(Русский) Как соболиные шкурки возвысили Москву в XIV веке

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

В рамках проекта “Люблю и знаю свой район” общественная организация “Русская инициатива” рассказывает истории Москвы и её районов — Мещанского, Басманного, Красносельского, Сокольники — на платформе Яндекс.Дзен. В этот раз делимся любопытной версией о причинах возвышения Москвы в XIV веке.

А. М. Васнецов “Торг в Древнем Новгороде” (1908–1909)

В XIV–XV веке торговля Руси с Западной Европой, в частности Ганзой, осуществлялась преимущественно через Новгород. 85% экспорта составляла новгородская пушнина — наиболее качественная и дорогая на всей территории Руси. Только немецкий купец Виттенборг в 50-х годах XIV века за три года продал 65 ты­сяч шкурок, приобретённых им в Новгороде. По подсчётам А. Л. Хорошкевич, ежегодно на Запад вывозилось свыше полумиллиона шкурок.

Город в основном был известен добычей белок, которые продавались сотнями, тысячами или бочками (до 12 тысяч шкурок). Однако особенно ценился соболь: по весу он был дороже белки в десятки раз. В Венеции XV века за сотню российских собольих шкур платили 82 дуката. Они хоть и были самыми дорогими, но добывались в таком количестве, что служили самостоятельной денежной единицей.

Русское посольство. Европейская гравюра, 1576 год

Для сбора пушнины торговцы из Великого Новгорода регулярно приходили на земли Коми, расположенные в бассейнах Печоры и Вычегды. В Средние века они входили в состав владений Новгородской республики. Печора славилась своим соболем — такого количества было не найти на всей территории Северной Руси. Дань с этих земель собиралась именно пушниной.

В 1333 году Иван Калита начал сбор дани с населения европейского Северо-Востока для Золотой Орды, и земли Коми перешли в подчинение Московского княжества:

— Князь великий Иван Данилович взверже гнев свой на устюжцов и на ноугородцев, — рассказывает Вычегодско-Вымская летопись, — почто устюжци и ноугородцы от Вычегды и от Печоры не дают черный выход Ордынскому царю, и дали князю Ивану на черный бор Вычегду и Печору и с тех времен князь московский почал взимати дани с пермские люди.

Вскоре новгородские торговцы, оторванные от печорских земель, пошли за соболем на восток, где потерпели поражение. Как свидетельствуют летописцы, “избьены быша печерьские даньники и югорьскии”. Насчитывается несколько неудачных походов на Урал. А в 1445 году произошло жесточайшее избиение Югрой, когда местные разбили 3-тысячный отряд новгородцев. (Для сравнения: на Куликовской битве участвовало 5 тысяч русичей.)

Древний Новгород

Покровительство Москвы и неудачи на востоке привели к тому, что уже в XIV–XV веках Новгород стал “перевалочным пунктом” для экспортного сырья, не сумев развить конкурентные ремёсла даже в пушной промышленности. Московское княжество к тому времени самостоятельно обрабатывало и поставляло за границу соболя, белку, куницу, бобра и другую пушнину, тогда как Новгород, по ганзейскому договору, продавал только необработанную белку.

Москва сделала ставку на южную и восточную торговлю: поставляла соболиные шубы и обработанные меха через Орду в итальянские колонии Крыма, в Константинополь, через Каспий — в Персию. Новгород торговал с западными землями — и проиграл. Инфраструктура рынка и экономики Москвы развивалась, а совместная торговля Руси с Ордой победила Новгород и другие княжества.

Total Views: 975 ,
Русская Инициатива