», увертюра «1812 год» — очень эффектные сочинения. Ещё «Манфред». Очень много такого, что дорого в Чайковском. То, что я назвал, — это минимум, который должен быть для его репрезентации.