(Русский) Владимир Клавихо-Телепнев: Фотография, которую можно сравнить с живописью

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

В рамках номинации “Культурный шок” , где организация “Русская Инициатива” отмечает выдающихся деятелей искусства за их вклад в развитие русской культуры, мы бы хотели отметить маэстро художественной фотографии — Владимира Клавихо-Телепнева.

Его творчество признано не только в нашей стране, но и во всем мире. По версии газеты «Коммерсантъ» он признан одним из лучших фотографов России. Работы Владимира Клавихо хранятся в личных коллекциях Нурсултана Назарбаева, Элтона Джона, принцессы Майкл Кентской Мари-Кристин, Питера Гринуэя, Дмитрия Медведева.

Владимир Клавихо-Телепнев

 

БИОГРАФИЯ

Дедушка и бабушка по материнской линии (Владимир Иванович и Маргарита Николаевна Телепневы) — художники, дед с отцовской стороны (Эдмундо Клавихо Кубильос) — фотограф, владелец фотоателье; отец, Педро Клавихо, — колумбийский журналист, радиорепортер. Согласно колумбийским законам к фамилии отца прибавил фамилию матери, представительницы старинного рода Телепневых.

Владимир пошел по стопам родных и решил посвятить жизнь творчеству. По образованию он график, художник—иллюстратор. В 1986 году после окончания Московского Полиграфического института долгое время занимался живописью, и постепенно нашел себя в фотографии. Первое профессиональное десятилетие был поглощен репортажной фотографией: зарубежная работа для европейских изданий о России на тему политики, культуры, разъезды по “горячим” точкам. Одним словом, удовлетворял у зарубежной публики активный интерес к России в период постперестройки.

Затем он работал в модных журналах и стал одним из первых, кто популяризировал Fashion фотографию, однако осознав, что в этом жанре не всегда можно полноценно проявить себя как художник, он отправился в свободное плавание искать свой уникальный стиль.

Клавихо-Телепнев работает на стыке техник, жанров, времен. Сам фотограф, рассматривая фотографию в контексте живописи, описывает это так:

“Фотография, по своей сути, — разновидность художественного языка, одна из многочисленных техник, позволяющая донести до зрителей мыслеформу, замысел творца. Законы искусства универсальны для разных его направлений. Поэтому принципы, используемые при создании живописного полотна, вполне применимы и в жанре фотоискусства”.

 

Владимир Клавихо-Телепнев в творчестве часто обращается к литературе и любит экспериментировать с интерпретацией произведений. Ярким примером служит проект “Вишневый сад” — книга элегических иллюстраций по одноименному роману А.П. Чехова, которая состоит из серии фотографий с небольшими эпиграфами. На реализацию проекта им с ученицей Юлией Бочковой потребовался год.

К примеру, моделями для изображения мужских персонажей выступили актрисы Елена Морозова и Екатерина Стриженова — с черными масками на лице, гувернантку Шарлотту в нашем проекте исполнила Тутта Ларсен, горничную Дуняшу — Анна Бутусова, а роль старого лакея Фирса и вовсе была поручена маленькой девочке Полине Надер.

Владимир Клавихо-Телепнев. Из серии «Вишневый сад». 2004. Собрание автора

По мнению Владимира современный мир как никогда ориентирован на визуальное восприятие информации, поэтому иллюстрации доминируют играют важную роль в зрительском восприятии художественных образов.

Проект – это очередная попытка средствами фотографии создать логический видеоряд, своего рода раскадровку фильма, созданного по известному чеховскому “Вишневому саду”.

 

АВТОРСКИЙ СТИЛЬ

Клавихо максимально сблизил фотографию и живопись с помощью давно забытой всеми техники — эгломизе. Она позволяет придать современным изображениям ощущение мимолетности нашего мира, легкое очарование постоянно исчезающей реальности.Она была изобретена еше в 13 веке, а в 18 получила название в честь француза Ж-Б. Глами.

Идея работать с эгломизе пришла мне в голову, когда я сидел в галерее и смотрел на фотографии под стеклом. Мне захотелось усилить эффект отражения – как в объективе фотоаппарата, где автофокус не знает, куда наводить камеру – то ли на отражение, то ли на объект.

 

Еще одна используемая им техника — печать фотографии на дереве с последующей многослойной лакировкой, благодаря чему изображения получаются невероятно глубокими, создается удивительный эффект обратной перспективы, как на иконах или фресках.

Принт на дереве. Работа из серии фотоальбома “Вишневый сад” Владимира Клавихо-Телепнева

Также Клавихо-Телепнев создает коллажи, где кадр находит на кадр, зарождая новый образ. Работы, выполненные в данной технике, отличаются четким режиссерским замыслом. Примером служат фотоработы из проектов “Сталинский ампир”, “Алиса в стране чудес” и “Кремль”, которые будут представлены ниже.

Фотопроект Владимира Клавихо-Телепнева “Алиса в стране чудес”

ПРОЕКТЫ 

“Русская Инициатива” хочет сделать акцент на нескольких фотопроектах художника, которые по мнению членов организации наиболее ярко отражают талант Клавихо-Телепнева в популяризацию русской культуры посредством фотографии. Благодаря работам Владимира Клавихо-Телепнева отечественному и зарубежному зрителю открывается новый взгляд на историко-культурный страны, вызывая чувство гордости, патриотизма и уважения.

Начнем с первого в мире проекта с иллюстрациями к Библии — фотоальбома “Библия в фотогравюрах” , для которого Владимиру пришлось получить благословление от самого патриарха.

«Эффект, как в старой иконе, когда начинается реставрация: снимают старый лак, и проступает неизвестное изображение. Только в данном случае все происходит наоборот. Был цвет, я начинаю его убирать, как бы ухудшаю изображение, и появляется что-то иное – как будто каркас, который я не увидел в цвете. И я довел изображение до такого состояния, когда оно вызывало у меня  чувства, что я испытывал на Святой Земле. Тогда я решил попробовать проиллюстрировать Библию подобными фотографиями. Обычно в фигуративных иллюстрациях художник навязывает читателю свое видение. А здесь человек будет сам дочитывать реальное пространство».

Проект также отличается от других тем, что в нем отсутствуют персонажи и присутствует символика.

Из фотоальбома “Библия в фотогравюрах”. Автор: Владимир Клавихо-Телепнев

 

Проект “Кремль” был выпущен в 2018 году и посвящен самому узнаваемому туристическому памятнику Московскому Кремлю. Перед началом работы Владимир посетил музеи Венеции и Флоренции, чтобы лучше изучить живопись по дереву XIV и XV веков. Для некоторых работ художник экспериментировал с древесиной –  нагревал доски, выносил их на мороз, благодаря чему древесина трескалась в разных местах, и на ней вырисовались узоры. Работы из этой серии показывают зрителю расписные сводчатые кремлевские палаты, которые оживают вместе с героями. Часть реквизита попала в кадр и из Музеев Московского Кремля.

«Я хотел наполнить эти интерьеры персонажами, придать им драматургию, но мне нужна была максимальная историческая достоверность. К счастью, судьба свела меня с гениальным костюмером Димой Андреевым, а также с художником и самым крупным коллекционером русского костюма Ваней Глазуновым, сыном Ильи Глазунова».

 

С темой русской самобытности и русского духа знакомит проект “Русское”, который переплетается с Кремлем. Однако если “Кремль”отличается насыщенными цветами, проект «Русское» выполнен в черно-белом ключе.

 

ВЫСОКИЙ СТИЛЬ В СТАЛИНСКОМ АМПИРЕ

Имперская архитектура сталинской эпохи. В рамках  фотопроекта Владимир показывает уникальное наследие сталинской эпохи в архитектурном облике Москвы.
«Сталинский ампир» включает в себя около 150 тонированных черно-белых фотографий.

“Я москвич, и я подумал, что городской пейзаж – не архитектурный, а человеческий, снимают почему-то в Питере. Там снимать Высокий стиль – нечто само собой разумеющееся. Но ведь Высокий стиль – это лицо Москвы, его все меньше и меньше, но запечатлеть его никто не торопится. И Кремль, на который мы каждый день смотрим, снимают только для открыток или дорогих альбомов, или щелкают любители. Высокий стиль – не объект художественной съемки “.

 

УЧАСТИЕ В ВЫСТАВКАХ

 Владимир Клавихо-Телепнев неоднократно принимал участие в выставках в России и за рубежом: 1996, 1998 и 2000 годах участвовал в Международных московских фотобиеннале, организованных Московским домом фотографии.

Его работы признаны классикой русской фотографии и выставляются в крупнейших музеях всего мира и отличаются уникальным авторским видением.

В 2010 году Владимир Клавихо-Телепнев стал единственным российским фотографом, чьи работы ГМИИ им. А. С. Пушкина включил в экспозицию выставки, посвященной 100-летию музея, наряду с картинами Боттичелли, Рубенса, Ван Дейка, Гойи, Мурильо, Ренуара.

 

“Русская Инициатива” считает, что  фотохудожник своими уникальными проектами, которые посвящены новому взгляду на старую Россию, играет важную роль в популяризации русской культуры, сохранения русских традиций не только в нашей стране, но и за рубежом.

 


Источники: http://www.advertology.ru/print115410.htm

https://rosphoto.com/portfolio/vladimir_klaviho_telepnev-1736

Total Views: 9089 ,
Русская Инициатива