(Русский) Истории районов Москвы. Советский даблдекер: правда или сказка?

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

В рамках проекта «Люблю и знаю свой район» мы на платформе Яндекс.Дзен рассказываем интересные истории четырёх районов Москвы: Басманного, Красносельского, Мещанского и Сокольников. Мы будем дублировать их и на нашем сайте.


 

Мещанский район. Мещанская улица 

На одном из кадров комедии Татьяны Лукашевич «Подкидыш» (1940 год) за спинами героев появляется двухэтажный троллейбус. Можно подумать, что это «ляп» — но как бы не так: по улицам Москвы в советское время и правда ходили настоящие даблдекеры, как в Лондоне!

Кадр из фильма «Подкидыш» (режиссёр Татьяна Лукашевич)

Кадр из фильма «Подкидыш» (режиссёр Татьяна Лукашевич)

В 20-х годах, после Гражданской войны, транспортная ситуация в столице была крайне неблагоприятной: В трамваях была постоянная давка, и, что ещё важнее, они мешали расширению улиц. Метро строилось уж очень медленно (Сокольническая  линия открылась только через 10 лет, в 1934 году) — а придумать что-то нужно было срочно.

Трамваи в 30-е годы стали «неугодным» транспортом. Калужская площадь

Трамваи в 30-е годы стали «неугодным» транспортом. Калужская площадь

Считается, что идея Московского троллейбуса — в том числе и двухэтажного — принадлежит Никите Хрущёву. Именно при нём — на должности Первого секретаря Московского обкома ВКП(б) — запустилась первая троллейбусная линия от Белорусского вокзала до площади Тверской заставы, а потом и вторая — от Арбата в сторону Дорогомилово.

Никита Сергеевич Хрущёв в молодости

Никита Сергеевич Хрущёв в молодости

Единственное «но»: Хрущёв понимал, что по вместимости троллейбус не может соперничать с трамваем — в первых советских моделях ЛК-1 помещалось всего 20 человек. Вспомнил ли деятель свои заграничные поездки или фильмы, которые он смотрел — но итог один: Хрущёв решил проблему именно запуском двухэтажных троллейбусов. Свои строить не было времени — поэтому транспортные средства закупили в Англии, у фирмы English Electric Company Ltd.

Даблдекер English Electric Company Ltd. того времени

Даблдекер English Electric Company Ltd. того времени

Потом в СССР всё-таки построили свой омнибус — ЯТБ-3 вышел на линию в 1938 году. Но красивый вид транспорта оказался очень капризным. Во-первых, для него пришлось на метр поднять линии электропередач от Охотного ряда и до Северного речного вокзала. Во-вторых, даблдекер оказался вовсе не таким вместительным, как мечталось: на втором этаже нельзя было ехать стоя — смещался центр тяжести. Кондуктор на втором этаже не только продавал билеты, но и не пускал  пассажиров наверх, пока сидячие места не освобождались. Зато на втором этаже разрешалось курить! Правда, некурящих пассажиров это не очень радовало.

Троллейбус модели ЯТБ-3 у ВДНХ (тогда ВСХВ)

Троллейбус модели ЯТБ-3 у ВДНХ (тогда ВСХВ)

О «жирафе московского транспорта» ходят жуткие легенды: в фильме «Шпион» даже есть кадры, на которых омнибус летит в Москва-реку. Этого, конечно, не было: хотя бы потому, что трасса с поднятыми линиями электропередач никогда не пересекала реку. Первый маршрут шёл до Речного вокзала по улице Горького (современная Тверская) и Ленинградскому проспекту, а второй — через Мещанскую улицу к современному ВДНХ. Мостов на этих маршрутах не было, а больше нигде даблдекер и не мог оказаться — из-за высоких проводов.

ЯТБ-3. Сувенирная фигурка

ЯТБ-3. Сувенирная фигурка

Тем не менее, по легенде двухэтажные троллейбусы были сняты с маршрутов именно после того, как Иосиф Сталин случайно проехал на машине за ЯТБ-3 и увидел, как троллейбус раскачивается из стороны в сторону: вождь подумал, что сейчас тот упадёт, и велел больше такой опасный транспорт на дороги Москвы не пускать. ЯТБ-3 ходили по Москве ещё до 50-х годов, а потом их списали в утиль — остались только знакомые нам одноэтажные троллейбусы, снятые с маршрутов в 2020 году.


Ссылка на Яндекс.Дзен

Подписывайтесь и читайте другие истории!

Total Views: 706 ,
Русская Инициатива