(Русский) 3 важнейших открытия российских учёных за последнюю четверть века

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Все мы знакомы с важнейшими для мировой науки открытиями, которые совершили учёные и исследователи Российской Империи и Советского Союза. Но многие уникальные открытия наших соотечественников, совершённые в последние несколько лет, остаются неизвестными для широкой публики. Общественная организация «Русская Инициатива» считает, что важно рассказывать о них и знать, какое место сейчас занимает российское научное сообщество в мире. Сегодня мы расскажем вам о трёх наиболее крупных открытиях, совершённых российскими учёными за последние 25 лет.

1. Экзаваттные лазеры

Технология, позволяющая получить самое мощное световое излучение на Земле, была открыта именно в России. В 2006 году в Институте прикладной физики РАН в Нижнем Новгороде была построена установка PEARL (PEtawatt pARametric Laser), работающая по принципу усиления света в нелинейно-оптических кристаллах. Максимальный импульс, полученный из этой установки в ходе испытаний, – 0,56 петаватт: эта цифра в сотни раз превосходит мощность всех электростанций Земли.

Учёные планируют увеличить мощность PEARL до 10 петаватт. Также российские специалисты говорят о перспективе запустить проект XCELS, который предполагает создание лазера мощностью до 200 петаватт, а в перспективе — до 1 экзаватта.

Такие лазерные системы позволят исследовать наиболее экстремальные физические процессы – а также на их основе можно создавать лазерные источники нейтронов с уникальными свойствами.

2. Сверхмощные магнитные поля

Схема магнитного поля Земли

Физики из российского ядерного центра в закрытом городе Сарове под руководством Александра Павловского в начале 1990-х годов разработали метод получения рекордно мощных магнитных полей.

С помощью взрывных генераторов (в таких устройствах взрывная волна как будто «сжимает» магнитное поле) им удалось получить величину магнитного поля в 28 мегагаусс. Это абсолютный рекорд для искусственно полученного магнитного поля. Такая величина в сотни миллионов раз выше силы магнитного поля Земли.

Используя такие магнитные поля, учёные смогут исследовать поведение вещества в экстремальных условиях – например, поведение сверхпроводников.

3. Озеро Восток

Схема расположения озера Восток. Источник: gazeta.ru

Одно из важных и, возможно, последнее крупное географическое открытие в мире принадлежит российским учёным: в 1996 году совместно с британскими коллегами они открыли подлёдное озеро Восток в Антарктиде с помощью сейсмического зондирования и радарных наблюдений.

Благодаря бурению скважины на станции Восток российские учёные получили уникальные данные о климате на Земле за последние, как минимум, полмиллиона лет. Они смогли определить, как менялась температура и концентрация углекислого газа на нашей планете в далеком прошлом.

В 2012 году российским исследователям-полярникам удалось впервые проникнуть в это озеро – до этого оно было изолировано от внешнего мира около миллиона лет. Исследование образцов воды из него, с большой вероятностью, приведёт к открытию уникальных микроорганизмов и позволит вывести на новый уровень исследование возможности существования жизни за пределами Земли — например, на спутниках планет.

Источник фото: ТАСС