Третьяковской галерее – свободный вход!
(Русский) Валентин Серов. Молчаливый гений с характером

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Валентин Александрович Серов родился в Петербурге 19 января 1865 года. Детство будущего художника прошло в атмосфере весёлых посиделок творческой столичной интеллигенции. Родители мальчика, Александр и Валентина Серовы, занимались написанием успешных музыкальных произведений и, по роду своей деятельности, имели большое количество неординарных знаменитых друзей. Вагнер, Достоевский, Тургенев были частыми гостями в доме дружелюбных музыкантов. Маленький Валентин с большим удовольствием слушал взрослые разговоры и напитывался творческой аурой, но при этом не был контактным и весёлым ребёнком. 

Валентин Серов. Автопортрет. 1980 год

В юности, поучившись в Императорской Академии и попутешествовав по Европе, Серов приезжает в Абрамцево. В имении близких друзей он пишет 11-летнюю Веру Мамонтову за столом с персиками. Эту картину именитое семейство полюбило сразу: холст повесели в гостинной и без конца любовались портретом наследницы. К сожалению, в 90-е годы Мамонтовы терпели убытки и картину пришлось продать за 300 рублей известному московскому коллекционеру Павлу Третьякову.

Павел Михайлович был очарован необыкновенно свежим и прекрасным полотном юного Серова. Каково же было его удивление, когда в Москве сделка подверглась резкой критике.

Уважаемое общество Передвижников обрушилось на “Девочку с персиками” с резким возмущением. Громко и даже нецензурно  обличал творение Валентина Александровича художник Мясоедов. Признанному мастеру совершенно не понравилась живописная манера портретиста, а отступление от академических норм мэтр посчитал дерзостью.

Картина Валентина Серова “Девочка с персиками”. 1887 год

Начинающие художники, Серов, Коровин, Левитан, написали Передвижникам открытое письмо, в котором настойчиво требовали права свободы творчества и использования той техники, которую они считают более выразительной. Только через 7 лет Передвижники приняли Серова в своё товарищество, когда художник к нему практически остыл.

В конце 80-х годов XIX века Александр III пригласил Серова для создания императорского семейного портрета. После первого портрета, представленного во дворце, Валентин Александрович долго не покидал царское и приближённое к нему общество. Выгодные заказы поступали к художнику один за другим, а тёплые приёмы оказывались с завидной частотой.

Отношение к собственной славе было у художника противоречивым: с одной стороны, ему импонировало признание его работ, а с другой, многочисленные портретные заказы его немного тяготили. Серов работал очень медленно, внимательно выстраивая на холсте точный психологический портрет. Высокопоставленные модели послушно выдерживали долгие сессии, а когда обнаруживали на портрете не совсем приукрашенное лицо, даже не смели обижаться или критиковать.

Портрет Великой княжны Ольги Александровны. 1893 год

«У меня глаз дрянной: я вижу каждую мелочь, каждую пору на теле…», – рассказывал портретист о своей мании к деталям.

Фёдор Шаляпин, Николай Лесков, Максим Горький замечательно транслируют зрителю сущность личности и характер с холстов кисти Серова.

Однажды к Валентину Серову пришёл представитель среднего класса и попросил написать его портрет. Востребованный живописец в привычной манере озвучил цену, после чего человек огорчился и ушёл. А через некоторое время художник узнал, что несостоявшийся заказчик тяжело отреагировал на предложение мастера и серьёзно заболел. Для Серова эта новость была, как гром среди ясного неба. Он вдруг осознал, что заработал достаточно и может позволить себе творить для людей за низкую оплату. И с этого момента, он предлагал свою работу малоимущим по скромным ценам.

Валентин Серов. “Похищение Европы” 1910 год

В начале XX века Серов примыкает к движению «Мир искусства» и ему сразу же захотелось отойти от социальных тем. В 1910 году он пишет античный сюжет «Похищение Европы» и картина была с восторгом принята, как мирискусниками, так и зрителями. Критики назовут работу «Расцветом серовского модерна», того самого, который пытался зародиться ещё в «Девочке с персиками». На этот раз манеру художника назвали гениальной. А на следующий год Серова не стало.

Лидер организации “Русская Инициатива” и автор проекта “Третьяковской галерее – свободный вход!” Юлия Серебрянская

В организации «Русская Инициатива» считают творчество Валентина Серова уникальным достоянием России. Самые знаменитые работы художника расположены в залах Третьяковской галереи. Члены «РИ» активно ратуют за установление свободного входа в музей-собрание великого Павла Михайловича Третьякова. Великодушный меценат с таким трепетом собирал талантливейшие произведения русских художников, чтобы последующие поколения могли наслаждаться искусством без препятствий и затрат. В своём завещании меценат настаивал на отмену входной оплаты в галерею. Давайте сделаем всё возможное, чтобы воплотить завет Третьякова в наши дни!

Total Views: 2527 ,
Русская Инициатива