(Русский) Уроки музыки для подростков: опыт Германии

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Для полноценного всестороннего развития человека с детства нужно обучать различным наукам, культуре и искусству. Пробелы в одной из этих сфер могут привести к тому, что у подростка будет узкий кругозор. Поэтому общественная организация «Русская Инициатива» выдвигает идею о преподавании уроков музыки в старших классах.

Сейчас в школах преподают музыку до седьмого класса. И к моменту, когда подросток действительно начинает увлекаться музыкой, ощущать эмоции, которые передают различные произведения, предмет заканчивается и у ребенка не остается возможности приобщиться к классике. В рамках проекта «Уроки музыки в старших классах» мы изучили зарубежный опыт преподавания и рассказываем как преподают музыку в Германии

Школьная система уроков музыки

Выступление в центре Леопольда Моцарта, Германия

 

Мы привыкли, что с России уроки музыки проходят раз в неделею.  В Германии система другая. Раз в неделю уроки музыки только в математических классах. Если же в старшей школе (8-9-й класс) вы выбрали гуманитарный профиль, будьте готовы к 2-3 урокам в неделю. И это совсем не легкие уроки.

Музыкальная программа — очень сурова. В ней есть курс сольфеджио, где изучают музыкальные формы, определяют главные партии в симфониях, препарируют музыкальные произведения, словно взрослые музыканты. После школы выпускники  знают теорию музыки очень хорошо. Пятиклассник должен без колебаний объяснить, например, форму рондо.

И ученики относятся к этому очень серьезно. Ведь баллы, полученные на уроках музыки, выставляют в аттестат. Наравне с оценками по алгебре или биологии.

«Шульмузикер» — преподаватель музыки

Выступление оркестра в центре Леопольда Моцарта, Германия

 

В Германии специальность «шульмузикер», то есть учитель музыки в общеобразовательной школе/гимназии весьма востребована, престижна и достаточно высоко оплачиваема. Но студентов консерватории (а «школьную музыку» преподают именно здесь), выбравших себе такую специальность, мучают и не щадят. Как правило, в школах относительно неплохие исполнители на каком-то музыкальном инструменте проходят тот же курс лекций и семинаров, что и обычные студенты. Но, помимо этого, они ещё должны достаточно серьёзно овладеть:

– дирижированием оркестром и хором (и для этого на концертах консерваторского оркестра регулярно пускают «шульмузикеров» продирижировать той или иной пьесой или частью какой-нибудь оратории – это является частью общего экзамена);
– вокалом;
– достаточно углублённо — разными психолого-педагогическими фишками, необходимыми для общения с большим количеством детей (что особенно сложно для студентов-иностранцев, поэтому, наверное, большинство молодых немцев, которых вы встретите в любой немецкой консерватории, удивительным образом оказываются шульмузикерами).

Специализированное музыкальное образование

Берлинская высшая школа музыки

 

Если после школы подросток решает продолжить музыкальное образование, то он попадает совсем в другой мир. Там ученики не ходят пять раз в неделю на уроки специальности, сольфеджио и музыкальной литературы. Последних здесь просто не существует. Если ребенок учится в музыкальной школе, он учится играть на определенном инструменте, не больше.

Дети совсем не перегружены. Что довольно странно на фоне суровой общеобразовательной программы. У учеников есть один урок в неделю, который длится 45 минут. Собственно, пока ребенок достает скрипку из кофра, уже проходит 10 минут урока. Мне кажется, именно поэтому в большинстве немецких консерваторий студенты — выходцы из бывшего СССР и китайцы. Их в родных странах учат намного строже. Плата за одно занятие — 20 евро.

Total Views: 1913 ,
Русская Инициатива