Кафедра русского языка в Лейпцигском университете
Людия Шелленберг: Сближение народов — самый важный акцент в изучении языков

Общественный деятель из Германии Людия Шелленберг выразила лидеру «Русской Инициативы» Юлии Серебрянской беспокойство о закрытии кафедры русского языка в Лейпцигском университете. Беседа состоялась в рамках рабочей поездки в Мюнхен в декабре 2019 года.

В беседе с членом «Русской Инициативы» Людия Шелленберг рассказала о важности в поддержании русско-немецких отношений: налаживать не только изучение русского языка в университетах, но и влиять на экономическую и политическую ситуации между странами.

Юлия Серебрянская полностью поддерживает инициативу Людии Шелленберг.

Встреча лидера «Русской Инициативы» Юлии Серебрянской с общественным деятелем Людией Шелленберг (в центре). Мюнхен, Германия. 28 декабря 2019 года

 

— Как вы узнали о закрытии кафедры русского языка в Лейпциге? Какие эмоции у вас это вызвало?

— Вся эта ситуация связана не только с Лейпцигом. Она связана с разными университетами Германии. С 1989 года я начала работать вместе с Россией. Я видела большой потенциал в изучении русского языка до середины двухтысячного года. И действительно в изучении языка здесь были заинтересовано много немцев. Но с изменением политической и экономической ситуацией изменилось и желание изучать русский язык. Это было, конечно, очень неприятно, потому что СМИ и вся эта политическая ситуация, СМИ очень мало информации давало и реагировало очень на политическое мнение всех руководителей.

— Насколько я знаю, кафедры русского языка, в том числе в Лейпцигском университете, начали закрывать из-за недостатка финансирования. Но вы считаете, что это именно по политической причине, верно?

— По моему мнению, это сто процентов политическая ситуация, которая изменила всё отношение к России. У нас в маленьких городах, в вечерних школах преподавали в то время русский язык и заинтересованность людей была очень высокая. К тому же вы наверняка знаете, какое большое влияние СМИ имеют на народ и общество. Кафедры русского языка в университетах в любом случае нужно поддерживать.

— Почему вам кажется важным изучать русский язык в Германии?

— Я думаю, это не только с русским языком связано. Это связано со всеми языками этого мира, потому что чем больше вы знаете языков, тем легче использовать экономически все связи, легче использовать объединение народов. Это не заключается только в том, чтобы знать русский язык.

Сближение народов — это самый важный акцент, который мы должны ставить на изучении языков.

 

И вот с 1989 года, как я и говорила, было тесное сближение народов России и Германии, в чём я также принимала участие. Параллельно с другими проектами, которые я вела, долгие годы я была членом Петербургского диалога. И я заметила, что здесь влияние на все сферы играло большую роль политическая работа.

— А чем именно вы занимались, когда работали над поддержанием русско-немецких отношений?

— Я с 1989 года начала работать по экономическим вопросам. Я промышленник-экономист по профессии. А потом всю гуманитарную помощь, которую я вела, три года по всей Россией, это с Баварии, с нашего президенства красного креста. Меня в то время попросили вести эту работу. Позже я вела социальные проекты по восстановлению детских домов, школ-интернатов. Была советником и представителем правительства Нижнего Новгорода в Германии. Это была очень обширная деятельность, она не была зациклена на одном проекте.

— Сейчас вы продолжаете заниматься такой деятельностью?

— Конечно. Сейчас ограничения с этой пандемией, и я уже два года не была в России. А так я очень много ездила по городам вашей страны, помогала. Сейчас мы стараемся осуществлять деятельность в медицине. В Питере есть очень много прекрасных врачей, одна из них — Валентина Николаевна, тоже друг «Русской Инициативы». Она очень активно занимается разработками в сфере медицины, и мы стараемся тоже что-то изменить в этом направлении.

В России было сделано много открытий, связанных с бактериофагами, пептидами. Очень много российских разработок не были допущены к нам в Европу. Мы стремимся к тому, чтобы это изменить.

 

Людия Шелленберг. Источник: Архив «Русской Инициативы»

 

— Люди наоборот считают, что в Европе медицина намного лучше, чем в России. Это миф?

— Миф такой есть, да. Медицина у нас сильная по диагностике и операциям. Но мы все готовим простой водой (Прим. ред. Имеется в виду немецкое выражение Auch nur mit Wasser kochen, которое означает «здесь всё, как и у других»).

В России прекраснейшие учёные, которые свершают открытия и разработки, не продвигающиеся далее по миру. Это тоже политическое изменение, которое разрушило всё, что было в России. А ваша страна уникальнейшая. Я верю, что Россия воспрянет.

 

Несмотря на то что мне все говорят: «Господи, Людия, о чём ты думаешь?» Но я верю в это, потому что я вижу потенциал, который теряют другие страны, но имеет Россия. Это я так со стороны наблюдаю.

— Я согласна с вами. Даже находясь в России, я чувствую, что в будущем она будет становится только сильнее. А как вам кажется, что мы конкретно можем делать, чтобы это скорее свершилось?

— Нам нужно сейчас иметь влияние не только на изучение русского языка за рубежом, но прежде всего на политику, экономику. Знаете, даже несмотря на все санкции, крупные зарубежные компании и фирмы по-прежнему сотрудничают с Россией. Мы просто об этом не знаем. Состояние и ведение политической работы в России очень важно. Я Россию очень люблю. Она не идёт агрессивностью, которым идёт сейчас наш Запад. Почему? Мы сами знаем, почему это происходит: кому-то это нужно. Это всегда так.

— А как вы думаете, важно ли поддерживать русских, которые решили переехать за границу? Работать не внутри страны на её процветание, а за рубежом.

— Да, конечно, если у них осталась любовь к России, есть мысли и желания об её процветании. Я встречала много людей, которые приехали сюда и отрицательно высказывались о России. Меня это всегда огорчало. Я всегда спрашивала: «Как вы можете? Если вы родились в одной семье и недовольны своими родителями, вы же не будете их хаять?»

Страна, в которой мы рождаемся, — то святое место для нас. Страна как родитель: здесь люди учатся, взрослеют, получают профессию. Для меня было бы радостью, если бы люди, которые перебрались за рубеж, занимались активной деятельностью для восстановления отношений между двумя странами.

 

— Например, реализовывать разные программы, которые объединяли бы русских людей за рубежом, были бы направлены на изучение языка, культуры и истории России?

— Конечно. На фоне этого развития опять появится интерес к русскому языку. Они будут понимать, зачем его учить.

Нужно начинать с мелочей и со сближения народов, чтобы люди друг друга понимали.

 

В рамках своей работы я вывозила много детей на лечение в Германию. Они жили у нас, сталкивались с нашим бытом, понимали, что это всё — очень одинаково, и мы прекрасно можем жить вместе.

Встреча лидера «Русской Инициативы» Юлии Серебрянской с общественным деятелем Людией Шелленберг. Мюнхен, Германия. 28 декабря 2019 года

 

— Есть ли в Германии крупные организации, которые активно занимаются восстановлением русско-немецких отношений?

— Честно, за всю свою деятельность я пока не встречала у нас. Мы живём в южной части — в Баварии. Я не знаю, как в другой части Германии это развивается, но через СМИ мы очень мало слышим о России, а если слышим — чаще не положительное. Когда случится какая-то ситуация, наши СМИ её так раздуют, что люди опять начинают говорить: «Вот смотри, Людия, почему этого отравили? А этого убили? Почему опять произошло это?» Влияние СМИ на общество колоссальное. Как в положительном смысле, так и в отрицательном.

— Получается, образ России в Германии имеет негативный оттенок?

— Нет, я бы не сказала так.

В Мюнхене недавно у нас была демонстрация против национализма. И стояло очень много молодёжи, студентов, которые держали плакаты, где было написано: «Нам бы такого, как Путина».

 

Народ сам очень положительно относится к России, просто им подкидывают каждый раз какие-то камешки.

— Но люди думающие осознают, что это неправда?

— Конечно. Но это такие игры, в которых нам тяжело сказать, где правда, а где ложь. Но народ не глупый.

 


Общественная организация «Русская Инициатива» поддерживает мнение Людии Шелленберг. Нужно начинать с малых дел! Именно поэтому лидер Юлия Серебрянская решила основать проект под названием «Кафедра русского языка в Лейпцигском университете», который будет направлен на поддержание работы единственной возможности изучения русского языка в Восточной Германии на профессиональном уровне, тем самым способствуя развитию русско-немецких отношений.

Total Views: 820 ,
Русская Инициатива