В рамках проекта “Улица (площадь) имени русского композитора Петра Ильича Чайковского” общественной организации “Русская инициатива” по возрождению наименования центральной улицы в честь великого композитора, мы поговорили с ярким представителем российского оперного искусства, певцом Владимиром Ивановичем Пьявко, творчество которого было неразрывно связано с композитором.
– Ваша творческая деятельность непосредственно была связана с творчеством великого русского композитора. Вы исполнили ведущую партию Германа в “Пиковой даме” Чайковского?
Расскажите о вашем отношении к творчеству великого композитора, какое влияние он оказал на культурное наследие России?
Не только в “Пиковой даме”, но и роль графа Воденома из оперы Чайковского “Иотланта”. Так, у меня связано с Чайковским многое. Множество романсов исполнил. Я думаю, что он оказал влияние на развитие оперного искусства и искусства в целом не только Российской империи, но и всего мира, потому что, начиная где-то с 30 – 40-х годов, в послевоенное время, “Пиковая дама” и “Иоланта” стали все больше появляться на ведущих оперных сценах таких стран, как: Италия, Франция, Америка и Англия. То есть было обращение к оперной музыке. Затем уже к камерной литературе, к романсу Чайковского стали обращаться такие певцы как Николай Гедда – тенор с корнями русского происхождения, который сам жил в Швеции. Он часто в свое время бывал у нас в Москве на гастролях. Самое что ни на есть прямое отношение к развитию оперной классики и музыки как таковой, оказала музыка Чайковского. Она сыграла важную роль в мировой музыкальной культуре.
Его первый концерт славится во всем мире и во многих музыкальных конкурсах первый концерт Чайковского является обязательным произведением. Я уже не говорю о нашем конкурсе Чайковского. На мой взгляд, допустим, в оперной литературе, Пиковая дама, которая была написана Петром Ильичом за 40 дней, это самое гениальное произведение, которое мог создать человек за всю историю оперного искусства.
– Считаете ли вы целесообразным вернуть первоначальное название улицы Петра Ильича, которая имеет важную историческую ценность?
Абсолютно. Вы знаете, я скажу, что пошел перекос. Было социальное государство, сосредоточенное на нуждах простого народа. В истории человечества – это первый, по-моему, единственный проект, который был направлен на социальное обеспечение человека, чтобы он жил по-настоящему. После того, как случился этот перелом, в 90-е годы пошел бардак. Чем, к примеру, помешал Собиновский переулок, который стал Малый Кисловским. А Собиновским он назывался, потому что там находится ГИТИс – здание филармонического училища, которое заканчивал оперный певец Леонид Витальевич Собинов. Почему улица Нежданова, где жила Нежданова Антонина Васильевна – наша величайшая оперная певица, которую признавал весь мир, была переименована в Брюсов переулок. Конечно, когда-то в свое время Брюсов имел огромное, скажем так, влияние на все развитие российской империи, хорошо.Но так случилось, что назвали в честь Антонины Васильевны. Почему убрали? Ведь наши многие генералы остались. Даже Тухачевский имеет улицу маршала, вот и все. Почему улица Станиславского, как раз на которой он жил переименована – то же самое. Перекос пошел.
– Ваше мнение об инициативе вернуть название улицы имени Чайковского?
Самое положительное. Поэтому я выступаю за возвращение улицы имени Чайковского.