Сергей Алексеевич Чаплыгин — великий ученый, один из основоположников современной аэромеханики и аэродинамики, академик Академии наук СССР, Герой Социалистического Труда, заслуженный деятель науки РСФСР.
Чаплыгин внес огромный вклад в развитие современной авиации, но у него ничего бы не получилось без помощи еще одного ученого — Николая Егоровича Жуковского, он был учителем и наставником Чаплыгина. Ученые быстро находили взаимопонимание и отлично работали в команде. «Русская инициатива» в рамках проекта «Чаплыгин» рассказывает о том, как двое великих ученых совместно разработали теорию современной аэродинамики.
Чаплыгин познакомился с Жуковским на втором курсе физико-математического факультета Московского университета, где преподавал Николай Егорович.
— Галилей однажды сказал: легче узнать законы движения светил небесных, чем движения воды в ручейке! Так оно и есть! – сказал однажды Жуковский на паре .
— Природа любит простоту, – высказал свое мнение Сергей. – Если у нее спрашиваешь верно, она ответит просто.
— Значит, Галилей не умел спрашивать! – насмешливо крикнул кто-то, все рассмеялись и начали расходиться. Профессор пошел к Чаплыгину.
— Нет, вы хорошо сказали, коллега. Верно спросить – наполовину ответить. Вы, кажется, с моего курса? Как ваша фамилия?
Так произошло знакомство этих двух замечательных людей, переросшее затем в крепкую дружбу. У них было много общего: взгляды на жизнь и роль науки в ней, человеческая открытость и порядочность, их объединяла одна мечта — чтобы человек обрел крылья и мог летать высоко и свободно. Они были настоящими единомышленниками, что нашло отражение даже в научном термине. Специалисты хорошо знают, что такое постулат Чаплыгина-Жуковского – формула, без которой было бы невозможным развитие авиации.
Николай Егорович Жуковский еще в 80-х годах XIX века заявил, что человек полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума. Он первым приступил к исследованиям по авиации, тогда еще отрасли чисто теоретической. Опираясь на опыты, Жуковский раскрыл миру тайну летающего тела, разъяснив все, что происходит с предметом в воздухе. В 1906 году ему удалось найти ответ на вопрос, мучивший человечество несколько тысячелетий – откуда берется подъемная сила у крыла и как ее теоретически выразить. Но воспользоваться этим открытием люди не смогли бы еще долго, если бы рядом с ним не оказалось его лучшего ученика и сподвижника, блестящего математика Сергея Чаплыгина.
На одном из заседаний секции воздухоплавания, объяснив студентам, как возникает подъемная сила крыла и начертив на доске формулу, Николай Егорович с улыбкой сожаления добавил:
– Воспользоваться этой теоремой нельзя, для этого нужны аэропланы, а их пока практически не существует…
Слушатели понимающе засмеялись, зааплодировали. Лишь Чаплыгин сидел в задумчивости. Слушая лекцию, как всегда за ним замечалось, с полузакрытыми глазами, словно в полудреме, он неожиданно пришел к мысли, что формулу можно решить и без аэроплана, чисто аналитическим способом.
– Разность давления сверху и снизу крыла при его движении дает подъемную силу, – с жаром сказал Сергей, отведя профессора в сторону после доклада. – Значит, увеличивая скорость частиц воздуха на верхней поверхности крыла и уменьшая ее в нижней, можно увеличить подъемную силу.
И он выдвинул мысль о так называемом добавочном циркулярном потоке частиц воздуха, стекающих с верхней поверхности у задней острой кромки крыла, которая дала возможность применить теорему Жуковского для задач практической авиации и легла в основу современной технической аэродинамики.
После этого в России был построен первый летательный аппарат, который на международной выставке воздухоплавания в 1912 году получил золотую медаль.
Источник: книга «Созидатели»: очерки о людях, вписавших свое имя в историю Новосибирска.