(Русский) Апостольский проект Гоголя и Рим

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

«Русская Инициатива» в рамках проекта «Гоголь – Рим» рассказывала о любви Николая Васильевича Гоголя к Вечному городу. Но почему же писатель избирает именно Рим? «Русская Инициатива» объясняет предпосылки к развитию взаимоотношений Гоголя и Рима.

 

Апостольский проект

Жизнь Гоголя явилась бесконечным духовным развитием. Апостольский проект – так называют реформационные идеи Гоголя относительно христианства. Тут важно отметить, что Гоголь не проводил жестких границ между различными конфессиями. Так в контексте апостольского проекта мы не говорим определенно о православии, а имеем ввиду реформацию религии вообще. Проблемой современного ему положения христианства Гоголь видел необходимость обновления веры.

 

 

Апостолом новой веры Гоголь находил себя. Соотнося себя с учеником Христа, он должен был стать проводником новой веры в мир, центром которого становилась Россия. Как говорит доктор филологических наук Павел Михед, грандиозности апостольского замысла отвечал масштаб именно этой страны.

 

Роль Рима как Столицы Апостолов

Гоголевское мессианство могло полноценно развиться только в Риме. И этому есть несколько объяснений.

 

Апостолы Павел и Петр.

 

Именно в Риме начало свое активное развитие христианство еще во II веке. Отсюда началось мировое распространение христианства. Здесь происходило утверждение христианства как значимой религии. Апостолы Петр и Павел вели свои проповеди в Риме. Рим стал Столицей Апостолов. Конспектируя труд историка Генри Галлама «Европа в средние века», Гоголь именует Рим «апостольским престолом». Так где же, как не в центре апостольских деяний, могла возникнуть и реализоваться апостольская идея Гоголя?

 

Н. В. Гоголь

 

В этом городе, так похожем по климату и даже быту на родину писателя, Малороссию, Гоголь всякий раз испытывал творческий подъем. Результатом суммарных четырех лет жизни в Италии стали «Мертвые души», «Рим», переписанные «Портрет», «Тарас Бульба», «Шинель». И, конечно, особое место в ряду произведений итальянского текста Гоголя занимают «Выбранные места из переписки с друзьями». Гоголевское обращение к неприложимым христианским ценностям в наибольшей концентрации мы видим в них. Самопровозглашенное апостольство Гоголя подчеркнул и успех «Мертвых душ».

«…как будто бы я заехал к старинным малороссийским помещикам. Такие же дряхлые двери у домов, со множеством бесполезных дыр, марающие платья мелом; старинные подсвечники и лампы в виде церковных; блюда все особенные; все на старинный манер. Везде доселе виделась мне картина изменений; здесь все остановилось на одном месте и далее нейдет».

 

 

Рим стал сакральным центром не только христианского, но и лично гоголевского космоса. Утвердившаяся в вечном городе идея апостольства позднее получила развитие во многих текстах писателя римского периода его творчества.


Источники:

Конспект книги Г. Галлама “Европа в средние века”

Рим в творческом сознании Гоголя

Гоголь в канонах украинской и русской культур (замечания о проблеме)

Total Views: 2823 ,
1
Русская Инициатива