Недавно в Культурном центре «Русской Инициативы» состоялась вечеРИнка с космонавтом и Героем России Андреем Борисенко. На ней Андрей Иванович пообщался с Лидером нашей организации Юлией Серебрянской, а также ответил на вопросы юных любителей космоса. Отметим, что 5 апреля Андрей Борисенко в первый раз полетел в космос. И именно 5 апреля родился Сергей Чаплыгин, эксперт в аэродинамике. В честь него «Русская Инициатива» реализует проект «Век русского учёного Чаплыгина».
Мы решили составить топ-10 самых интересных к космонавту от детей.
А если корабль потерял управление?
«Ну если корабль потерял управление, это очень плохо, потому что если он совсем потерял управление, тогда он не сможет вернуться на Землю. Собственно говоря, на этом вся экспедиция закончится. Космонавтов очень хорошо учат, Земля тоже готовится к этим нештатным ситуациям. Поэтому на сегодняшний момент всё завершалось лёгким или не очень лёгким, но испугом».
А если вы заболеете?
«Ничего хорошего не будет, космонавтам болеть не положено. Поэтому вот на Земле нас, нас и отбирают очень далеко, и мы в течение двух недель ни с кем, перед самим стартом ни с кем не общаемся, кроме оперативной группы, специально обученных людей и самых близких людей, родителей и детей, вот. Поэтому нам болеть не положено. Но если вдруг космонавт всё-таки заболеет, то на борту имеется большое количество медикаментов, различные таблетки, которые позволили, позволят снизить вот этот накал болезни. Ну это, конечно, если горло заболело, там чихать начал, кашлять. Но если что-то серьёзное, то просто экипаж будет срочно спущен на Землю».
А если на корабле пожар случится?
«По нашей документации мы срочно произведём разгерметизацию корабля и будем осуществлять срочный спуск на Землю. А если на станции, то там мы будем бороться с пожаром, использовать огнетушители, изолируем тот отсек, где произошло задымление или пожар. В общем, будем с ним бороться и постараемся остаться на станции».
Нужно ли космонавту учить какой-то иностранный язык?
«Во-первых, Международная космическая станция уже по названию является международной. То есть там члены экипажа не только российские, но и американцы, японцы, немцы, канадцы. Значит, на Международной космической станции официальным языком общения является английский язык. На корабле «Союз» официальным языком общения является русский язык. Но так как мы должны, в общем-то, общаться, получается, достаточно хорошо и понимать друг друга, то для того, чтобы быть назначенным в состав экипажа, мы сдаём определённые тесты по английскому языку. Вот у нас это требования не ниже, чем Intermediate High. Примерно такой же уровень и требований по знанию русского языка для наших зарубежных коллег».
В космосе страшно и чего вы боялись в детстве?
«Вообще, в космосе страшно интересно. Меня спрашивали: «Страшно здесь?» Вот я не помню, кто-то из ребят. Страшно интересно. Вот обязательно в связке вот эти два слова. Ну а в детстве я боялся стоматологов, честно скажу. Немножко вздрагиваю и сейчас, когда приходится садиться в кресло. Потому что шум бурмашины в детстве вводил в лёгкую панику».
Есть ли у вас семья, дети, чем занимаются?
«Ну, космонавтам можно и нужно заводить семьи, нет запрета на это. А тем, кто за нас выходит замуж или женится, нужно понимать, какая жизнь у них будет после этого момента. На наших жён и детей накладываются накладываются огромное количество ограничений, которые истекают из нюансов нашей профессии. Ребёнок есть, сын Иван, ему 28 лет, вот. Когда он посмотрел на нашу жизнь изнутри, он сказал: «Знаешь, папа, я займусь чем-нибудь менее экстравагантным, например, гонкой “Формулы-1”».
Почему всё время на Марс летим?
«Луна интересна, Марс тоже интересен. И потом, я бы не сказал, что мы всё время летим на Марс. У нас есть разные горячие головы. Если посмотреть в интернете, там очень много людей, которые рассказывают, что мы должны лететь на Марс, да. Как правило, эти люди не просто не имеют никакого отношения к космонавтике, у них ещё и нет образования технического. У нас определены точки, по которым человечество будет выходить в космос. И безусловно, первой ближайшей точкой всё-таки является Луна. А Марс это будет уже следующий этап наших космических исследований. Хотя бы потому, что Луна позволит отработать многие технологии, которые необходимы будут на Марсе».
Вопрос, которого ждал много кто. Как вы ходите в туалет на станции?
«В космосе туалет, он мало чем отличается от земного, земного туалета. Туалет никуда не может улетать, потому что это целый сложный агрегат. Космический туалет построен по принципу пылесоса. То есть организуется воздушный поток, который транспортирует те жидкие и твёрдые отходы, которые выделяет человек. А вот эти отходы уже складируются, складируются в специальных объёмах, в специальных местах, которые консервируются и потом удаляются вместе со всем остальным мусором на Землю. Но до Земли он не долетает, всё сгорает в плотных слоях атмосферы».
А вы пришельцев видели?
«Ну, к сожалению, пока никто пришельцев не видел. Хотя, хотя все мы, наверное, хотели бы их увидеть и встретиться. Но не складывается пока. Либо их нет рядом вообще, либо она, они очень сильно от нас прячутся. Я думаю, что наши братья и сёстры по разуму есть, просто сейчас ещё пока не пришло времени, не пришло время для того, чтобы с ними встретиться».
На орбите много мусора?
«На орбите мусора, действительно, теперь уже достаточно много, особенно вот нам Илон Маск теперь подсуропил со своим количеством спутников, которые выводит совершенно в бешенном количестве. И которые на сегодняшний момент, действительно, если будет продолжать вот такое неконтролируемое количество выводов спутников на орбите, это может тоже создавать реальную угрозу для тех, для полёта на тех орбитах, на которых мы летаем. Остановить его это никак нельзя. На сегодняшний момент средства очистки космического пространства только разрабатываются, это крайне сложная техническая проблема».
Смотрите полное интервью в видео-формате на нашем «ЮТуб»-канале: