(Русский) Ко дню рождения Зинаиды Серебряковой: «Была счастлива, хотя и тогда знала и печаль и слезы».

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

10 декабря исполнилось 136 лет со дня рождения художницы Зинаиды Серебряковой. Влюбленная в простоту русской жизни, не приемлющая напускного, пережившая сильную любовь, прокормившая четырех детей в голодные революционные годы и дни эмиграции, кажется, Серебрякова может стать образом русской женщины. Ее жизнь, полная счастья и горя, была настоящей, неподдельной. Не находя отклика в чем-то, Серебрякова непременно бросала все и искала «свое».

 

«Вот для меня всегда казалось, что быть любимой и быть влюбленной — это счастье, я была всегда как в чаду, не замечая жизни вокруг, и была счастлива, хотя и тогда знала и печаль и слезы… Вы так молоды, любимы, цените это время, драгоценный друг». Письмо Зинаиды Серебряковой к Галине Тесленко. Петроград, 28 февраля 1922 года

 

Автопортрет. Зинаида Серебрякова. 1920-е гг.

 

Истоки таланта

Первыми картинами Зинаиды Евгеньевны стали пейзажи. На них еще юная художница Зинаида Лансере изображала родные виды Малороссии. Там находилась усадьба родителей Нескучное.

На ранних пейзажах, впрочем, как и на поздних портретах, кажется, все дышит. Ее мазки легки и искренны. Как работа кистью, так и работа в поле были знакомы Серебряковой с раннего детства. Ребенком она и помогала собирать урожай, и, будучи закрытым ребенком, дружила с дядей Шурой (критик и художник Александр Бенуа) и дядей Бертом (художник и архитектор Альберт Бенуа).

 

«К черту мне ваши Чайковские, Григоровичи, Эрмитажи, Рембрандты, театры, Нибелунги, катки, вечера, обеды, гости, и Миля и Маша и Еля мне вовсе больше не интересны, и хочу Нескучного, Нескучного…» Зинаида Серебрякова.

 

Девочка росла в пропитанной творчеством атмосфере дома Лансере. Мама Екатерина была из рода потомственных франко-итальянских художников и архитекторов, занималась графикой. Отец Евгений – известный скульптор-анималист. Семья, друзья – все были увлечены рисованием.

 

Поиск себя

В 1900 году Зинаида закончила женскую гимназию и поступила в Академию художеств. Но академическое наставничество сковывало художницу. Из Академии она перешла под начало художественной школы меценатки Марии Тенишевой, затем работала под руководством Осипа Браза. Серебряковой все не подходило. И она стала творить самостоятельно.

В 1905 году, выйдя замуж за своего двоюродного брата Бориса Серебрякова, новая чета уехала в Париж. Там художница брала уроки в известной Академии де ла Гранд Шомьер. Но ни модный парижский свет, ни учеба в легендарном заведении не откликались душе Зинаиды. Пара вернулась в теплое сердцу Нескучное. Простота жизни, бесконечный деревенский воздух, честный труд – то, что вдохновляло Серебрякову. Так одной из узнаваемых ее картин стал этюд «Уборка хлеба».

 

«Уборка хлеба». Зинаида Серебрякова. 1910 г.

 

В то же время был написан автопортрет. С большими блестящими глазами, в упавшем с плеча домашнем платье, около туалетного столика Зинаида прибирает свои длинные черные волосы: «Я решила остаться с детьми в Нескучном… Мой муж Борис Анатольевич был в командировке, зима в этот год наступала ранняя, все было занесено снегом — наш сад, поля вокруг, всюду сугробы, выйти нельзя. Но в доме на хуторе тепло и уютно, и я начала рисовать себя в зеркале…», – говорила потом художница.

 

Автопортрет «За туалетом». Зинаида Серебрякова. 1909 г.

 

Так, в десятые годы, найдя собственный путь, Серебрякова переживает творческий взлет. «За туалетом» и «Зеленя. Осенью», увидев работы на выставке «Мира искусства», покупает Совет Третьяковской Галереи.

 

«Зеленя. Осенью». Зинаида Серебрякова. 1908 г.

 

Женское  творчество

Творчество Зинаиды Серебряковой очень «женское». Она вовсе не типичный творец-мужчина, занимающийся только своим искусством. Она воспитывала четырех детей, Евгения, Александра, Татьяну и Екатерину. Знала, что такое быт. Умела замечать красоту обычной жизни и обычной женщины в круговороте этой жизни. Это отразилось в том числе в картинах «За завтраком», где нет места детскому позированию, и «Баня», которая поражает уважением женщины и тихим восторгом перед ее природой. Героев обеих картин просто застали за привычным делом, в этом нет игры. Все по правде.

 

«За завтраком». Зинаида Серебрякова. 1914 г.

 

Революция и эмиграция

Во время революционных волнений было сожжено имение Нескучное. Весть об этом Зинаида Серебрякова получила, находясь уже в Харькове. Там же умер от тифа ее муж Борис. Когда стало очевидно, что в Харькове нет ни работы, ни даже шанса на ее появление, художница с четырьмя детьми отправилась в Петроград, расположившись в квартире деда Николая Бенуа.

В 1924 году стало окончательно понятно, что жизни в новой России для Серебряковой нет. И она уехала во Францию, где жил дядя Александр Бенуа. На родине остались пожилая мать и все дети. Зинаида планировала вскоре вернуться, но встреча состоялась лишь спустя 43 года.

 

«Баня». Зинаида Серебрякова. 1913 г.

 

Наслучившееся возвращение на родину

Лишь в 1957 году о художнице вспомнили. Ей, отказавшейся от советского паспорта, чтобы уберечь свою жизнь во время Второй мировой войны, предложили вернуться на родину. Но Серебряковой была уже больше 70 лет.

В 1960 году состоялась встреча с дочерью Татьяной, ставшей театральным художником МХАТа. Именно дочь подала прошение Союзу художников СССР организовать выставку работ матери. И Союз времен оттепели его, конечно, одобрил. Спустя пять лет, в 1965 году, прошли вставки в Москве, Ленинграде и Киеве. Серебряковой вновь восторгались, как в уже далекие двадцатые годы.

Серебрякова не вернулась на родину, но ее произведения нашли место в главных музеях России. Зинаида скончалась на 82 году жизни и была похоронена на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа недалеко от Парижа.

 


Источники: https://www.culture.ru/s/serebryakova/

Total Views: 4305 ,
Русская Инициатива