Люблю и знаю свой район
Истории районов Москвы. «Дом Кротковой»: семь тарелок каши и настырный шарманщик

В рамках проекта «Люблю и знаю свой район» мы на платформе Яндекс.Дзен рассказываем интересные истории четырёх районов Москвы: Басманного, Красносельского, Мещанского и Сокольников. Мы будем дублировать их и на нашем сайте.


 

Красносельский район. «Дом Кротковой» (Новая Басманная, 23а) 

По адресу Новая Басманная, 23а стоит великолепное здание в псевдорусском стиле – оно было отреставрировано, но история его ещё до реставрации была такая же яркая, как сейчас его фасад. Это особняк городской усадьбы Спиридонова – или, как его часто называют, «дом Кротковой»: в начале XIX-го века им владела вдова коллежского асессора Марфа Яковлевна Кроткова, городская чудачка.

 

Когда Кроткова овдовела, ей стало страшно жить одной в доме. Она сходила в полицейский участок (он как раз рядом) и вытребовала себе под окна пост городового. Ей приглянулся один служивый под окнами, и через какое-то время женила его на себе. Но это ещё не странно.

Вот что пишет Дмитрий Покровский о Марфе Яковлевне: «Мы слыхали от лиц, обедавших у неё, что чудачка ежедневно готовила не менее семи сортов каши и каждую не только отведывала, но и кушала как следует. Все сидевшие за столом должны были под страхом её неудовольствия следовать ее примеру. Раскладывала же она это любимое кушанье по тарелкам сама, причем размеры порции определялись степенью ее расположения к тому или другому гостю, так что любимцам и любимицам обед у нее был равносилен пытке самого бесчеловечного свойства: на успевший уже раньше насытиться желудок приходилось истребить сначала тарелку гречневой каши, потом манной, потом ячневой, потом пшённой, потом ещё, ещё и ещё какой-нибудь, или же, отказавшись или даже выказавши мало охоты к этим бесконечным блюдам, навлечь на себя немилость строптивой барыни».

Герард Доу. «Старушка есть овсяную кашу» (1637 год)

Проявлялись ее странности и более забавным образом. Например, барыня не любила уличную музыку, а особенно – шарманщиков. Поэтому, когда один из последних повадился ходить по улице и играть прямо под окнами её молельной, Кроткова, сама не сумев его прогнать («Улица казённая, не ваша!») пришла к квартальному: «Избавь, буду благодарна», – и поощрила его червонцем. Квартальный шарманщика прогнал, но на другой день велел ему опять приходить – и опять прогнал. Так на несколько месяцев и уладилось: у квартального капитал, шарманщик с барышом, барыня довольна. Но через некоторое время квартальный заболел, и прогнать шарманщика было некому. Музыкант несколько дней скрипел на шарманке под окнами Кротковой. Барыня уже была в отчаянии, срывалась на прислугу – а квартальный всё не возвращался. Наконец выздоровел, прогнал шарманщика да и говорит: «Матушка Марфа Яковлевна, мне непременно надо поближе к вам жить. Как бы только увидел его, подлеца, так сейчас и прогонял». Марфа Яковлевна подумала и согласилась: «Переезжай-ка в малый дом, он у меня пустой стоит. И коли сдержишь свое слово, я тебе его подарю».

Так и переселился квартальный в двухэтажный, с мезонином, каменный, прочно строенный дом – шарманщику таскаться запретил и, хотя и лишился ежедневных червонцев, зато получил недвижимую собственность в подарок.

Сейчас в бывшем «доме Кротковой» находится ресторан «Шарманка» – в память о той истории.

 

Детали современного фасада «дома Кротковой»

Ссылка на Яндекс.Дзен

Подписывайтесь и читайте другие истории!

Total Views: 2508 ,
Русская Инициатива