(Русский) Тайна чёрных досок: собирательство Владимира Солоухина

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

“Всякая красота есть власть, и власть непреложная, безоговорочная, повергающая к ногам своим либо поднимающая до себя. Красота есть то, чему невозможно противостоять, и, значит, она действительно немилосердна”

В.А Солоухин “Черные доски: Записки начинающего коллекционера”

 

Коллекционирование икон в СССР было негласно запрещено, и только люди, обладающие партийной или государственной властью, а также некоторые представители творческой интеллигенции могли позволить себе такое увлечение без привлечения к своему «хобби» интереса со стороны органов надзора. Писатель, публицист, поэт, общественный деятель и гражданин Владимир Алексеевич Солоухин повернул общественное сознание в сторону сохранения и спасения исторической памяти страны.

В начале 60-х писатель пережил духовный перелом и « начал прозревать». Неожиданное открытие В.А. Солоухиным красоты религиозной живописи стало основой коллекционирования писателем икон. Он стал не только активно собирать иконы, но и  бороться за их сохранение.

Открытие иконы началось с посещения Солоухиным мастерской известного московского художника Ильи Глазунова, где писатель увидел иконы, развешанные по стенам вперемешку с картинами.

Художник Илья Глазунов в своей мастерской

 

Он изучал процесс “воскрешения чёрных досок”, наблюдая за процессом реставрации икон и слушая рассказ жены Глазунова о некоторых иконах. Тогда писатель осознал, что иконы – не просто предмет религиозного культа, а шедевры изобразительного искусства, которые нуждаются в спасении.

Жена Ильи Глазунова во время реставрации иконы, 1961

 

 «Вся чернота вдруг осталась на вате, а из-под неё загорелись красным и синим неправдоподобно яркие краски. Захватило дух. Мне показалось, что я присутствую при свершении чуда, мне казалось невероятным, чтобы под этой ужасной глухой чернотой скрывались такие звонкие, такие пронзительно-звонкие краски».

 

На столе лежала чёрная икона, на которой почти ничего нельзя было разглядеть. Жена реставратора окунула кусочек ваты в подсолнечное масло и начала намасливать доску, пока постепенно не стали проступать детали картины. Солоухин увидел как проступает первый авторский слой – подлинное искусство.

Позже потемневшие от времени иконы Солоухин в своем произведении назвал черными досками. Черные доски – гимн старой русской жизни. Повествование о том, как один человек пытается сохранить уникальное наследие Древней Руси.

После выхода в 1969 году книги Владимира Солоухина “Черные доски (Записки начинающего коллекционера)” собирание икон в большей степени стало восприниматься как «допустимое».  В обществе укрепилось мнение, что собирательство икон несет в себе легальный характер и необходимо для сохранения русской истории.

В одном из эпизодов “Чёрных досок” публицист с огромным потрясением пишет, как не успел спасти старые иконы, оказавшиеся никому не нужными, подлежащие уничтожению и опоздал всего на 2 дня:

“…Говорю, позавчера бы вам приехать. Всё ещё стояло на месте, и всё было цело, как новенькое,” – услышал он от колхозного начальника, получившего в полное распоряжение здание церкви и отдавшего приказ на освобождение помещения от всего лишнего. И иконы порубили в щепки.

 

Тема иконы в “Черных досках” связана с темой России. Сам факт необходимости собирания икон – это путь собирания исторического целого России, разорванного революцией.

В произведении перед читателями постепенно  вырисовывается образ писателя – собирателя икон.  Автор пишет об иконах “Казанская Божья матерь”, “Спас в силах”, “Владимирская Божья матерь”, “Покров”, приобретенных им для своей коллекции.

Казанская Божья матерь

 

Писатель выстраивает национальные культурные ценности и затрагивает причастность людей к понятию “русский” :

“Ты можешь быть инженером, партийным работником, химиком, комбайнером.. но если ты русский человек, ты должен знать, что такое Пушкин , что такое Достоевский, что такое поле Куликово, Покрова на Нерли, Третьяковская галерея, рублевская “Троица”, Владимирская Божья Матерь”.

 

Немало энергичных читателей с авантюрной жилкой сами отправились в деревни на поиски икон, которые впоследствии поступали в коллекции или на продажу. Однако непрофессиональные попытки повторить «раскрытие» икон, описанное автором книги, случалось, губили найденные произведения.

Размышляя в очерке о судьбе усадьбы Храповицкого, писатель рассказывает о том, как упустил возможность сохранить для потомков одну из “бесхозных” икон брошенной церкви (“Ветхозаветную Троицу”), решив вернуться за ней позже. Это “позже” случилось почти через 3 года. Каково же было потрясение писателя, когда он увидел, что церковь обезглавлена и из неё сделали магазин. А икона бесследно исчезла. Владимир Алексеевич сожалел о своём малодушном промедлении и считал, что безвозвратная потеря реликвии полностью лежит на его совести. Разумеется, в своей дальнейшей деятельности он делал всё возможное для спасения памятников русской культуры.

Разрушенная усадьба Храповицкого в Муромцеве

 

Ветхозаветная Троица

 

С этого времени Солоухин увлёкся со всей серьёзностью собирательством икон  и скоро научился  приблизительно разбираться  в возрасте иконы.

«А посмотришь на обратную сторону доски, на её бока, на её торцы, и видишь, что доска гораздо старее живописи. Значит, под открыточными ангелочками скрывается старина».

 

Первую старинную икону Солоухин получил от соседа по дому в селе. Подарок соседа стал решающим в жизни писателя: он определил задачу, которую Владимир Алексеевич окончательно после мастерской Глазунова поставил перед собой на всю жизнь –найти, спасти, сохранить произведения древнерусской живописи.

Благодаря Солоухину в советском обществе, некогда забывшем о важном наследии русской культуры, проснулось уважение и осознание истинной ценности икон, а также необходимость бережного отношения к ним. Героями его книги стали не просто древние лики, а сама Россия.

Total Views: 12016 ,
2
Русская Инициатива