(Русский) «Гением быть нельзя, кто не родился»: правила жизни Николая Лобачевского

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

В рамках рубрики «Правила жизни» проекта «Россия. Впервые в мире» организация «Русская Инициатива» продолжает знакомить своих друзей и читателей с жизненными кредо знаменитых отечественных учёных и изобретателей, внесших неоценимый вклад в мировую науку. Сегодня мы рассказываем о знаменитом отечественном математике Николае Лобачевском

Николай Иванович Лобачевский (1792-1856)

 

Гениальный русский учёный и создатель неевклидовой геометрии; в школьном возрасте — сорванец, попавший в карцер за химические опыты, в 19 лет — магистр, а в 24 года —  уже профессор; усердный садовод, особенно любивший ухаживать за кедрами — Лобачевский утверждал, что гением никак нельзя стать, не родившись таковым, и знал это на своём примере. 

Юный Николай Лобачевский со школьной скамьи был не похож на других. В гимназии, где он учился, его недолюбливали и дети, и учителя. Последние говорили, что им совсем не нравится в Коле 

«мечтательное о себе самомнение, излишнее упорство и вольнодумствие».

 

А когда Лобачевский учился в университете, он несколько раз становился фигурантом очень громких скандалов. Однажды он был уличён в том, что скакал по двору верхом на корове, подражая ковбоям, при этом производя «неприличные выкрики». А в другой раз Лобачевский и вовсе чуть не подорвал университет! Дело в том, что в студенческие годы Лобачевский увлекался химией и, в частности, пиротехникой. Он не только любил сам конструировать заряды, но и с радостью делился поделками с товарищами. Однажды студент Стрелков запустил одну такую «ракету» прямо во дворе университета. Взрыв наделал много шума и всех напугал, и Лобачевский, как разработчик оружия, был отправлен в карцер. 

Бюст Лобачевского на аллее учёных в МГУ

 

А через три года после того, как Лобачевский стал ректором Казанского университета (кстати, в общей сложности математик посвятил этому учебному заведению 40 лет, половину из которых руководил им), в городе началась эпидемия холеры. Многие вспоминали, как тогда Лобачевский превратился из степенного учёного в настоящего строптивого героя: как только стало известно о болезни, ректор превратил студенческий городок в неприступную крепость и обеспечил студентов всем необходимым. А после того, как один из профессоров заболел, и в стенах университета началась паника, Николай Иванович демонстративно зарядил пару пистолетов и заявил: 

«Пристрелю любого, кто попробует сбежать».

 

Благодаря мудрому руководству Лобачевского в университете почти никто не заразился. Это поразительное известие настолько ошеломило всех, что 32-летний Лобачевский получил орден св. Владимира IV степени из рук самого Николая I. 

Казанский университет в годы, когда там был ректором Н. Лобачевский

 

Через 2 года, в 1826 году, Николай Лобачевский завершил свой самый обширный труд и выступил с докладом по неевклидовой геометрии. Сейчас день этого доклада — 23 февраля — считается «днём рождения» неевклидовой геометрии.

Это достижение, главное в жизни учёного и совершившее революцию в науке, поставило его в один ряд с гениальными мыслителями прошлого. Известный английский математик Уильям Клиффорд, который присутствовал на докладе, назвал Лобачевского «Коперником геометрии»: как Коперник разрушил незыблемую до этого догму о неподвижности земли, так и Лобачевский подверг справедливому сомнению человеческие представления об окружающем мире.

Николай Лобачевский на одном из докладов в Казанском университете

 

Мы собрали для вас «правила жизни» Николая Лобачевского — его собственные слова о науке, языке и человеческих добродетелях.

  1. Жить – значит чувствовать, наслаждаться жизнью, чувствовать непрестанно новое, которое бы напоминало, что мы живем… Будем же дорожить жизнью, пока она не теряет своего достоинства.

  2. Первые понятия, с которых начинается какая нибудь наука, должны быть ясны и приведены к самому меньшему числу. Тогда только они могут служить прочным и достаточным основанием учения.

  3. Мы родились с добродетелями и совесть дана им в охранение. 

  4. Не столько уму нашему, сколько дару слова одолжены мы всем нашим превосходством перед прочими животными… Слова, как бы лучи ума его [человека], передают и распространяют свет учения. 

  5. Ученый должен идти по непроторенным путям, несмотря на препятствия.

Total Views: 1198 ,
1
Русская Инициатива