Гражданин писатель Владимир Солоухин
Тайна чёрных досок: собирательство Владимира Солоухина

«Всякая красота есть власть, и власть непреложная, безоговорочная, повергающая к ногам своим либо поднимающая до себя. Красота есть то, чему невозможно противостоять, и, значит, она действительно немилосердна»

В.А Солоухин «Черные доски: Записки начинающего коллекционера»

 

Коллекционирование икон в СССР было негласно запрещено, и только люди, обладающие партийной или государственной властью, а также некоторые представители творческой интеллигенции могли позволить себе такое увлечение без привлечения к своему «хобби» интереса со стороны органов надзора. Писатель, публицист, поэт, общественный деятель и гражданин Владимир Алексеевич Солоухин повернул общественное сознание в сторону сохранения и спасения исторической памяти страны.

В начале 60-х писатель пережил духовный перелом и « начал прозревать». Неожиданное открытие В.А. Солоухиным красоты религиозной живописи стало основой коллекционирования писателем икон. Он стал не только активно собирать иконы, но и  бороться за их сохранение.

Открытие иконы началось с посещения Солоухиным мастерской известного московского художника Ильи Глазунова, где писатель увидел иконы, развешанные по стенам вперемешку с картинами.

Художник Илья Глазунов в своей мастерской

 

Он изучал процесс «воскрешения чёрных досок», наблюдая за процессом реставрации икон и слушая рассказ жены Глазунова о некоторых иконах. Тогда писатель осознал, что иконы — не просто предмет религиозного культа, а шедевры изобразительного искусства, которые нуждаются в спасении.

Жена Ильи Глазунова во время реставрации иконы, 1961

 

 «Вся чернота вдруг осталась на вате, а из-под неё загорелись красным и синим неправдоподобно яркие краски. Захватило дух. Мне показалось, что я присутствую при свершении чуда, мне казалось невероятным, чтобы под этой ужасной глухой чернотой скрывались такие звонкие, такие пронзительно-звонкие краски».

 

На столе лежала чёрная икона, на которой почти ничего нельзя было разглядеть. Жена реставратора окунула кусочек ваты в подсолнечное масло и начала намасливать доску, пока постепенно не стали проступать детали картины. Солоухин увидел как проступает первый авторский слой — подлинное искусство.

Позже потемневшие от времени иконы Солоухин в своем произведении назвал черными досками. Черные доски – гимн старой русской жизни. Повествование о том, как один человек пытается сохранить уникальное наследие Древней Руси.

После выхода в 1969 году книги Владимира Солоухина «Черные доски (Записки начинающего коллекционера)» собирание икон в большей степени стало восприниматься как «допустимое».  В обществе укрепилось мнение, что собирательство икон несет в себе легальный характер и необходимо для сохранения русской истории.

В одном из эпизодов «Чёрных досок» публицист с огромным потрясением пишет, как не успел спасти старые иконы, оказавшиеся никому не нужными, подлежащие уничтожению и опоздал всего на 2 дня:

«…Говорю, позавчера бы вам приехать. Всё ещё стояло на месте, и всё было цело, как новенькое,» – услышал он от колхозного начальника, получившего в полное распоряжение здание церкви и отдавшего приказ на освобождение помещения от всего лишнего. И иконы порубили в щепки.

 

Тема иконы в «Черных досках» связана с темой России. Сам факт необходимости собирания икон — это путь собирания исторического целого России, разорванного революцией.

В произведении перед читателями постепенно  вырисовывается образ писателя — собирателя икон.  Автор пишет об иконах «Казанская Божья матерь», «Спас в силах», «Владимирская Божья матерь», «Покров», приобретенных им для своей коллекции.

Казанская Божья матерь

 

Писатель выстраивает национальные культурные ценности и затрагивает причастность людей к понятию «русский» :

«Ты можешь быть инженером, партийным работником, химиком, комбайнером.. но если ты русский человек, ты должен знать, что такое Пушкин , что такое Достоевский, что такое поле Куликово, Покрова на Нерли, Третьяковская галерея, рублевская «Троица», Владимирская Божья Матерь».

 

Немало энергичных читателей с авантюрной жилкой сами отправились в деревни на поиски икон, которые впоследствии поступали в коллекции или на продажу. Однако непрофессиональные попытки повторить «раскрытие» икон, описанное автором книги, случалось, губили найденные произведения.

Размышляя в очерке о судьбе усадьбы Храповицкого, писатель рассказывает о том, как упустил возможность сохранить для потомков одну из «бесхозных» икон брошенной церкви («Ветхозаветную Троицу»), решив вернуться за ней позже. Это «позже» случилось почти через 3 года. Каково же было потрясение писателя, когда он увидел, что церковь обезглавлена и из неё сделали магазин. А икона бесследно исчезла. Владимир Алексеевич сожалел о своём малодушном промедлении и считал, что безвозвратная потеря реликвии полностью лежит на его совести. Разумеется, в своей дальнейшей деятельности он делал всё возможное для спасения памятников русской культуры.

Разрушенная усадьба Храповицкого в Муромцеве

 

Ветхозаветная Троица

 

С этого времени Солоухин увлёкся со всей серьёзностью собирательством икон  и скоро научился  приблизительно разбираться  в возрасте иконы.

«А посмотришь на обратную сторону доски, на её бока, на её торцы, и видишь, что доска гораздо старее живописи. Значит, под открыточными ангелочками скрывается старина».

 

Первую старинную икону Солоухин получил от соседа по дому в селе. Подарок соседа стал решающим в жизни писателя: он определил задачу, которую Владимир Алексеевич окончательно после мастерской Глазунова поставил перед собой на всю жизнь –найти, спасти, сохранить произведения древнерусской живописи.

Благодаря Солоухину в советском обществе, некогда забывшем о важном наследии русской культуры, проснулось уважение и осознание истинной ценности икон, а также необходимость бережного отношения к ним. Героями его книги стали не просто древние лики, а сама Россия.

Total Views: 12001 ,
2
Русская Инициатива