9-го января, 97 лет назад в Тбилиси родился уникальный советский кинорежиссер, сценарист и художник Сергей Параджанов. В честь его дня рождения общественная организация “Русская Инициатива” расскажет о том, как имя режиссера обрело мировую известность, как своим талантом и творчеством ему удалось оказать новаторское влияние на русский кинематограф и культуру в целом, сформировав через призму камеры особую этничность и фольклорность.
Сергей Иосифович Параджанов (настоящие имя и фамилия режиссера — Саркис Ховсепи Праджанян) родился в Тбилиси 9 января 1924 года в армянской семье Иосифа Параджанова и Сиран Бежановой.
По происхождению Сергей Иосифович Параджанов был армянином, однако родился и детство провел в Грузии. Он происходил из старинного рода армянских антикваров. Его отец, Иосиф Сергеевич, надеялся, что единственный сын продолжит семейное дело,но когда юноша наотрез отказался от этого, его отношения с родителями были испорчены.
Юность
Изначально Параджанов после окончания школы учился на строительном факультете Железнодорожного института, который оставил через год ради обучения музыки и хореографии на вокальном отделении Тбилисской консерватории. Во время Второй мировой войны в составе концертной группы он отправился на фронт и выступал в госпиталях. В общей сложности молодой Параджанов дал около 600 концертов. Воспоминания об этих годах он отобразит в работе над кинолентой «Украинская рапсодия».
После войны он перевелся в Московскую консерваторию, где учился игре на скрипке и овладевал искусством хореографии и вокала. Однако окончательно его привлек именно кинематограф. В 1946-м поступил на режиссерский факультет ВГИКа и попал в класс украинского кинорежиссера Игоря Савченко, где через некоторое время стал его ассистентом в картине «Тарас Шевченко».
ВГИК и первые фильмы
Во время учебы во ВГИКе армянский студент без памяти влюбился в молодую татарку Нигяр. Спустя несколько месяцев они узаконили свой роман браком, потерпевшим трагический конец. Братья девушки, узнав о замужестве сестры, приехали в Москву и потребовали у бедного студента Параджанова большой выкуп за невесту. Он обратился за помощью к отцу, но тот в помощи отказал, не простив сына за выбор другой профессии. Суровые родственники не дождались выкупа и убили девушку, бросив ее под поезд. В память о погибшей невесте Сергей Параджанов часто обращался к молдавской тематике в своих лентах. Режиссер тяжело перенес смерть любимой, поэтому никогда не говорил о своем первом браке.
После окончания института с отличием, Параджанов получил распределение в Киевскую студию художественных фильмов им. Довженко в качестве режиссера-постановщика. Здесь он создал первые картины своей фильмографии: дебютную молдавскую сказку «Андриеш» (1954), социальную драму «Первый парень» (1958), мелодрамы «Украинская рапсодия» (1961) и «Цветок на камне» (1962).
В столице он встретил ослепительную красавицу Светлану Щербатюк. Сам Сергей Иосифович рассказывал, что когда увидел ее впервые, потерял сознание от такой красоты. В 1956-м они поженились и родили сына Сурена.
Первым фильмом, прославившим имя Параджанова, стал “Тени забытых предков”. Экранизация одноименной повести Михаила Коцюбинского увидела свет 4 сентября 1965 года в кинотеатре «Украина» и была приурочена к юбилею вдохновителя Параджанова — Михаила Коцюбинского.
В основу сюжета легла гуцульская история, похожая на отношения Ромео и Джульетты, только в фильме ими стали Иван и Маричка – юные представители враждебных кланов, влюбленные друг в друга. Любовная драма разворачивается на фоне колоритной этнографической пестроты гуцульского народа (жители Карпат).
Картина получила за рубежом намного больше признания, чем на Родине. Параджанов получал поздравления от иностранных коллег: Феллини, Антониони, Куросавы, а Анджей Вайда на одном из кинофестивалей в знак благодарности встал перед создателем шедевра на колени и поцеловал ему руку. Сербский режиссер Эмир Кустурица назвал фильм “Тени забытых предков” лучшей картиной в мире.
По количеству призов кинолента вошла в Книгу рекордов Гиннесса: она получила 39 международных наград, 28 призов на кинофестивалях (из них — 24 Гран-при) в 21 стране. Ни одну из этих наград Сергей Иосифович не смог принять лично.
Спустя пять лет режиссер в Армении он поставил “Цвет граната”. В проекте он продолжил ссылаться на народные мотивы (на этот раз армянские) и создавать красочное фантасмагорическое действие. Армянские зрители с восторгом приняли ленту своего соотечественника.
Тюрьма
Еще в молодости Параджанов выступал в поддержку творческой интеллигенции, преследуемой за прогрессивные идеи. В 1965 году поддержал диссидентов-шестидесятников, за что не был выпущен за границу. В 1968-м выступил против цензуры фильма «Андрей Рублев», и первым подписал «Письмо-протест 139» против политических судебных процессов в Украине.
В 1973 году Параджанова арестовали, предъявив «обвинения в мужеложестве и организации притона».
Четыре года своей жизни Сергей Параджанов провел в тюрьме, куда попал по статье “мужеложство”. Годы заключения в тюрьме Параджанов вспоминал как страшное испытание, в котором было все: и побои, и голод, и унижение, и попытка суицида.
В тюремные годы открылась еще одна грань таланта Сергея Параджанова: как художника-авангардиста. Он собирал разный хлам и собирал из него коллажи. В ход шло все, что попадалось под руки: обрывки газет, сухие листья, перья, пуговицы, шнурки. Однажды к 8 марта он отправил знаменитой «музе русского авангарда» Лиле Брик букет, который смастерил из колючей проволоки и собственных носков. Она хранила его в вазе, в свое время подаренной Владимиром Маяковским. Кстати, именно Брик и ее связи во Франции во многом помогли Параджанову выйти на волю.
В той же тюрьме из крышек от молочных бутылок режиссер чеканил “талеры Параджанова”. Для этого он придумал свой способ гравировки фольги гвоздем и наносил на них изображения Пушкина, Гоголя и Петра I. Эти поделки даже отправляли на психиатрическую экспертизу, но ответ был короткий: “Просто талантливый”. Один из таких “талеров” попался Федерико Феллини и Тонино Гуэрра, которые высоко оценили изобретательность Параджанова, отлив из медальона серебряную медаль, которой награждали в Римини победителей кинофестивалей.
На свободу Параджанов вышел в результате международной кампании протеста. Обращения подписали многие великие люди того времени: Франсуа Трюффо, Жан-Люк Годар, Федерико Феллини, Лукино Висконти, Роберто Росселлини, Микеланджело Антониони, Андрей Тарковский, Михаил Вартанов и Луи Арагон. А известный итальянский сценарист Тонино Гуэрра лично обращался к первому секретарю ЦК Компартии Грузии Шеварднадзе.
Выйдя из заключения в 1977 году, Сергей Иосифович поселился в Тбилиси, посещать Москву, Ереван, Киев ему было запрещено. Но он все же поехал в столицу на спектакль Юрия Любимова «Владимир Высоцкий» в октябре 1981 года, где снова выступил с критикой в адрес правительства.
В 1984 году на студии «Грузия-фильм» вышла его историческая драма «Легенда о Сурамской крепости». Через 2 года Параджанов ездил с ней по Европе и собирал призы на различных кинофестивалях. Через 4 года на той же студии он снял свой последний законченный кинофильм «Ашик-Кериб», который снова удостоился массы европейских премий. Также среди работ Параджанова в последние годы – биографическая лента о художнике Нино Пиросмани: «Арабески на тему Пиросмани».
СМЕРТЬ
В 1989 году у Сергея Параджанова обнаружили рак легких. Операция в Москве прошла неудачно, метастазы вернулись. В мае Сергей Иосифович по приглашению французского правительства ездил в Париж на лечение, однако было слишком поздно.
Последним фильмом стала автобиографическая картина “Исповедь”, над которым Параджанов начал работать, будучи смертельно больным.
По воспоминаниям современников, к “Исповеди” он шел всю жизнь и она должна была стать прощанием маэстро. Незадолго до смерти, Параджанов отснял одну из сцен фильма — похороны девочки-соседки. Готовясь к съемке этой сцены, реквизиторы сами выбирали гроб, но поскольку точного режиссерского замысла они не знали, то попросили доставить на съемочную площадку сразу два гроба – белый и черный. Увидев это, Параджанов сказал: “А второй для кого? Для меня что ли?!”
К сожалению, его слова оказались пророческими — и вскоре выдающегося советского кинорежиссера не стало. Ему удалось отснять лишь 300 метров пленки. После смерти Сергея Параджанова на основе материалов «Исповеди» Михаилом Вартановым был снят кинофильм «Параджанов: последняя весна».
Сергей Иосифович скончался 20 июля 1990 года – в день приезда в Ереван. Похоронен мэтр на ереванском кладбище – Пантеон парка имени Комитаса, рядом с Арамом Хачатуряном, Вильямом Сарояном и другими деятелями искусства.
Интересный факт из жизни режиссера-художника: работы Параджанова очень ценил Ив Сен-Лоран. Он не раз приглашал режиссера к себе в гости, но власти СССР не выпускали гения из страны. Тогда Сен-Лоран приехал в СССР сам. К этому событию Сергей Параджанов создал для него альбом коллажей, который вызвал восхищение у дизайнера.
Общественная организация “Русская Инициатива” высоко ценит культурно-новаторский вклад гения советского кинематографа Сергея Параджанова, который своим талантом превращал все окружающее в сказку.