(Русский) Коронное блюдо Гоголя: «макаронные утехи в бульоне»

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

«Русская Инициатива» в рамках проекта «Гоголь-Рим» продолжает рассказывать о жизни Николая Васильевича Гоголя в тепло любимой им Италии. Сегодня мы узнаем, каким кулинарным талантом обладал писатель.

 

Анна Егорова. Портрет Николая Гоголя. 2009

 

Еда и литература

Еда в картине мира Николая Васильевича Гоголя играет важную роль. Застолья, угощения, обеды вне дома – то, что нередко становится лейтмотивом гоголевских текстов. Так, приехав в губернский город NN., Чичиков первым делом отправляется в трактир, где съедает «щи с слоеным пирожком, нарочно сберегаемым для проезжающих в течение нескольких недель, мозги с горошком, сосиски с капустой, пулярку жареную, огурец соленый и вечно слоеный сладкий пирожок». Еда становится важнейшей деталью, характеризующей героев Гоголя. Вспомним хотя бы зачерствелый пасхальный кулич скряги-Плюшкина.

 

Изображение Плюшкина.

 

Тема еды, в частности чревоугодия, нередко встречается в мировой литературе. У Гоголя же она вдобавок оправдана наклонностью к кулинарии. Да, уже тогда известный писатель не приминал готовить самостоятельно. А жизнь в Италии и глубокая любовь к ней как обогатили поварские навыки, так и развили само пристрастие к вкусной пище.

 

 

Итальянское блюдо

За свою итальянскую жизнь больше всего Гоголь привязался к пасте. Он готовил макароны друзьям, уже вернувшись в Россию. Сергей Аксаков вспоминал:

«Третьего числа, часа за два до обеда, вдруг прибегает к нам Гоголь (меня не было дома), вытаскивает из карманов макароны, сыр пармезан и даже сливочное масло и просит, чтоб призвали повара и растолковали ему, как сварить макароны. <…> Когда подали макароны, которые, по приказанию Гоголя, не были доварены, он сам принялся стряпать. Стоя на ногах перед миской, он засучил обшлага и с торопливостью, и в то же время с аккуратностью, положил сначала множество масла и двумя соусными ложками принялся мешать макароны, потом положил соли, потом перцу и, наконец, сыр и продолжал долго мешать. Нельзя было без смеха и удивления смотреть на Гоголя; он так от всей души занимался этим делом, как будто оно было его любимое ремесло, и я подумал, что если б судьба не сделала Гоголя великим поэтом, то он был бы непременно артистом-поваром.

Как скоро оказался признак, что макароны готовы, то есть когда распустившийся сыр начал тянуться нитками, Гоголь с великою торопливостью заставил нас положить себе на тарелки макарон и кушать».

 

Сергей Аксаков, писатель.

 

Не все разделяли любовь писателя к макаронам. «Макароны точно были очень вкусны, но многим показались не доварены и слишком посыпаны перцем; но Гоголь находил их очень удачными, ел много и не чувствовал потом никакой тягости, на которую некоторые потом жаловались», – писал Аксаков. Александра Смирнова-Россет говорила, что Жуковский нарек страсть Гоголя к пасте «макаронными утехами в бульоне».


Источники: Аксаков С. Т. История моего знакомства с Гоголем.

Total Views: 3436 ,
1
Русская Инициатива