(Русский) Инициативы. Усадьба Узкое: место памяти первого русского философа В. Соловьёва

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

«Русская инициатива» получила обращение с инициативой установить памятную табличку русскому философу В.С. Соловьёву в усадьбе Узкое. В рамках проекта «Люблю и знаю свой район» мы расскажем, как связана судьба философа с этим местом и почему памятной таблички там до сих пор нет.

Усадьба Узкое (сейчас Профсоюзная, 123А, стр. 15) была построена больше двухсот лет назад, и в разное время Узким владели разные представители знаменитых фамилий: Стрешневы, Трубецкие, Голицыны. В своё время владелицей имения была, например, Мария Алексеевна Голицына (в замужестве Толстая) – та самая, мнения которой так опасался Фамусов в комедии Грибоедова «Горе от ума»:

«Ах боже мой! Что станет говорить

Княгиня Марья Алексевна!»

Усадьба Узкое

 

Одно из самых значимых событий в истории усадьбы произошло 31 июля (13 августа по старому стилю) 1900 года: именно в Узком в возрасте 47 лет в этот день скончался знаменитый русский философ Владимир Соловьёв. Мыслитель приехал в Узкое уже тяжело больным – погостить. Здесь жили его друзья, известные московские профессора-философы, братья Сергей Николаевич и Евгений Николаевич Трубецкие. В пути философу было уже очень плохо, а по приезде он даже не смог сам выйти из эеипажа. Вот как об этом путешествии вспоминает двоюродный брат Соловьёва, председатель Московского Окружного суда Николай Васильевич Давыдов:

Поездка наша в Узкое была не только тяжела, но прямо кошмарна; Владимир Сергеевич совсем ослаб, и его приходилось держать, а между тем движение пролетки возбудило в нем вновь морскую болезнь; дождь усиливался и мочил наши ноги, и стало, благодаря ветру, холодно. Ехали мы очень тихо, так как на шоссе растворилась липкая грязь, и пролетка скользила на бок, и было уже темно. В одном месте дороги Владимир Сергеевич попросил остановиться, чтобы немного отдохнуть, добавив, «а то, пожалуй, сейчас умру». И это казалось, судя по слабости Владимира Сергеевича, совершенно возможным. Но вскоре он попросил ехать дальше, сказав, что чувствовал то самое, что должен ощущать воробей, когда его ощипывают, и прибавил: «С вами этого, конечно, не могло случиться». Вообще, несмотря на слабость и страдание, в промежутки, когда ему делалось лучше, Владимир Сергеевич, как всегда, острил, поднимал самого себя на смех и извинялся, что так мучает меня своим нездоровьем.

 

Владимир Соловьев (28 января 1853 - 13 августа 1900) , русский ...

Основатель христианской философии Владимир Соловьёв

 

Философа положили на диван в биллиардной, где он, не вставая, долго беседовал с Сергеем Трубецким о своей публикации в “Вестнике Европы” и актуальной ситуации в мире. В Узкое приехали сёстры философа и его мать, да и вообще количество посетителей усадьбы сильно увеличилось, особенно после публикации от 23 июля в “Московских ведомостях”:

«Известный русский философ Владимир Сергеевич Соловьев пребывает теперь в 15 верстах от Москвы в имении Московского губернского предводителя дворянства князя П.Н.Трубецкого. Прибыв на прошлой неделе в Москву, он пожелал провести день своих именин в обществе одного из близких своих людей, профессора кн. С.Н.Трубецкого, который это лето живет в имении своего брата. По дороге туда Владимир Сергеевич внезапно заболел настолько серьезно, что его пришлось на руках перенести из коляски в помещение С.Н.Трубецкого. Сознавая всю опасность своего положения, больной потребовал священника, который исповедовал и причастил его святых христовых тайн».

 

 

Соловьев, Владимир Сергеевич, Трубецкой Сергей Николаевич, Н.Я. Грот, Л.М. Лопатин

На этой фоторгафии Соловьёв крайний слева, рядом с ним Сергей Трубецкой

 

Первый русский философ скончался 31 июля на руках у друзей и семьи, и с тех пор Узкое стало местом паломничества его многочисленных последователей. При жизни Трубецких (которые, по свидетельствам, после событий, произошедших в Узком, стали приехжать сюда гораздо реже, а потом и вовсе перестали – Сергей Трубецкой углуюился в университетскую деятельность) интерьер биллиардной оставался прежним, а на диван, на котором умер Соловьёв, прикрепили памятную табличку о событии. Табличка (как и сам диван – старинный, вещь как минимум середины XIX века) дожили только до 1970-х годов: диван ещё при жизни сам Трубецкой перевёз в Москву, а табличка на точной его копии исчезла позже. Сейчас, по свидетельствам очевидцев, в бывшей биллиардной (которая, кстати, в “санаторные” времена Узкого использовалась как читальня –  по этому поводу сильно негодовал Осип Мандельштам, отдыхавший в Узком в 1928 году) в особняке о великом русском философе напоминает только его портрет работы художницы Т.Харитоновой и небольшая памятная надпись – его собственная поэтическая строфа:

Милый друг, иль ты не видишь,
Что все видимое нами,
Только отблеск, только тени,
От незримого очами?

На экскурсиях в усадьбе Узкое о философе упоминают лишь вскользь, демонстрируя два дивана-сундука и резной стол из дерева с оригинальными гербами Трубецких и огромный бильярдный стол XIX века.

Современный интерьер комнаты, где скончался В.С. Соловьёв

 

Могила философа сохранилась и до наших дней, но судьба её была непростой: сначала на могиле поставили простой деревянный крест, но в 1930 году его снесли, и племянник Соловьёва долго добивался возможности его восстановления, а в 1950 – поставили надгробие, сделанное из одного бесхозного: одна половина увенчала могилу самого Соловьёва, а другая – соседнюю, где похоронены его мать и одна из сестёр. Современная орфография на старом надгробии вызывает много вопросов и справедливых возмущений у тех, кто видит, как выглядит могила мыслителя и его семьи.

Могила В. Соловьёва и его семьи. Источник: LiveJournal

 

Соловьев любил Петербург и много в нём жил, но в душе оставался «москвичом». Сам он писал в стихотворении Князю Д. Н. Цертелеву: «…Крепчайшими цепями прикован я к московским берегам». Многое в жизни философа связано с Москвой, но памяти о Владимире Соловьёве в городе, тем не менее, почти не осталось: дом, где родился философ (сейчас Остоженка 16), снесли в 2006 году для строительства Дома фотографии, а проект памятника. который должен был быть установлен во дворе Института философии на Волхонке в 2000 году (к столетию смерти Соловьёва) так и остался нереализованным.

Усадьба Узкое в Москве | Лучшие места от CHIPS Journal

Приусадебная территория в Узком. Источник: CHIPS Journal

 

Сам Владимир Соловьёв всегда с иронией относился к собственной смерти и наверняка нашёл бы забавным и собственное надгробие, и превращение в читальню места своей смерти. Но мы считаем, что город, в котором великий философ родился и с которым связана большая часть его жизни, должен хранить память о нём: мемориальные таблички – это важная часть исторической памяти. Установленные как в месте рождения, так и в месте смерти великих людей, такие таблички не только напомнят москвичам и гостям столицы о прошлом страны, но и свяжут с ним их самих, ведь они помогают вспомнить, что великие люди прошлого, творцы и мыслители, жили на одних с ними улицах – а это всегда важно для осознания нашего места в истории собственной страны.

Организация «Русская инициатива» выступает за то, чтобы установить памятную табличку в месте смерти философа Владимира Соловьёва в Узком – месте, где он провёл свои последние дни и где жили его близкие друзья. 

 


Источники:

Усадьба УЗКОЕ, Москва (часть 4 из 4) – LiveJournal

Усадьба Узкое – Sputnik

Коробко М.Ю. Усадьба Узкое: историко-культурный комплекс XVII-ХХ веков

 

Total Views: 4767 ,
Русская Инициатива