(Русский) О главной женщине сокровищницы русского искусства — Земфире Трегуловой

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

В рамках проекта “Женщины России” общественная организация «Русская Инициатива» рассказывает о выдающихся русских женщинах, которые вносят значимый вклад в отечественную культуру и науку. В этот раз мы расскажем о женщине, возглавляющей один из крупнейших художественных музеев мира, сокровищницу русского искусства — Государственную Третьяковскую галерею. Речь пойдет об искусствоведе, кураторе самых масштабных выставок в крупнейших музеях мира, Зельфире Трегуловой.

Зельфира Трегулова, генеральный директор Третьяковской галереи

В отличие от “железной леди русского искусства”, директора Пушкинского музея Ирины Антоновой, Зельфира Исмаиловна занимает руководящий пост с 2015 года. И за это время успела провести ряд преобразований, положительно сказавшихся на жизни Главной галереи Москвы.

Благодаря ей экспозиции в здании Третьяковки на Крымском валу заиграли новыми красками и стали пользоваться популярностью. Взять, к примеру, нашумевшую выставку Серова или аншлаги на выставках Эдварда Мунка и Ильи Репина.

БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА:

Родом из Риги, Латвия (13 июля 1955 года)

Семья Отец — кинооператор, родом из Татарстана. Мать — звукорежиссер из Киргизии. Родители познакомились во время учебы в Институте кинематографистов в Москве, затем вместе работали на Рижской киностудии, где у них родилась дочь.

Образование В 1977 году окончила искусствоведческое отделение исторического факультета МГУ, а в 1981 – аспирантуру.

Работа В 1984-1997 годах выступает куратором международных выставок русского искусства во Всесоюзном художественно-производственном объединении Е. В. Вучетича. В 1990 году работала над выставкой «Москва: сокровища и традиции» в сотрудничестве со Смитсоновским институтом. В 1998–2000 годах была заведующей отделом зарубежных связей и выставок в ГМИИ им. А.С. Пушкина. C 2002 по 2013 год была заместителем генерального директора по выставочной работе и международным связям в музеях Московского Кремля. С 2015 года назначена директором Третьяковской галереи.

Карьерный путь: от минувших дней до нынешних

«Я стала искусствоведом, потому что родители брали меня ребенком в Москву и Ленинград и водили по музеям. Этот мир мне казался невероятным и увлекательным, мне хотелось иметь с этим дело. Но поскольку я была достаточно самокритичной, то понимала, что художником или музыкантом мне не стать. Поэтому к десяти-одиннадцати годам я уже четко знала, что буду искусствоведом».

Зельфира Трегулова об искусстве (из интервью Vogue, 2018)

Ее профессиональная деятельность началась с работы во Всесоюзной художественно-производственной ассоциации, где молодая Зельфира Исмаиловна занималась организацией выставок русского искусства за границей, обучаясь координаторской деятельности и кураторской.

— Я работала во Всесоюзном художественно-производственном объединении им. Е. В. Вучетича с 1986 по 1997 год. В те самые 11 лет, когда эта организация делала потрясающие выставочные проекты. Выставка Великая утопия стала для меня и моих коллег настоящим университетом».

 

Зельфира Трегулова в одном из залов Третьяковской галереи

Свои базовые навыки кураторства нынешний директор Третьяковской галереи продемонстрировала еще в 1990-м году, когда активно занималась организацией выставки «Москва: сокровища и традиции» в музеях Сиэтла и Вашингтона.

— Работа над этой выставкой началась в 1988 году, спустя два года ее посетили 920 000 человек в двух городах Америки. Она получилась восхитительной.  Это было для меня огромной школой. В том числе того, как надо проводить переговоры, работать с дизайнерами и архитекторами. Тогда я поняла, сколь важна правильная концепция, правильное распределение материала. И детали, включая цвет этикеток на витринах. Это отдельное искусство — создание гармоничного выставочного зрелища. Потом, через несколько лет я узнала, что все это называется «кураторство».

 

В 1992 году она была координатором выставки «Великая утопия», проходившей в Германии, Голландии и Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке — 1500 экспонатов из 56 собраний со всего мира.

В 1993 году Зельфира Исмаиловна отправилась на заграничную стажировку в Музей Соломона Р. Гуггенхайма, находящийся в столице США.

ПРИМ: Зельфира Трегулова стала едва ли не первым в истории российским искусствоведом, кого пригласили в команду Гуггенхайма.

Вид экспозиции “Великая утопия: Русский и советский авангард” в Музее Гуггенштейна, Нью Йорк

Вернувшись на родину в 98-м году, она стала заведовать отделом международных связей в Государственном музее имени Пушкина. А немногим позже получила предложение стать куратором музея, в котором несколько лет назад стажировалась.

Спустя некоторое время Зельфира получила новое назначение и заняла пост генерального директора Московского Кремля. На этой должности искусствовед занималась международными связями и выставочной работой, курируя нашумевшие зарубежные выставки: «Коммунизм. Фабрика мечты» в Ширн-Кунстхалле во Франкфурте-на Майне, «Художники „Бубнового валета“» в Государственном выставочном зале Монако (2004), а главное, широкомасштабный проект «Россия!» в нью-йоркском Музее Соломона Гуггенхайма (2005), приуроченный к 60-й сессии ООН, которую посетил Президент РФ Владимир Путин во время своего официального визита в Штаты.

Глава государства на выставке “Россия!” в музее Гуггенхайма, сентябрь 2005

«Я очень многому научилась у моих зарубежных коллег: умению вести переговоры, общаться, договариваться, отстаивать свою позицию. Они невероятно корректные, вежливые — это форма уважения к человеку. Еще мне объяснили, что никогда нельзя быть неблагодарным и пользоваться бесплатным трудом. Если нет возможности человеку заплатить, надо ему сказать слова самой глубокой и искренней благодарности. Я всю жизнь следую этому принципу».

Зельфира Трегулова о зарубежном опыте

В Музеях Кремля Трегулова проработала одиннадцать лет, после чего она попала в Государственную музейно-выставочную ассоциацию “РОСИЗО”.  Директор Третьяковской галереи гордится полученным опытом, но по-настоящему главным предложением своей жизни считает полученную возможность руководить одним из лучших столичных музеев. И справляется с этой задачей, по мнению “Русской Инициативы”, отлично! Кроме того, для Зельфиры Исмаиловны нынешний год является особенным, юбилейным на этом ответственном посту.

Достижения

Трегулова Зельфира отлично разбирается в русском искусстве, в его достойном представлении на мировой арене, а также она имеет огромный опыт организации выставочной деятельности. Дополнительным подтверждением ее профессионализма являются отечественные и международные награды: Почетные грамоты Министерства культуры РФ, Орден Звезды Италии степени кавалера за заслуги в проведении Года итальянской культуры и итальянского языка в России, крестом с короной ордена Заслуг pro Merito Melitensi. Лауреат премии «Честь и достоинство профессии» VII Всероссийского фестиваля «Интермузей» и лауреат премии “Государственный деятель”.

В 2018 года она стала членом Совета при Президенте по культуре и искусству.

Трегулова Зельфира искусно совмещает основной род деятельности с преподаванием на факультете «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» бизнес-школы RMA в Москве.

В новом амплуа генерального директора женщина доказала всем окружающим собственный профессионализм и свою преданность искусству.

 

«Русская Инициатива» продолжит в рамках проекта рассказывать о русских женщинах, которые за своими плечами имеют не только опыт и огромный профессионализм, но и достигают важных вершин. Они трудятся изо дня в день на благо общества и страны. За ними (женщинами России) стояло богатое прошлое и стоит великое будущее. На примере этих выдающихся женщин, на примере лидера нашей организации Юлии Серебрянской, мы хотим показать, что возможно всё! 


Источник: The Art Newspaper Russia

Total Views: 2340 ,
1
Русская Инициатива