(Русский) Оперный певец Алексей Тихомиров о кризисе и творчестве: «мы должны все равно это пережить»

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Оперный певец Алексей Тихомиров рассказал «Русской Инициативе» о том, как справлялся с кризисом, возникшим из-за коронавируса.

 

 

Когда Вас застал локдаун?

Сам карантин застал меня в Мексике. Я был в Мехико в театре «Bellas Artes» на постановке «Леди Макбет», где исполнял партию Бориса Тимофеевича Измайлова. На пресс-конференции директор театра сказал, что мы не закрываемся на карантин. Через неделю будет премьера.

Только он это озвучил, как на следующий день пришла рекомендация Минздрава. Он снова всех собрал и сообщил, что спектаклей в ближайшее время не будет. Я улетел в Москву где-то через дней пять. И был там уже 22 марта.

Как прошел Ваш карантин?

Мы затворнически просидели весь карантин с семьей. Никуда не уезжали, только с ребенком гуляли на речке и возвращались домой.

Я вообще думал, что это быстро все закончится. У меня были следующие контракты. И тут начались отмены. Я потерял контракт в Берлине, Женеве, Бари… Спектакли в Москве отменились. Мы не работали ни май, ни июнь. Открылись только с первого августа.

Период этот был очень тяжелый, думаю, для всех певцов, потому что мы теряли контракты, не выступали, сидели дома. И, конечно, нападала депрессия.

Как Вы с ней справлялись?

В силу того, что я очень много выступал на протяжении длительного времени без выходных и отпусков, у меня карантин немного проще прошел. Я немножко насладился спокойствием, выдохнул. Но потом, когда контракты стали дальше теряться и спектакли отменяться, пришлось побороть хандру. Я начинал думать: а сколько это будет происходить? Когда все-таки откроется театральная жизнь, как прежде?

 

Алексей Тихомиров

Фото из группы “Алексей Тихомиров (Alexey Tikhomirov)” в социальной сети “ВКонтакте”

 

И как творческому человеку не перегореть во время кризиса?

Когда началась «удаленка», я впервые остановил локомотив, который несся по всей планете с одной постановки на другую. Впервые окунулся в семейную идиллию.

Я понял, что как любой спортсмен без тренировок начинает выходить из тонуса, так и мы, артисты, должны постоянно поддерживать себя в форме. Мы делали поздравление с 9 мая, Днем защиты детей: записывали сюжеты, песни, в том числе из мультфильмов. Приходилось заниматься дома. Как соседи это все терпели, я не знаю.

Был ли у вас хоть один день, когда Вы не репетировали?

Конечно. Я дома не люблю заниматься. Считаю, что дома должна быть тишина. И поэтому я всегда занимаюсь в театре, в центре Вишневской, где с этого года работаю педагогом. Я чувствовал некоторую вину за то, что соседи слушают, как я репетирую или записываю.

Это было очень нелегко, потому что ресурсы, которые ты отдавал работе, остаются еще не растраченными. Ты не можешь в полную работать 12 часов, как в театре.

 

 

Что нужно, чтобы кризис стал точкой роста?

Артист посвящен творчеству. И когда его работа превращается в работу в стол, это неприятно. Но любой артист знает, что результат, который сейчас нарабатывает, он обязательно продемонстрирует публике. Это период работы на будущее.

И, конечно, эта домашняя работа – большой труд. Но она и влияет на рост артиста. Потому что более пристально начинаешь работать над мелочами, красками в разных ролях.

К примеру, я посвятил время разучиванию новых партий, новых материалов на разных языках. Это было очень полезно. Но есть важный момент. Когда мы затворнически занимаемся, обязательно у вокалиста и любого артиста должен быть взгляд со стороны. Такое третье ухо, как зеркало, которое услышит, что, может быть, что-то не то происходит. И тут, конечно, приходит на помощь семья. Взгляд жены, моего отца.

 

 

Какие ценности для Вас подсветил и открыл этот период?

Я очень тяжело переболел пневмонией. Меня даже положили в больницу. Семьдесят четыре процента легких было поражено. Там я вдруг ощутил такую поддержку друзей, коллег со всего мира: постоянные звонки, сообщения. Кто поет в церковных хорах, говорили, что проводят молебны.

Очень благодарен нашему художественному руководителю и главному режиссеру Геликон-Оперы Дмитрию Александровичу Бертману. Я знаю, что огромное количество артистов он в буквальном смысле спас от осложнений и даже смерти из-за коронавируса.

Он каждому помогал устроится в больницу, постоянно был на связи, успокаивал и вселял надежду. За каждого солиста борьба была окончена победой благодаря Бертману! Его друзья делали все возможное и невозможное по спасению наших артистов. Больницы все переполнены и найти срочно место в них было просто невозможно… Отложенная госпитализация могла привести к потере профессии. Спасибо огромное за помощь и своевременную мою госпитализацию Дмитрию Александровичу! Когда у меня было поражено пневмонией семьдесят четыре процента лёгких и госпитализация была срочно необходима, в Казани мне предоставили срочную помощь.

В этот момент я понял, что мир спасет доброта и забота. Это дает мне надежду, что мы действительно друг за друга держимся. Мы не равнодушны к чужому горю и несчастью.

 

«Мир спасет доброта и забота. Это дает мне надежду, что мы действительно друг за друга держимся. Мы не равнодушны к чужому горю и несчастью».

 

Буквально месяц назад у меня случилось несчастье. Отец умер от пневмонии. В Казанском театре был спектакль 27 сентября. И родители, сходив в театр, где-то подхватили вирус. Не смогли моего отца спасти, пошли осложнения на сердце.

Этот период просто, как чума, на нас напал. Он уносит очень много нужных людей. И мы должны все равно это пережить. И самое главное, чтобы мы не стали отшельниками. Наверное, все равно останется: «ой, вы не дышите на меня», «ой, вы не смотрите в мою сторону», «давайте мы лучше дома». Но мне кажется, что этот карантин работал все же на обратное. Все хотели увидеться. Я надеюсь, что после люди потянутся к общению.

 

«Этот период просто, как чума, на нас напал. Он уносит очень много нужных людей. И мы должны все равно это пережить. И самое главное, чтобы мы в этот период не стали отшельниками».

 

Как Вы восстанавливались после болезни?

Все думали, что после пневмонии, очень долго буду восстанавливаться. А я в больнице уже по два часа пел днем и вечером. Я предупредил своих коллег по палате, что я оперный певец и могу вернуть свой голос и работу легких только через пение. Четыре часа в день пел весь репертуар. Мне даже подпевали немного медсестры. И за стенкой сидели слушали.

 

«Я предупредил своих коллег по палате, что я оперный певец и могу вернуть свой голос и работу легких только через пение».

 

Как начал петь, гораздо быстрее пошел процесс восстановления. Первые разы я не мог даже фразу тянуть. Я задыхался, потому что при таком поражении легких, ты дышишь практически только верхней их частью. У меня не хватало ни сил, ни дыхания. Но постоянный вокальный тренаж помогал.

Как проходят первые выступления после болезни?

Первое мое выступление было одиннадцатого августа в «Новой Опере». А после болезни вышел на сцену третьего ноября.

 

 

Сложность в том, что ты привык садиться в свою машину. Ты знаешь, как она на скорости себя ведет, какие у нее тормоза, насколько хватает горючего. А здесь ты будто привыкаешь заново к своему голосу. Ты не знаешь, что от него можно ждать.

После болезни мне пришлось петь три спектакля подряд. Там декорации пролежали на складах где-то год с последнего спектакля. Их почистили, но все равно пыль падает. И я прям вижу, как эти частички опускаются. Я ими дышу. И у меня началась аллергия на пыль. Никогда никакой аллергии не было. А тут все гланды вспухли. Очень было тяжело работать второй спектакль. Видимо, легкие после этой пневмонии очень восприимчивы. Надо быть поосторожнее.

Но все же со временем контроль возвращается вместе с силами и желанием петь, играть роли на сцене! В общении со зрителем артист отдает всего себя искусству, и в какой-то момент аплодисменты публики становятся самым главным витамином счастья!

 

«Русская Инициатива» в рамках проекта «COVID-19» рассказывает об опыте прохождения через кризисы, восстановления после болезни, адаптации к новому миру дистанционной работы. Вместе с членами и друзьями организации мы выясняем, как продолжать творить, создавать и развиваться в новых условиях.

Total Views: 3496 ,
2
Русская Инициатива