(Русский) «Русская Инициатива» о влиянии великого сценариста на отечественный кинематограф

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

В рамках проекта “Тонино Гуэрра” общественная организация «Русская Инициатива» рассказывает о том, как творческая деятельность одного из самых талантливых сценаристов повлияла на развитие не только итальянского кинематографа, но и отечественного.

Фото с yandex.ru

Тонино Гуэрра

 

Вместе с русскими режиссерами были созданы такие фильмы как: «Ностальгия» и «Время путешествовать» А. Тарковского, «Белый праздник» и «Часы без стрелок» Владимира Наумова, мультфильмы «Лев с седой бородой» и «Долгое путешествие» Андрея Хржановского.

Первым совместным проект Гуэрра и российского мультипликатора Андрея Хржановского стал фильм “Лев с седой бородой” (1995). Он имел огромный успех у западных зрителей и критики и собрал множество фестивальных премий.

Следующей работой стала кинокартина “Долгое путешествие” (1997) – мультфильм, созданный по рисункам Федерико Феллини, близкого друга Гуэрры.

“Колыбельная для Сверчка” (1999) – кинолента, приуроченная к 200-летнему юбилею Александра Пушкина.


СПРАВКА: Документальный фильм. Видеопутешествие по пушкинским местам Санкт-Петербурга. В монологах современного киноклассика Тонино Гуэрры раскрывается его отношение к судьбе и творчеству русского гения. Впервые звучат стихи Тонино Гуэрры, написанные к 200-летию А.С.Пушкина и переведенные специально для фильма Беллой Ахмадулиной.


 

Режиссёр-мультипликатор Андрей Хржановский о Тонино

 

«Андрей — человек великой культуры, творческой глубины, он, как говорится, тонкий режиссер. Это тот редкий случай, когда интеллект не мешает, а помогает в кино. Андрей создает своим интеллектом тепло фильма. Я сделал с ним фильм – “Лев с седой бородой” по рисункам Сергея Бархина. Абсолютный шедевр!»

 

Тонино Гуэрра не только писал сценарии, но и являлся идейным вдохновителем для своих друзей-режиссеров. Многие отмечали, насколько щедрым на советы был Тонино, и какой богатой фантазией он обладал.
К примеру, советский режиссер Георгий Данелия в своих воспоминаниях о Гуэрра писал:

Из воспоминаний советского режиссера  Георгия Данелии

 

«У Тонино, среди прочих, есть удивительный дар – слушать. И вот уже больше, чем четверть века, прежде чем начать снимать фильм, я обязательно рассказываю ему сценарий. А он советует, где и как надо изменить, убрать и добавить. Когда мы познакомились, я снимал фильм «Мимино». И то, что Рубик Мкртчян появился в конце фильма – заслуга Тонино (в сценарии этого эпизода не было). Можно сказать, что Тонино, в той или иной степени, соавтор всех моих последующих фильмов. Кроме этого, он еще и мой судья – сегодня единственный. После того, как ушел из жизни мой учитель Михаил Ильич Ромм, никто так хорошо меня не понимал. Тонино всегда точно видит, что я хотел сказать, и что из этого получится, а что нет».

 

Георгий Данелия и Тонино Гуэрра

Георгий Данелия посвятил Тонино и Лоре Гуэрра книгу под названием «Безбилетный пассажир».

 

 

 

 


Тонино Гуэрра о фильмах Георгия Данелии: 
“Я убежден, что пришла пора снова смотреть фильмы Георгия Данелия. В них обманчивая народная простодушность (недаром публика так любит их). Но, несмотря на тень народной простоты на лице его фильмов, это самое элегантное кино. И он самый элегантный человек, которого я встречал в кино. Его ирония и грусть — всегда с прищуром улыбки. Он учит ходить по улицам, усеянным цветами”.

 

Режиссер Владимир Наумов экранизировал два прозаических произведения мэтра – «Часы без стрелок» и «Белый праздник».

СПРАВКА: «Белый праздник» — притчу по мотивам повести Тонино Гуэрра “Сто птиц”, снятый в 1994 году на Киностудии «Мосфильм» при участии Роскомкино. Трагическая полумистическая история о тяге человека к смерти.

 

Идеи его посещали неожиданно, внезапно подкрадывались и захватывали его разум. Из страха все упустить, он тотчас начинал  рассказывать об этом. Невероятные истории возникали в голове у маэстро сами собой.

Во второй половине 70-х годов Госкино СССР приглашало Тонино и режиссера Микеланджело Антониони для совместных съемок детского фантастического фильма «Бумажный змей». Снимать фильм собирались в Узбекистане. Тонино и Микеланджело приезжали, чтобы оценить пейзажи, но в результате по многим причинам проект так и остался нереализованным.

В 2010 году великий итальянский сценарист приезжал в Санкт-Петербург и Москву, где встречался со студентами СПбГУ, МГУ и театральных вузов. Он проводил мастер-классы для молодых кинематографистов и всегда  охарактеризовал кино одним словом «больно…».

Тонино Гуэрра. Из интервью Сергею Касьянову

 

«На своих лекциях я говорил о том, что человек сможет подняться, если сможет понять разницу между словами «смотреть» и «увидеть». Вот сейчас вы на меня смотрите. Смотреть – это известие или посыл от человека. А увидеть — это значит получить то, что скрыто, разгадать сущность. Приведу один пример. До приезда в Россию я ехал в машине с сеньорой. И я увидел на краю дороги то, что меня поразило. Я сказал: «Останови». Иду и смотрю на эту вещь. И, наконец, я увидел, что привлекло мое внимание. Это была чугунная скамейка. Она была совершенно покрыта мхом. Ею уже никто не пользовался. Старики, которые когда-то сидели на обочине дороги и смотрели на проезжающие автомобили, наверно, умерли. И тогда я увидел эту скамейку, я почувствовал, что она больше никому не была нужна. Многие месяцы она стояла, покрытая мхом, говоря о своем одиночестве. И мне ее стало так жаль, что я уселся на нее, я дал ей поработать. Я тогда ее увидел».

 

Сотрудничество Тарковского с Гуэрра началось в 1980 году, когда Андрей приехал в Италию для написания сценария для ленты «Ностальгия». Важно отметить, что познакомила их русская жена Гуэрра – Лора (она была дружна с Тарковским). В 1982 году в свет выходит документальное кино «Время путешествовать», созданное двумя друзьями и рассказывающая о поисках мест для съемки «Ностальгии», в этому же году, начинаются съемки самой работы.

Лора Гуэрра, Тонино Гуэрра и Андрей Тарковский

 

Отношения Андрея и Тонино были по настоящему особенными. Это была дружба двух очень разных, но, в то же время, очень родных душ.
Супруга Гуэрра в одном из интервью вспоминала о первой встрече Тарковского и Федерико Феллини, двух близких друзей Тонино:

 

  Из воспоминаний Лоры Гуэрры

 

«Когда Феллини в первой встрече с Тарковским (это было в ресторане) спросил Андрея, как тебе работается с Тонино, Андрей, как всегда серьезно, вы знаете, как он всегда отвечал на такого типа вопросы, сказал: ”Мне не может работаться плохо с поэтом». Тогда Феллини, совершенно потупив глаза и лукаво посмотрев на Тонино, сказал: «Это должен был я первым сказать Тонино».

 

Во время поездок по Италии, Тарковский, по его словам, искал в этой стране Россию. Особенно ему нравились вспаханные и полные пшеницы поля, потому что земля везде одинакова, и в Италии, и в России. Работа над «Ностальгией» завершилась в 1983 году. Этот фильм стал предпоследней работой великого русского режиссера. Тарковский был свидетелем на свадьбе у Тонино и его жены Лоры. В честь Андрея Гуэрра построил часовенку в родном городе и посвятил ему несколько памятников «Саду забытых фруктов», творческому садику во дворе своего дома.

 

“Русская Инициатива” высоко ценит вклад великого итальянского сценариста в отечественный кинематограф. Проект “Тонино Гуэрра” посвящен сохранению памяти человека “эпохи Возрождения” в русском культурном контексте, который считал Россию своей второй Родиной и глубоко чтил всё, что его связывало с этой страной.

Total Views: 3111 ,
2
Русская Инициатива