Русский Тонино
«Цветные мысли» итальянского маэстро Тонино Гуэрра

В рамках проекта «Тонино Гуэрра» общественной организации «Русская Инициатива», посвященного жизни и творчеству великого итальянского человека искусства, мы рассказываем о том, что связывало Тонино Гуэрра с Россией и какое влияние его творчество оказало на русскую культуру. 

Многие помнят его как выдающегося сценариста, который работал с Федерико Феллини, Микеланджело Антониони, Андреем Тарковским. Однако немногие в нашей, даже несмотря на то, что выставки этого человека проходили во многих городах России, знают о его художественном таланте, благодаря которому он видел красоту внутри людей и создавал ее в мире материальном, вполне реальном и осязаемом.

Тонино Гуэрра в своей мастерской во время создания картины

 

О многогранности своего таланта сам Тонино говорил:

«У меня есть три собаки — так я называю свое воображение. Естественно, время от времени я каждую из них должен выгуливать».

 

Рисовать Гуэрра начал практически с рождения, и будучи мальчишкой, зарабатывал этим на хлеб, работая оформителем для газет и журналов. В 1940-е, во времена учебы в Университете в Урбино он проиллюстрировал книгу историка Кузина виньетками, полными тонкого юмора и иронии, которые привлекли интерес широкого круга читателей к серьезному научному изданию.

Поездки в Россию, на родину жены Лоры, побудили Тонино Гуэрра вновь обратиться к изобразительному искусству, поскольку во время бесед с друзьями из-за незнания русского языка, чтобы как-то занять себя, вновь начал рисовать.

Разнообразие творческой жизни мастера нашло свое отражение в экспозиции выставки «Подарки Тонино Гуэрра» в галерее «Дом Нащокина» (2005 год), где были собраны графические работы мастера и его картины; занавески, скатерти, покрывала на диваны, выполненные по его эскизам. Часть экспозиции состояла из подарков, сделанных знаменитым итальянцем своим русским друзьям.

Картины Тонино Гуэрра

Основной темой «Подарков» были бабочки – они много лет вдохновляли Гуэрру. В разговоре с журналистами она часто упоминал, что самым счастливым днем его жизни был тот, когда он, освободившись из немецкого концлагеря, впервые смог посмотреть на бабочку без желания ее съесть.

 

Тонино Гуэрра – разносторонне одаренный человек, выдающийся гуманист, «последний человек Возрождения», как часто называют его в Италии. В Италии он открыл ресторанчик, у него художественная галерея в Петербурге, возле своего итальянского дома он создал знаменитый Сад забытых фруктовых деревьев.

У него была собственная мастерская, где Гуэрра творил, писал, создавал мебель, мозаики, фонтаны, делал эскизы витражей и винных этикеток, разрабатывает архитектурные проекты площадей, садов и скульптур.

 

Из воспоминаний Тонино Гуэрры: 

 

«Сейчас мне нравится делать что-то для других, помогать ремесленниками, делать для них что-то такое. Эта игра малого искусства, как я называю ремесленников».

 

В Римини Тонино в честь своего близкого друга, режиссера Федерико Феллини, открыл ресторан «La Sangiovesa» (в пер. «Дружба»), где оформил весь интерьер рисунками и предметами, созданными собственноручно.

Его стены украшают картины Тонино, таблички с его фразами, мебель по его эскизам. В качестве основной картинки ресторана взята эта дама

Куда бы не ступала нога великого итальянца, все пространство вокруг себя он преобразовывал и превращал в истинное произведение искусства: площади, сады, фонтаны, камины, комоды, стулья и салфетки в его любимом ресторане.

Московская квартира Лоры благодаря его стараниям стала как музей. Она заполнена работами и вещами Тонино. Многое он сделал своими руками, например шкаф.

Шкаф-бабочка, работа Т. Гуэрра  Фото: Дмитрий Беззубцев

 

Лора Гуэрра о таланте Тонино: 

 

— Он умел превращать в сказку даже самые простые вещи. Тонино выбросил у друзей всю мебель, потому что она была шведская и некрасивая. Начал с нашего дома на Мосфильмовской улице. Выносил и бросал прямо на снег, чтобы видели прохожие и машины. Взамен принес с рынка на Преображенке интересные комоды, стулья, и мы вместе с друзьями это все раскрашивали цветами и другими рисунками.

 

Стены домов и таблички с номерами в маленьком городке Пеннабилли, где он жил последние годы, были украшены им собственноручно.

 Тонино Гуэрра: «Мне захотелось создать новую мебель. Я приблизился сам к себе, к сущности, которая во мне есть, чтобы найти ту наивность, присущую крестьянам, когда они сами себе тачали мебель. Так я стал делать мебель». 

 

Более тридцати лет Гуэрра не переставал творить: картины, рисунки, мозаики, скульптуры, керамические изделия, мебель, архитектурные проекты площадей, фонтанов, садов. Несмотря на то, что сам Тонино не считал себя художником, «Русская Инициатива» констатирует тот факт, что как многие великие итальянцы прошлого, Гуэрра был талантлив во всем. Отделить одну грань его таланта от другой невозможно, поскольку гуэрровском творчестве они являются единым целым, неразрывно связанных друг с другом. Неслучайно его живопись называют «цветными мыслями поэта».

Чтобы рассказать о всех работах маэстро, потребуется написать целую книгу. Корни его многогранности берут истоки с эпохи Возрождения, подарившей миру великих художников-гениев.

 

«Русская Инициатива» в рамках проекта постаралась затронуть главные моменты и работы из жизни итальянского сценариста, поэта, художника, скульптора. Всеобъемлющий талант Гуэрра и его творческое влияние на русскую культуру было столь велико, что даже после своего ухода он вдохновляет всех, кто обращается к его творчеству. 

Total Views: 6251 ,
Русская Инициатива