(Русский) Чаплыгин и Жуковский: идеи современной аэродинамики

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Сергей Алексеевич Чаплыгин — великий ученый, один из основоположников современной аэромеханики и аэродинамики, академик Академии наук СССР, Герой Социалистического Труда, заслуженный деятель науки РСФСР.

Чаплыгин внес огромный вклад в развитие современной авиации, но у него ничего бы не получилось без помощи еще одного ученого — Николая Егоровича Жуковского, он был учителем и наставником Чаплыгина. Ученые быстро находили взаимопонимание и отлично работали в команде. «Русская инициатива» в рамках проекта «Чаплыгин» рассказывает о том, как двое великих ученых совместно разработали теорию современной аэродинамики.

Знакомство

Московский университет

 

Чаплыгин познакомился с Жуковским на втором курсе физико-математического факультета Московского университета, где преподавал Николай Егорович.

— Галилей однажды сказал: легче узнать законы движения светил небесных, чем движения воды в ручейке! Так оно и есть! – сказал однажды Жуковский на паре .

— Природа любит простоту, – высказал свое мнение Сергей. – Если у нее спрашиваешь верно, она ответит просто.

— Значит, Галилей не умел спрашивать! – насмешливо крикнул кто-то, все рассмеялись и начали расходиться. Профессор пошел к  Чаплыгину.

— Нет, вы хорошо сказали, коллега. Верно спросить – наполовину ответить. Вы, кажется, с моего курса? Как ваша фамилия?

Так произошло знакомство этих двух замечательных людей, переросшее затем в крепкую дружбу. У них было много общего: взгляды на жизнь и роль науки в ней, человеческая открытость и порядочность, их объединяла одна мечта — чтобы человек обрел крылья и мог летать высоко и свободно. Они были настоящими единомышленниками, что нашло отражение даже в научном термине. Специалисты хорошо знают, что такое постулат Чаплыгина-Жуковского – формула, без которой было бы невозможным развитие авиации.

Современная техническая аэродинамика

Н. Е. Жуковский и его ученики — К. А. Ушаков, Г. М. Мусинянц и В. П. Ветчинкин — в лаборатории МВТУ на испытании бомб.

 

Николай Егорович Жуковский еще в 80-х годах XIX века заявил, что человек полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума. Он первым приступил к исследованиям по авиации, тогда еще отрасли чисто теоретической. Опираясь на опыты, Жуковский раскрыл миру тайну летающего тела, разъяснив все, что происходит с предметом в воздухе. В 1906 году ему удалось найти ответ на вопрос, мучивший человечество несколько тысячелетий – откуда берется подъемная сила у крыла и как ее теоретически выразить. Но воспользоваться этим открытием люди не смогли бы еще долго, если бы рядом с ним не оказалось его лучшего ученика и сподвижника, блестящего математика Сергея Чаплыгина.

 

Сергей Алексеевич Чаплыгин

 

На одном из заседаний секции воздухоплавания, объяснив студентам, как возникает подъемная сила крыла и начертив на доске формулу, Николай Егорович с улыбкой сожаления добавил:

– Воспользоваться этой теоремой нельзя, для этого нужны аэропланы, а их пока практически не существует…

Слушатели понимающе засмеялись, зааплодировали. Лишь Чаплыгин сидел в задумчивости. Слушая лекцию, как всегда за ним замечалось, с полузакрытыми глазами, словно в полудреме, он неожиданно пришел к мысли, что формулу можно решить и без аэроплана, чисто аналитическим способом.

– Разность давления сверху и снизу крыла при его движении дает подъемную силу, – с жаром сказал Сергей, отведя профессора в сторону после доклада.  Значит, увеличивая скорость частиц воздуха на верхней поверхности крыла и уменьшая ее в нижней, можно увеличить подъемную силу.

 

Академик Чаплыгин С.А. среди сотрудников ЦАГИ в период эвакуации в Новосибирске.

 

И он выдвинул мысль о так называемом добавочном циркулярном потоке частиц воздуха, стекающих с верхней поверхности у задней острой кромки крыла, которая дала возможность применить теорему Жуковского для задач практической авиации и легла в основу современной технической аэродинамики.

После этого в России был построен первый летательный аппарат, который на международной выставке воздухоплавания в 1912 году получил золотую медаль.

 

Источник: книга «Созидатели»: очерки о людях, вписавших свое имя в историю Новосибирска.

Total Views: 3585 ,
1
Русская Инициатива