(Русский) Истории районов Москвы. Где искать десятый вокзал столицы?

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

В рамках проекта «Люблю и знаю свой район» мы на платформе Яндекс.Дзен рассказываем интересные истории четырёх районов Москвы: Басманного, Красносельского, Мещанского и Сокольников. Мы будем дублировать их и на нашем сайте.


 

Басманный район. Пересечение Нижегородской улицы и Рогожского вала

Второй по популярности вопрос на знание Москвы после «Сможете перечислить все сталинские высотки?» — это вопрос «Сколько в Москве вокзалов?». Знающие ответят — их девять. Но в Москве раньше был ещё один, десятый вокзал. Что же с ним случилось?

Вот так мог выглядеть десятый вокзал Москвы (хотя на этом раскрашенном фото, скорее всего, Курский вокзал)

Вот так мог выглядеть десятый вокзал Москвы (хотя на этом раскрашенном фото, скорее всего, Курский вокзал)

 

Секрет кроется в железнодорожных направлениях, идущих из Москвы. Их десять, а у Горьковского (или Нижегородского) своего направления почему-то нет: в Нижний Новгород мы отправляемся с Курского вокзала. Но когда-то Нижегородский вокзал в Москве существовал, более того — его железная дорога была второй по древности после Николаевской (Москва—Санкт-Петербург).

Курско-Нижегородский вокзал

Курско-Нижегородский вокзал

 

Есть одна интересная легенда, связанная с Нижегородским направлением: говорят, что во время обсуждения строительства первой в России железной дороги, поэт А. С.  Пушкин советовал первой построить именно дорогу «Москва—Нижний Новгород» — мол, до Санкт-Петербурга уже проложено хорошее шоссе, а в Нижний Новгород приходится ездить по грязи. Но поэта не послушали, поэтому Горьковская железная дорога стала второй.

Нижегородский вокзал на карте Москвы

Нижегородский вокзал на карте Москвы

 

Нижегородский вокзал был открыт в 1861 году на пересечении Нижегородской улицы и Рогожского вала — и никому не понравился! Во-первых, он был не такой красивый, как Николаевский, а во-вторых — находился слишком далеко от города. Его даже хотели перенести к трём вокзалам на Каланчёвку — была бы в Москве площадь четырёх вокзалов! Но технически это было невозможно реализовать. Зато Нижегородский вокзал объединили с Курским, тогда ещё строящимся — и получился Курско-Нижегородский вокзал. С 1896 года поезда в Нижний Новгород ходят именно оттуда.

Одна из редких сохранившихся фотографий. На заднем плане — Нижегородский вокзал (фото 1955-1966 гг.)

Одна из редких сохранившихся фотографий. На заднем плане — Нижегородский вокзал (фото 1955-1966 гг.)

 

Но за свою недолгую жизнь Нижегородский вокзал остался увековечен у русского классика Л. Толстого! Именно с этого вокзала («низкое строение Нижегородской станции») Анна Каренина отправилась в роковую поездку до Обираловки ( сейчас «Железнодорожный») — там она и бросилась под поезд.

 


Ссылка на Яндекс.Дзен

Подписывайтесь и читайте другие истории!

Total Views: 5423 ,
Русская Инициатива