(Русский) Из воспоминаний Владимира Солоухина: «Народ — это спаянное одной национальной идеей население»

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

В  рамках проекта “Солоухин”  общественной организации “Русская Инициатива” мы поговорили с близким другом советского писателя, Зурабом Михайловичем Чавчавадзе об его знакомстве с писателем, собирательстве икон и их дальнейшей передаче в храмы.

Члены Русской Инициативы, реализуя проект, посвященный имени выдающегося русского писателя, хотели бы отдать должное его заслугам перед страной.

В этом материале расскажем о том, как спасение главного Храма страны стало делом всей жизни для Владимира Алексеевича, как он стал первым человеком, которого отпели в нем, а также о солоухинском видении “народа”.

Зураб Чавчавадзе и Владимир Солоухин

 

СПАСЕНИЕ ПАМЯТНИКОВ — ДЕЛО ВСЕЙ ЖИЗНИ

— Что заставило Владимира Алексеевича загореться идеей восстановления Храма Христа Спасителя?

В конце 80-ых годов проблема, связанная с восстановлением  Храме Христа Спасителя, обсуждалась на страницах прессы. Однако сам Солоухин  давно уже активно писал об этом. В кинотеатре “Россия” на Пушкинский площади проходило собрание московской общественности по вопросу воссоздания Храма Христа Спасителя. Солоухин писал о сборе денег на его восстановление Храма (был построен на сборы):

«Одно дело – это зажиточная Россия, другое – сегодняшняя беднота, которая никогда бы в то время не собрала средства. Это нужно делать, но рассчитывать на это невозможно».

 

Его основной лейтмотив звучал так: “Государство разрушило, государство должно и построить!”

Собравшиеся там люди, в том числе и мы, его друзья, говорили, что нужно поднять народ, чтобы собрать деньги. На этом собрании решили создать организацию во главе с президентом, называлась она Фонд Восстановления Храма Христа Спасителя. Было предложено две кандидатуры. Владимир Солоухин и композитор Свиридов, который тоже там присутствовал. Перешли к голосованию и передали слово первому кандидату – Свиридову. Он вышел на трибуну и сказал: “Господа-товарищи, я хочу сказать вам, что благодарю вас за доверие и за оказанную честь, но если я баллотируюсь вместе с Владимиром Алексеевичем – человеком, который уже 30 лет пишет о храме и требует его восстановления, я сделаю самоотвод и никак не могу себе позволить занять заслуженное место”. Так выбрали Владимира Солоухина, который стал первым президентом фонда восстановления Храма Христа Спасителя.

За этим последовала целая череда событий. Собирали какие-то копейки и они пропали, поскольку он не занимался финансовыми вопросами. Была определенная группа, которая занималась сбором средств. Около бассейна построили деревянный храм – часовню. Владимир был прав, что только государство может построить такую махину. И тогда за разрешение вопроса взялся Лужков. Надо отдать ему должное: он сделал все, что мог. Финансовую базу потянул именно он.

 

Тем не менее хочу рассказать об одном эпизоде, после которого будет ясно отношение Владимира Солоухина к Храму Христа Спасителя.

Строительство уже вовсю началось. Выкопали огромный котлован для фундамента. Они торопились открыть храм к определенной дате, к какой – точно не помню. Церковь и Лужков приняли решение ускорить строительство. Строили в две смены – 16 часов в день шла работа и 8 часов отдыха, строительство останавливалось. У меня были хорошие отношения с Патриархом Алексием 2, который знал о нашей дружбе с Солоухиным.
В 1995 или 96-м году мне позвонил святейший и сказал, что они с тогдашним мэром города, Юрием Лужковым приняли решение перейти на 3-х сменную смену, когда строительство велось круглосуточно. Патриарх сказал, что состоится большое собрание с банкирами, куда он хочет пригласить меня вместе с Владимиром Алексеевичем, чтобы он там выступил.

Патриарх Алексий 2 и Юрий Лужков на открытии Храма Христа Спасителя

 

Представительное собрание состоялось в Даниловом монастыре. Патриарх предоставил слово Владимиру Алексеевичу, начавшему свой рассказ со следующих слов:

— Мой отец взял меня, будучи шестилетним мальчиком, с собой в Москву. Я приехал в Москву в первый раз. Когда мы оказались у Храма Христа Спасителя, я посмотрел на эту громадину, и мой дух захватило. Для меня, ребенка – это было чудо. Я посмотрел и не мог оторваться. Это запало на всю жизнь. Увиденный образ храма все время стоит перед глазами у меня, не забываю его. Поэтому я так рад, что, наконец, это случилось. Он восстанавливается. Когда-то я придумал для себя такой лозунг или девиз – “увидеть Храм Христа Спасителя и умереть”.

Так он и закончил свою фразу. Тогда Патриарх, имея хорошее чувство юмора, добавил:

— Владимир Алексеевич, мы собрались для того, чтобы поскорее он был закончен. А после ваших слов я буду сейчас просить Юрия Михайловича притормозить строительство.

Все посмеялись, но Владимир Алексеевич со всей серьезностью ответил:

— Нет, я “О”чень прошу вас всех, кто причастен и старается. Господь вас благодарит, но вы уж постарайтесь побыстрее закончить.

 

Кстати говоря, надо сказать, что так и случилось.

ПРОЩАНИЕ

 Он умер в 97-98 году, умер он вскоре после этого события. Когда Владимир Алексеевич начал уходить от нас, у меня был молитвенник, а в изголовии над кроватью у него висела Владимирская икона Божьей Матери. Я стал читать отходную и после того, как закончил, Владимира Алексеевича уже не стало. Приехали врачи, мы начали собирать вещи. На тумбочке рядом с кроватью у него лежал телефон. Я сказал, что сейчас позвоню святейшему. Патриарх Алексей дал мне свой номер с наказом звонить, если что-то произойдет. Решил набрать и тотчас святейший взял трубку. Рассказав о произошедшем, Патриарх ответил, что “Я вас очень прошу, узнайте все подробности когда и где будет отпевание и я обязательно приеду на отпевание”.

Через некоторое время я перезвонил ему и сообщил, что оповестил писателей, и у них возникла просьба благословить отпевание Владимира Солоухина в нижнем храме. Верхний был еще не готов, а нижний – Преображенский, уже действовал. Патриарх ответил согласием, потому что Солоухин был этого достоин. Таким образом, Владимир Солоухин стал первым человеком, которого отпели в Храме Христа Спасителя. Самое интересное, что вторым человеком стал композитор Свиридов. Они оба баллотировались на роль президента фонда по восстановлению Храма Христа Спасителя и их обоих отпели в этом храме. Во время отпевания служба остановилась, подошел святейший и сказал замечательные слова:

“Те люди, церковные, которые жили в лоне церкви во времена, когда творил Владимир Алексеевич, знали, что общественного защитника у России, кроме Владимира Алексеевича нету. Он был нашим единственным защитником и, это знали все церковнослужители”, как он сказал тогда. Его поддерживали люди, которые ходили в церковь и духовенство”.

 

— Какую основную идею хотел донести Владимир Солоухин до народа, какой девиз у него был в жизни?

По поводу народа он говорил так:

“Есть понятие народ и есть понятие населения. Население – это совокупность граждан, которые не находятся в тесном единении друг с другом. Это разброд, шатание. А народ – это спаянное одной национальной идеей население, вместе строящее национальный дом”.

 

Такая была у него теория. Есть народ, а есть население — разница между ними в этом. Населением могут управлять президенты, генсеки – кто угодно, а народом – только государь, только царь. Русским народом. Поэтому для него магистральной идеей было, чтобы русское население превратилось  в слово русский народ. А также понимание того, что такое национальный дом, который нужно отстраивать, украшать и делать сильным. Это основная идея, которую он проносил сквозь свое творчество, а потом и публицистику и поэзию. Он был убежденным монархистом и таковым он умер.

—  Как вы считаете, насколько важен наш проект, посвященный популяризации имени и деятельности В. А. Солоухина?

Считаю, что это один из кирпичей той программы, которую он выстраивал всю свою жизнь. Ваша сегодняшняя деятельность по популяризации имени Владимира Алексеевича и его деятельности — это ориентация на национальные ценности и национальную идею.

Может быть не решающим образом, но своей деятельностью вы привносите вклад в то, что у населения появляется еще маленький шанс обратиться в народ, вот что я хочу сказать. Его идея является цементирующей. Она цементирует народный дух. И когда вы вносите лепту в почитание его многолетних трудов и памяти, отдавая им должное, вы вносите важный вклад в эту конструкцию. Это очень важно, поэтому я вас всячески приветствую и готов помогать, чем смогу.

“Русская Инициатива” благодарит Зураба Чавчавадзе за интересную беседу и желает долгих лет жизни.

Total Views: 6181 ,
2
Русская Инициатива