Москве – площадь П.И.Чайковского
Музыкальная общественность в ожидании площади им. П.И.Чайковского

26 апреля в культурном Центре «Русская Инициатива» прошло заседание «Круглого стола». Лидер Общественной организации «Русская Инициатива» Юлия Серебрянская встретилась с артистами, музыковедами и журналистами, обсудив  важность проекта «Москве – площадь им. П.И.Чайковского».

В обсуждении актуальной темы приняли участие: заслуженный работник культуры, театровед, заведующая литературной частью и заместитель Художественного руководителя театра «Школа Современной пьесы», музыкальный критик — Екатерина Кретова, музыкальный критик, радиоведущий и автор программ радиостанции ОРФЕЙ — Йосси Тавор, заслуженная артистка России, пианистка, правнучатая племянница Петра Ильича Чайковского — Наталия Владимировна Бурмейстер – Чайковская, заслуженная артистка России, ведущая артистка театра на малой — Бронной Вера Бабичева.

В тёплой дружественной обстановке рассуждали о важности московского периода в жизни и творчестве Петра Ильича, поговорили о произведениях, написанных в этот период: в том числе о всемирной известности первого концерта для фортепиано с оркестром, о бессмертном творении — опере «Евгений Онегин», о балете «Лебединое озеро» и о разнообразных современных редакциях этого балета.

Правнучатая племянница Наталия Владимировна Бурмейстер – Чайковская рассказала о службе в музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко своего знаменитого отца, хореографа Владимира Бурмейстера – внучатого племянника Петра Ильича. Оказывается, авторская постановка Бурмейстера балета «Лебединое озеро» до сих пор считается эталонной и до сих пор идет в музыкальном театре им. Станиславского и Немировича – Данченко. Наталия Владимировна подарила «Русской инициативе» две книги о творчестве Владимира Бурмейстера, выпущенных недавно.

Круглый стол Москва в жизни и творчестве П.И.Чайковского. Юлия Александровна Серебрянская, Наталия Владимировна Бурмейстер – Чайковская и Вера Бабичева

Музыкальные критики и артисты поговорили и о значении Московской консерватории для мирового музыкального сообщества. Вспомнили, что именно при активном участии Петра Ильича, как педагога, Музыкальные классы Московского отделения «Русского музыкального общества» были реорганизованы в «Московскую консерваторию». Поэтому неслучайно Московская консерватория носит имя Чайковского. Поговорили немного и об истории всемирно известного высшего музыкального учебного заведения. Вспомнили, что еще до войны в 1940 году, как раз в честь  100 – летия композитора, указом Президиума Верховного Совета СССР Московской консерватории было  присвоено имя П. И. Чайковского и учреждены стипендии имени П. И. Чайковского для особо одарённых студентов композиторского факультета.

А вот памятник Петру Ильичу был воздвигнут в 1954 году, и потом,  через четыре года, 18 марта 1958 года здесь прошёл Первый международный конкурс имени Чайковского – завоевавший признание во всём мире!

«В Москве всё время что-то делалось для увековечивания памяти Великого композитора, зачем же в 90-х годах у Москвы забрали улицу имени Чайковского?, — задаётся вопросом Лидер Общественной Организации «Русская Инициатива» Юлия Серебрянская, — наверное просто потому, что в те годы многие улицы переименовывались списком и улица имени Петра Ильича по чудовищной случайности попала в этот список. Мы хотим это исправить и вернуть Москве улицу или площадь или сквер имени Великого русского композитора», — подчеркнула Лидер РИ

В заключение  встречи Наталия Владимировна Бурмейстер-Чайковская исполнила на рояле пьесу П.И.Чайковского «Диалог» , а актриса Вера Бабичева прочитала  два стихотворения: одно – стихотворение самого П.И. Чайковского а второе – о творчестве П.И.Чайковского.

Круглый стол Москва в жизни и творчестве П.И.Чайковского. Наталия Владимировна Бурмейстер – Чайковская

Петр Ильич Чайковский

Ландыши

Когда в конце весны последний раз срываю

Любимые цветы, – тоска мне давит грудь,

И к будущему я молитвенно взываю:

Хоть раз еще хочу на ландыши взглянуть.

Вот отцвели они. Стрелой промчалось лето,

Короче стали дни, умолк пернатый хор,

Скупее солнце нам дает тепла и света,

И разостлал уж лес свой лиственный ковер.

Потом, когда придет пора зимы суровой

И снежной пеленой оденутся леса,

Уныло я брожу и жду с тоскою новой,

Чтоб солнышком весны блеснули небеса.

Не радуют меня ни книга, ни беседа,

Ни быстрый бег саней, ни бала шумный блеск,

Ни Патти, ни театр, ни тонкости обеда,

Ни тлеющих полен в камине тихий треск.

Я жду весны. И вот волшебница явилась,

Свой саван сбросил лес и нам готовит тень,

И реки потекли, и роща огласилась,

И наконец, настал давно желанный день!

Скорее в лес!.. Бегу знакомою тропою:

Ужель сбылись мечты, осуществились сны?..

Вот он! Склонясь к земле, я трепетной рукою

Срываю чудный дар волшебницы-весны.

О ландыш, отчего так радуешь ты взоры?

Другие есть цветы роскошней и пышней,

И ярче краски в них, и веселей узоры, —

Но прелести в них нет таинственной твоей.

В чём тайна чар твоих? Что ты душе вещаешь?

Чем манишь так к себе и сердце веселишь?

Иль радостей былых ты призрак воскрешаешь!

Или блаженство нам грядущее сулишь?

Не знаю. Но меня твоё благоуханье,

Как винная струя, и греет и пьянит,

Как музыка, оно стесняет мне дыханье

И, как огонь любви, питает жар ланит.

И счастлив я, пока цветешь ты, ландыш скромный,

От скуки зимних дней давно прошел и след,

И нет гнетущих дум, и сердце в неге томной

Приветствует с тобой забвенье зол и бед.

Но ты отцвел. Опять чредой однообразной

Дни тихо потекут, и прежнего сильней

Томиться буду я тоскою неотвязной,

Мучительной тоской о счастье майских дней.

И вот когда-нибудь весна опять разбудит

И от оков воздвигнет мир живой.

Но час пробьет. Меня — среди живых не будет,

Я встречу, как и все, черед свой роковой.

Что будет там?.. Куда, в час смерти окрыленный,

Мой дух, веленью вняв, беззвучно воспарит?

Ответа нет! Молчи, мой ум неугомонный,

Тебе не разгадать, чем вечность нас дарит.

Но, как природа вся, мы, жаждой жить влекомы,

Зовем тебя и ждем, красавица весна!

Нам радости земли так близки, так знакомы,-

Зияющая пасть могилы так темна!

1878

И стихи Косты Хетагурова, написанные в 1893 году. Памяти П. И. Чайковского

Разбита стройная, чарующая лира,

Повержен жертвенник, разрушен пышный храм, —

Навеки улетел «соловушка» от мира

В страну далекую, к далеким небесам.. .

И стало тяжело на сердце, безотрадно,

И мрак, холодный мрак сгустился над душой, —

Удар безвременный, и как он беспощадно,

Как неожиданно направлен был судьбой!

Оценим ли теперь великую потерю,

Горячая слеза найдется ль у кого?

Тогда лишь в будущность народа я поверю,

Когда он гения оплачет своего;

Когда печаль свою он глубоко сознает

И вещие слова поэта он поймет:

«Пусть арфа сломана, — аккорд еще рыдает…

Не говорите мне: он умер, — он живет! »

Total Views: 1131 ,
Русская Инициатива