(Русский) Что нас ждёт в будущем: конец истории или столкновение цивилизаций?

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

В рамках проекта “Сценарии будущего” общественная организация “Русская Инициатива” исследует теории российских и зарубежных учёных о потенциальном будущем человечества. В этот раз представляем вниманию анализ двух противоположных теорий конца 1980-х и начала 90-х годов прошлого века — Фрэнсиса Фукуямы и Сэмюэля Хантингтона — и мнение советского и российского философа Акопа Назаретяна.

Часто, рассуждая о будущем человечества, учёные, астрофизики, политологи и деятели других областей знаний задаются вопросом о конце цивилизации. Наиболее отчётливо и громко мотив конца истории прозвучал в статье американского политолога, экс-сотрудника RAND Corporation, экс-заместителя директора Управления политического планирования Госдепартамента США Фрэнсиса Фукуямы. Статья называлась «Конец истории?» и была опубликована летом 1989 года в журнале The National lnterest.

Фрэнсис Фукуяма. Фото: Stephane Grangier, Getty Images

 

Концепция “конца истории”

Концепция «конца истории» выявила историософские представления, которые были созвучны с настроением американского общества конца ХХ века. Материал Хантингтона произвёл сильное впечатление на публику, задававшуюся вопросами о дальнейшей судьбе мира. Академическая общественность, политики и СМИ также бурно отреагировали: было выпущено и опубликовано огромное количество рецензий и ответных статей.

Фрэнсис Фукуяма уведомил публику, что очень скоро, с поражением коммунизма и победой либеральной демократии во всем мире, наступит так называемый конец истории, о котором говорил ещё Гегель.

То, что по моему предположению подошло к концу, это не последовательность событий, даже событий серьёзных и великих, а История с большой буквы — то есть история, понимаемая как единый, логически последовательный эволюционный процесс, рассматриваемый с учётом опыта всех времён и народов.

 

Будет достигнуто идеальное состояние общества, в котором перестанут происходить существенные события. Лишь спустя века невыносимая скука, «возможно, вынудит историю начаться вновь».

То, чему мы, вероятно, свидетели, — не просто конец холодной войны или очередного периода послевоенной истории. Это конец истории как таковой, завершение идеологической эволюции человечества и универсализации западной либеральной демократии как окончательной формы правления. Это не означает, — успокаивает Фукуяма читателя, — что в дальнейшем никаких событий происходить не будет и страницы ежегодных обзоров Foreign Affairs по международным отношениям будут пустовать — ведь либерализм победил пока только в сфере идей, сознания; в реальном, материальном мире до победы еще далеко. Однако имеются серьёзные основания считать, что именно этот, идеальный мир и определит, в конечном счете, мир материальный.

 

Самюэль Ф. Хантингтон. Международный экономический форум в Швейцарии. Январь, 2004. Фото: Peter Lauth

 

Критика Фукуямы и ответная теория Хантингтона

Первая волна критики началась со стороны тех, кто не понял философские основания концепции и был удивлен заявлением о том, что истории приходит конец. Вторая волна критики следовала от политиков и специалистов в области международных отношений. В качестве аргументов они ссылались к событиям внутренней и международной политической жизни. Их же мнение подхватил и Сэмюэль Хантингтон, американский исследователь-аналитик, социолог и политолог.

Некоторые утверждают, — писал он, не называя имени Фукуямы, — что окончание холодной войны означает конец истории, какой мы её знаем. К сожалению, ежедневные газеты приносят драматические и трагические свидетельства того, что окончание холодной войны означает возврат к истории, как мы её обычно понимаем.

 

Дефицит событий человечеству не грозит, считал Хантингтон. Напротив, в скором будущем человечество окончательно разделится по религиозному основанию, войны между которыми и составят содержание мировых процессов. Об этом он пишет в ответной статье “Столкновение цивилизаций?” и в книге “Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка”, выпущенной в 1996 году.

Сэмюэль Хантингтон рассматривает цивилизацию как наивысшее культурное образование, объединяющее людей и обеспечивающее им определённую степень культурной самобытности. Цивилизационная идентичность, по мнению автора, будет играть всё более важную роль. В будущем мир будет формироваться под влиянием взаимодействия нескольких главных цивилизаций и одновременно углубления различий между ними. При этом конфликт будет нарастать именно между западной цивилизацией и остальным миром.

 

Советский и российский философ Акоп Назаретян

 

Мнение советского и российского философа Акопа Назаретяна

Как и в случае с теорией Фукуямы, статья Хантингтона вызвала огромное количество активных дискуссий в научных кругах. На настоящий момент она является одним из наиболее цитируемых источников в области политологии, а целый ряд прогнозов получил весьма впечатляющие подтверждения.

Однако советский и российский философ, специалист по политической психологии и культурной антропологии Акоп Погосович Назаретян не согласен ни с одной из представленных теорий. Он так прокомментировал версии Фукуямы и Хантингтона:

Это пример того, как польза от линейного прогноза, быстро превращающегося в газетную сенсацию, перекрывается издержками в виде нагнетания истерии, взаимных подозрений, идеологической и политической напряженности. Такую же роль играли, на мой взгляд, и разрекламированные публикации американских политологов в конце 1980-х и начале 1990-х годов. Оба автора потом существенно уточнили, а то и радикально изменили взгляды. Однако их первоначально безальтернативные сценарии будущего успели, каждый по-своему, взбудоражить политические настроения…

 

Общественная организация “Русская Инициатива” интересуется развитием цивилизации и рассказывает о теориях и прогнозах российских и зарубежных учёных в проекте “Сценарии будущего”.


Источники: “Конец истории?” Фрэнсиса Фукуямы, “Столкновение цивилизаций?” Самюэля Хантингтона, “О прогнозировании в шутку и всерьёз” Акопа Назаретяна

Total Views: 1883 ,
Русская Инициатива