(Русский) Быт Гоголя в Италии

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

В рамках проекта «Гоголь-Рим» общественная организация «Русская Инициатива» продолжает рассказывать об итальянском периоде творчества Николая Васильевича Гоголя. Творческий подъем писателя во время пребывания в Риме, Неаполе и других итальянских городах был чрезвычайно велик. Здесь были написаны «Мертвые души», «Избранные места из переписки с друзьями», «Шинель», отредактированы «Тарас Бульба» и «Портрет», «Ревизор» и «Женитьба». Эти произведения стали мировым культурным достоянием. Но что же было их ценой? В этом материале рассказываем о быте Гоголя в Италии.

Траты Гоголя

В Италии Николай Васильевич Гоголь жил достаточно бедно, по-студенчески. Он не имел слуг, чрезвычайно экономил. Писательский труд не приносил должного дохода. Так, 18 (6) апреля 1837 года он писал другу Василию Андреевичу Жуковскому: «Я начинаю верить тому, что прежде считал басней, что писатели в наше время могут умирать с голоду».

 

«Я в чужой земле и прошу только насущного пропитания, чтоб не умереть мне в продолжение каких-нибудь трех-четырех лет…». С.П. Шевыреву, февраль 1843 год.

 

Когда студенты Академии художеств, работавшие и практиковавшиеся в Риме, получали стипендию в три тысячи в год, Гоголь о таких суммах не мыслил и выражал надежду хотя бы на пансион, сравнимый с пансионом дьячка при русской церкви в Италии. И это при том, что жизнь в Италии была значительно дешевле, чем в России. Гоголю не хватало тех двухсот франков, с которыми он приехал в Рим в 1837-м. Писатель сообщает Александру Семеновичу Данилевскому: «…если б не страшная дешевизна и удаление всего, что вытряхивает кошелек, то их бы давно уже не было».

 

 

«Теперь я такой сделался скряга, что если лишний байок (почти су) передам, то весь день жалко». А.С. Данилевскому, апрель 1837 г.

 

В это время Гоголь снимал комнату у домовладельца Джованни Мазуччо по адресу Via di San Isidoro, 16. Ежемесячная плата за «старую залу с картинами и статуями», как характеризует дом Гоголь в письме Данилевскому, – тридцать франков за месяц. И это при том, что по приезде в кошельке писателя оказалось лишь двести. Аренда жилья была самой высокой итальянской тратой писателя.

Весь первый год своей итальянской жизни Гоголь привыкал к экономии. В апреле 1838 года он констатировал свой успех в этой науке. Писатель прожил месяц на 160 рублей, что действительно мало, учитывая, что ими он платил за квартиру, услуги учителя итальянского языка, еду, в том числе в кафе, и книги.

Что Гоголь ел

Что касается рациона писателя, то даже при постоянной экономии он оставался полным – жить в Италии не так дорого. В этом контексте примечательно письмо Гоголя Данилевскому, в котором он рассказывает о том, сколько и на какие блюда тратит: «Если выпью поутру один стакан шоколаду, то плачу немножко больше четырех су, с хлебом, со всем. Блюда за обедом очень хороши и свежи, и обходится иное по 4 су, иное по 6. Мороженого больше не съедаю, как на 4; а иногда на 8».

 

Кростат с вишней, итальянский десерт. Источник: delissimo.livejournal.com

 

В декабре 1838 года Гоголь писал об отсутствии аппетита утром. Во время обеда, который проходил обычно в пять часов, он пил чай, приготовленный дома «на манер того, какой <…> пивали в кафе Anglais, с маслом и прочими атрибутами». Гоголь нередко ел именно дома. Так, писатель сильно любил и умел готовить макароны по итальянскому рецепту с сыром и маслом. Обед писателя привычно проходил в трактире «Фалькон» (Piazza San Eustachio), где подавали прекрасных жареных баранов, телятину и кростату с вишней.

Занятия писателя

Не только уровень жизни Н.В. Гоголя походил на студенческий. Писатель фактически и был студентом. Он изучал итальянский язык, работая с преподавателем. Покупал книги на аукционах. В январе 1848 года, будучи в Неаполе, он делился с Жуковским: «Дни бегут в занятиях, время летит так, что не знаешь, откуда взять лишний час. Учусь, как школьник, всему тому, чему пренебрег выучиться в школе».

 

 

Помимо самостоятельно выбранного студенческого пути, Гоголь посвящал время и рисованию. Вероятно, значительное воздействие на это увлечение оказала и художественная среда русской общины в Риме. В письмах Жуковскому мы видим, что увлечение писателя не мимолетно, он серьезно и вдохновенно относится к процессу: «Моя портфель с красками готова; с сегодняшнего дня отправляюсь рисовать на весь день. Я думаю, в Колисей. Обед возьму в карман. Дни значительно прибавились. Я вчера пробовал рисовать. Краски ложатся сами собою, так что потом дивишься, как удалось подметить и составить такой-то колорит и оттенок».

 

 

Конечно, большую часть времени все же занимало непосредственно писательство. Гоголь писал везде, где заставало его вдохновение. Николай Васильевич Берг со слов самого Гоголя зафиксировал удивительную иллюстрацию: «В то время я писал первый том «Мертвых Душ», и эта тетрадь со мною не расставалась. Не знаю почему, именно в ту минуту, когда я вошел в этот трактир, мне захотелось писать. Я велел дать столик, уселся в угол, достал портфель и под гром катаемых шаров, при невероятном шуме, беготне прислуги, в дыму, в душной атмосфере, забылся удивительным сном и написал целую главу, не сходя с места».

Подчиненная законам экономии римская жизнь Н.В.Гоголя не была печальной. Она наполняла писателя и с каждым его приездом задавала новый виток его творческого развития. И без сожаления в письме П.А.Плетнева в мае 1846 года Гоголь подытоживает: «О комфортах не думаю. Жизнь наша – трактир и временная станция: это уже давно сказано».

 


Источники: Берг Н.В. Воспоминания о Н. В. Гоголе 

Письма Н.В.Гоголя 

Total Views: 4791 ,
1
Русская Инициатива