Форум Серебрянской
Текстовая версия «Форума Серебрянской» с экспертами по NFT

00:03 Серебрянская: Друзья, сегодня вечер, наша вечеринка посвящена инфити. Ну, это такое модное слово, наверно, все слышали, все читали статьи, что на этом как-то можно заработать, и даже вот можно вообще ничего не делать, но только иметь телефон, и, в общем, как-то поднимать деньги. А, кстати, как правильно, потому что вот…

00:22 Девянин: NFT, NFT, да.

00:23 Серебрянская: NFT?

00:24 Девянин: Да.

00:24 Серебрянская: А когда я говорю инфити, это как конфети, да?

00:27 Девянин: Ну, это да, это как-то…

00:28 Серебрянская: Так, друзья, в общем, понятно, что дело тёмное, поэтому приступаем. Денис, жги.

00:35 Россиев: Представлю себя, представлю наших друзей, которые сегодня здесь. Меня зовут Денис, я диджитал-художник, разработчик дополненной реальности, я работаю в партнёрстве с Мета, то есть Фейсбук, Инстаграм, а также с М-чатом, и с ТикТоком. Это Оля Дворецкая, она art & tech продюсер, занимается, собственно, продюсированием, продвижением, развитием NFT культуры в России и в СНГ, и за её пределами, естественно, в том числе, продажами.

00:58 Россиев: И Алексей Пикселорд – аудиовизуал-художник, очень известный человек, скажем так, в узких кругах наших криптовалютных историй. И с нами на Зуме будет Астер – это (крит) художник из далёкой Сибири, я сам оттуда – из Барнаула.

01:14 Россиев: Я попробую сейчас человеческим языком объяснить, как работает NFT, как работает крипта, и почему это настолько понравилось людям, почему это стало настолько популярным. Поехали сначала про крипту. У всех у вас есть бабло в банке на счету, в чём плюс? Ну, понятно, что вы можете прийти в любое заведение, в любой магазин, в два клика это всё оплатить, всё работает.

01:34 Россиев: Но это централизованная история, то есть вашими деньгами вы по факту не владеете, ими владеет банк, ими владеет государство, кто угодно, только не вы. Ваш счёт могут заблокировать, это может сделать банк, это может сделать государство, это могут сделать мошенники различными мутными схемами. Ну, в принципе, в крипте это тоже работает, но, конечно, не так активно, как в традиционной банковской схеме.

01:56 Россиев: Крипта в какой-то мере решает эту проблему, в первую очередь потому, что вашей криптой, вашими деньгами или любыми другими цифровыми… цифровыми активами, в том числе NFT владеете только вы. Как это реализовано. В случае банка есть просто, условно, один сервер, ну, или много, ну, грубо говоря, это просто один комп, в котором всё записано, вот, к которому может кто угодно, ну, не кто угодно, но, тем не менее, с ним можно сделать что угодно, и вас, ваших активов лиж… лишить.

02:21 Россиев: В случае крипты информация о том, что у вас есть равномерно размазана по большому количеству компьютеров, это десятки тысяч. И там используются разного рода алгоритмы, которые позволяют этим компьютерам между собой связываться, и договариваться о том, какая информация является верной, и какая является неверной.

02:38 Россиев: Соответственно, скомпроментировать то, чем вы владеете, ну, практически невозможно. Там есть, конечно, отдельные случаи, там (неразборчиво) новых сетей. Но, допустим, если брать биткоины, если брать сити, эфириум, то, то, что есть у вас, ну, спереть невозможно практически никак, если вы как бы сами не сольёте свою (сит-фразу). Это, грубо говоря, пароль.

02:55 Россиев: Что такое NFT? NFT – это, по сути, цифровой актив, которым точно так же владеете вы, который точно так же технически размазан по всему интернету, и который у вас тоже нельзя просто так отобрать. NFT – это, по сути, некий цифровой паспорт любого объекта, при этом неважно какого. Это может быть картинка, это может быть музыка, это может быть дом.

03:15 Россиев: И здесь интересна такая штука, то, что это не находится в лигал-поле, то есть это не подтверждается никак юридически. И, в принципе, всё, что у нас есть – это некий такой общественный договор, то, что люди, их уже достаточно большое количество, согласились, договаривались считать запись в блокчейне, то есть вот в этом размазанном реестре по куче компьютеров какую-то запись, то, что она является подтверждением владением чего-то.

03:38 Россиев: Вот. Но этих людей уже достаточно много, а сообщество развитое, и поэтому оно работает, поэтому оно принимается. Поэтому, когда публикуете свой NFT, это, по сути, повторюсь, цифровой паспорт, он говорит о том, что вы владеете там вот такой-то картинкой, там или музыкой, или чем-то ещё, абсолютно неважно, это может быть что угодно.

03:55 Россиев: И в чём класс. Класс в том, что вы эту штуку можете передавать, вы её можете продавать, эти все транзакции полностью прозрачные, то есть по записям можно проследить, кто это создал, когда, кому это передал или продал, за какую цену. Всё это прозрачно, всё это неподделываемо. И поскольку это работает в автоматическом режиме, здесь у нас появляется такая классная штука под названием смарт-контракт.

04:16 Россиев: Смарт-контракт – это программа, которая работает на вот этих вот кучи компьютерах, размазанные по всему интернету, и которая управляет вашим NFT, которая позволяет вам, например, получать роялти с перепродажи. То есть вы создали произведение искусства, вы его продали за один эфир, и, допустим, у вас роялти 10%.

04:32 Россиев: Этот человек его перепродал – вы 10% свои получили в автоматическом режиме. Да, он его может передать напрямую, может провернуть какую-то мутную схему, вот вы тогда ничего не получите. Но опять же вы можете в контракте прописать, что NFT нельзя передавать – только продать. Вот. Соответственно, это позволяет художникам, в том числе, зарабатывать на вторичном рынке.

04:50 Россиев: Вторичный рынок пока ещё у нас очень не развит, ну, так, слабенько, но будем надеяться, что когда-нибудь это всё заработает в полную силу, и будет всем любовь и счастье.

05:00 Серебрянская: Правда ли, что он тоже должен быть интересным, ну, то есть открываться как-то особенным образом, ну, то есть, чтобы это тоже был игровой момент какой-то или это не обязательно?

05:09 Россиев: Такое есть, ну, по сути, это просто программа, и человек, который взаимодействует с NFT, покупает, продаёт, создаёт, он вообще не знает, что он существует, он вообще не запаривается на её тему никак, чаще всего, вот. Но есть много разных классных вещей, да.

05:20 Девянин: Это внутренности как бы того, как устроен NFT.

05:23 Серебрянская: Но вот мне говорили, что смарт-контракт – это тоже такая важная штука, потому что она позволяет, ну, в общем, каким-то способом открывать, да? И это может быть тоже, например, открытие в первую минуту, например, какого-то тысячелетия, года, то есть сам по себе…

05:36 Россиев: Да, это всё возможно.

05:37 Девянин: Или он может сгорать, допустим…

05:38 Серебрянская: Да, или может сгорать, да-да-да-да.

05:39 Девянин: …через несколько лет, это… этот объект, арт-объект NFT, он просто пропадает, и меняется, сгорает, то есть.

05:45 Серебрянская: То есть фишка не… не только в самом… как правильно уже боюсь сказать, НФТ.

05:48 Девянин: Да, появляется дополнительное как бы поле для творчества.

05:51 Серебрянская: Да. А именно да, вот именно в смарт-контракте. Вот Стас у нас любит, да, что при каких-то обстоятельствах, если сойдутся, например, две звезды, да там, как-то, то вот тогда это что-то как-то откроется.

Команда Ольги Дворецкой беседует с Лидером «Русской Инициативы» на пятничной вечеРИнке в Культурном Центре организации

06:02 Девянин: Но сейчас уже есть интерактивное NFT, то есть это, допустим, когда работа или картина создана таким образом, что днём она показывается вот так, ночью вот так, там да, в определённое время так, и музыка есть такая. То есть она как бы создана слоями, и ты можешь выбирать, как её слушать, да.

06:20 Серебрянская: Мне вообще в этой теме как раз и нравится, что это безграничный такой простор для творчества, потому что ты можешь не только креативить над изображением, ты можешь ещё придумывать логику его использования. И эта логика может быть, ну, в общем, сравни такому детективу, да, где ты можешь туда вложить какую-то вообще сумасшедшую историю.

06:42 Серебрянская: То есть, мне кажется для людей, которые увлечены коллекционированием, или вот как бы любят всякие ко… конспирологические штуки, это такая невероятно занятная история.

06:51 Россиев: Ой, про это вам… Про это вам расскажет Астер, у него есть работа с секретом.

06:54 Серебрянская: Скажите, пожалуйста, а у вас есть работа с секретом?

06:58 Астер: Да, у меня выходило в рамках одного из старейших форумов России реформы работа (фьюче реннера). Её вышло всего 5 копий, и только при покупке работы как NFT-токена, открывается дополнительный контент. Секретное место картины, можно сказать, так, внутри которой лежит загадка.

07:19 Астер: Если кто-то из вас, может быть, где-то слышал или изучал такую вещь, как Цикада 3301, как феномен на форумах, типа головоломок, то там что-то отдалённо похоже, только с меньшим уровнем сложности. То есть надо сначала разглядеть на секретной картинке подсказку, так скажем, дверь в кроличью нору.

07:43 Астер: Решив первую головоломку ты переходишь на второй уровень головоломки, и вот только пройдя весь этот путь от начала до конца ты сможешь разгадать загадку, которую я туда вложил, и получить ценную награду.

07:57 Серебрянская: Астер, расскажите, пожалуйста, я вот такую шок-статью прочитала, что оказывается первые вот эти самые крутые работы, серия про обезьян, как она называется, не помню, вот…

08:06 Астер: (Неразборчиво)

08:06 Серебрянская: Да-да-да, да, что там тоже полно загадок, вы про это что-то слышали, и, в общем, это не просто обезьяны, а что-то там с эстетикой Третьего Рейха связано?

08:17 Астер: Обожаю тот факт, что я родился именно во времена интернета, который может порождать невероятные конспирологические теории.

08:22 Серебрянская: Мы не знаем, когда вы родились, мы вас не видим.

08:23 Астер: Там была мысль… Там не загадка, это скорее как раз конспирологическая теория, якобы логотип (неразборчиво), плюс некоторые визуальные составляющие очень напоминают визуальную составляющую Третьего Рейха как раз. И ко… конечно, это скорее с огромной долей вероятности не просто смешная конспирологическая теория, но на форумах Реддита всерьёз уже с полгода, наверно, обсуждают, не спонсируют ли они людей, которые спонсировали Гитлера.

08:52 Астер: Кто знает, кто знает. Искусство, оно, знаете, всегда с загадкой.

08:55 Серебрянская: Как бы ждём вас в гости. Ну, а пока, Астер, чуть придётся мне от вас отлучиться. Денис, Денис с нами, уж не ревнуйте, мы-то с вами в Москве увидимся, а то Денис вдруг уедет куда-нибудь в Дубай.

09:06 Россиев: Так, ну что, с технической стороны более-менее поняли как работает. Чем NFT не является? Это не является в какой-то мере уникальным объектом. То есть у вас есть арт, например, цифровая работа, или вы можете сделать фотографию физической работы. Вы это можете опубликовать как NFT, мы говорим заментить, но нужно понимать, что любой человек может сделать то же самое.

09:27 Россиев: И здесь как раз в силу вступает тот самый общественный договор, когда люди договорились между собой, что считать уникальным, что считать правом владения, и так далее. И крипта, блокчейн позволяет нам понять, кто из них был первым, вот. Причём это не обязательно может быть настоящий автор, очень много случаев воровства, когда просто берут чей-то арт, публикуют как NFT, и продают, зарабатывают на этом деньги.

09:48 Россиев: Вот. Но мы это не приветствуем, и мы типа таких людей гасим очень активно. Но нужно понимать, что такое существует, и NFT не является системой, которая позволяет там взять одну картинку, и не допустить там её какого-то повторения, вот. И всегда, по сути, мы смотрим, что есть какой-то настоящий автор, вот у него есть Инстаграм, вот у него есть Твиттер, вот у него везде указан его кошелёк, там или ENS-домен, поговорим про это позже.

10:09 Россиев: И мы понимаем, что это он в крипте, это он в других соцсетях. Мы с соответствием установили между собой, и поняли, что вот этот NFT принадлежит действительно ему, а не какому-то анонимному человеку. Наверно, с технической стороны это всё. Передаю привет… ну, не привет, а слово Оле. Она сейчас р… расскажет про маркетинг, и как заработать тут бабла, или наоборот, просрать.

10:30 Дворецкая: Ну, конечно, ты меня представил.

10:32 Серебрянская: Тут два выбора дал даже.

10:36 Дворецкая: Да. NFT-барыга Оля Дворецкая сейчас расскажет вам как…

10:39 Россиев: Art & Tech продюсер.

10:41 Дворецкая: Как уже знают. На самом деле, когда я начала заниматься цифровым искусством, развитием этого направления, просто невероятно нравилась эта тема. И это было в 2017-м году, речь совершенно не стояла вообще, и никто даже не знал, что будет NFT. Мы сделали биткоин арт-аукцион в 2017-м году.

11:00 Дворецкая: Образовалась, в общем, у нас вокруг этой истории тусовка своя, и… художников там практически совсем не было, даже если сказать совсем не было, а были криптовалютчики и… и молодые стартаперы, которые работали с блокчейна, с виртуальной реальностью, и с VR’ом, и с IR’ом, и так далее, и с искусственным интеллектом.

11:21 Дворецкая: И наиболее творческим из них очень стало важно, чтобы развивалось цифровое искусство. Они сказали: «Оля, ты должна создать для нас какую-то тусовку, но ты понимаешь, что всё идёт в цифру, и обычное искусство перестанет быть таким интересным». Мы рассуждали об этом в конце 2017-го – в начале 2018-го года.

11:44 Дворецкая: И, так скажем, они меня заставили это делать, я стала очень активно изучать, и практиковать, экспериментировать. И к 2020-му году, в принципе, уже изучила прекрасно все направления, которых вы знаете… начинаете узнавать только сейчас. Правда, это не было хайпом, и на меня смотрели с такой некоторой долей сожаления, что, ой, ну, странными что-то вещами, Оля, ты интересуешься.

12:07 Дворецкая: А потом в 2021-м году случился хайп, и, в принципе, кроме меня никого известных из этих людей не… не стало, и поэтому все пришли ко мне, и мне… я собрала художников, сделала выставку, и начала продавать искусство коллекционерам, страждущим, желающим присоединиться к тусовке.

12:24 Дворецкая: Я придумываю каждый раз новые-новые поводы, что вся тусовка получилась, вокруг меня собралась, им всем было со мной комфортно, весело, нам всегда очень интересно поболтать. Получается такая история, что многие, кто слышат об NFT, о цифровом искусстве только по наслышке, только по громким статьям, конечно, это отличный повод для СМИ.

12:46 Дворецкая: Они считают, что вот мы сейчас сделаем NFT, прибегут какие-то фантастические люди, с мили… с деньгами покупать все картинки. И всё это подогревается потрясающими историями, как какая-то 14-летняя девочка в Эфиопии там, или не знаю где, нарисовала китиков, вот.

13:03 Дворецкая: Британские учёные давно доказали, что если вы сделаете именно 10 тысяч разных пиксельных китиков, то вы станете через неделю миллионерами, вот. И, значит, большое количество людей начали в этом направлении активно стараться себя проявить.

13:24 Дворецкая: Но, как мы с вами видим, всё равно топовых художников мало, потому что, когда человек начинает с этой… как сказать, с цифровым миром соприкоснуться, это вот Денис вам рассказал: «Ой, знаете, так легко, берёте NFT, создали, раз, кошелёк, крипта, всё, деньги ваши»…

13:44 Россиев: Создать-то легко, а вот продать.

13:46 Дворецкая: Когда вы начинаете создавать кошелёк, вы понимаете, что вы пришли в какой-то совершенно другой мир. Децентрализация, ребята, в чём она как бы хороша, что там нету там какого-то законодательства. Но в чём она плоха, что если у вас какие-то… если у вас случится какая-то проблема из-за вашего незнания, то кроме вас её решать никто особо не будет, да.

14:08 Дворецкая: То есть, если ваши деньги куда-то улетели, вы их куда-то отправили, то… то вы не позвоните в банк, и скажете: «Извините, я тут полмиллиона долларов куда-то не на тот адрес отправила, можно мне его обратно?» Они скажут: «Сорян, друг».

14:22 Россиев: Спасибо.

14:23 Дворецкая: (Неразборчиво) спасибо, да. Потом у вас появляется за каждую транзакцию цена на газ. Сегодня с утра на 20 долларов, вечером она 150 долларов. Потом появляются новые блокчейны, все кошельки разные, один к другому не подходит. Ты его отправил себе с этериума, не дай бог, на кошелёк тезеса, по какой-то похожий токен, у тебя всё потерялось.

14:46 Дворецкая: Ты ищешь, ты полдня звонишь: «Алё, Вася, Вася, где, где вот мой токен теперь искать, куда ушли мои деньги?» Вот. С NFT примерно то же самое, потому что ну, нес… там полегче, конечно, да, но ты не понимаешь сначала, как ты, куда тебе эту картинку положить.

15:04 Дворецкая: Потом какого она размера. Потом, когда тебе друг, ну, ты вдруг кому-то продал, а тебе друг звонит, и спрашивает: «А что ты мне продал?» А он говорит: «Ну как, картину я продал тебе». Говорит: «А что мне с ней делать, с этой картиной теперь?» А я – это тот человек, отчасти, который помогает эту всю историю придумывать, делает выставки, создаёт чаты, говорит, что это ваша теперь коллекция, вы можете её смотреть…

15:33 Серебрянская: Дома вечером.

15:34 Дворецкая: Нет, на (неразборчиво) часах вы можете, вот у кого есть часы, если у вас есть статичная какая-то NFT, вы теперь можете гордиться её (неразборчиво). По… показывать в социальных сетях, рассказывать про свои коллекции, то есть вы теперь продвинутые люди высшего, так скажем, цифрового общества, не просто так позиционируете себя как человек нового времени, как человек новой эпохи.

15:53 Дворецкая: И людям становится так интересно, что они действительно начинают вовлекаться, и интересоваться, и так далее. Но у меня ещё вокруг очень много интересных художников, даже если моя мысль заходит куда-то в тупик, сейчас же все делают разные «коллекционки», сделают цифровое кино там, ролики какие-то интересные, там музыкальные истории.

16:13 Дворецкая: Развивается цифровая мода. И по большому счёту, как… когда NFT не было, ну, то есть эта технология была ещё неизвестна, проблема-то была с цифровым искусством, в основном. Почему? Потому что художники всегда шли в авангарде, делали цифровое искусство, и не могли его продать, и постоянно поднимался т… вопрос не, даже не о передаче авторского права…

16:39 Дворецкая: На самом деле об авторском праве, это просто в массы пошло, многие не знают этого. А внутри арт-сообщества очень всё хорошо знают, и про авторские права, и как их передавать, и про договора, всё это можно сделать. Но в любом случае, если ваш файл цифровой попадает в сеть, то всё, никогда вы не докажете, что вы его владелец.

16:57 Дворецкая: А NFT решил этот вопрос. В цифровой площадке они поставили себя таким образом, что никто теперь не определяет, кто художник, кто нарисовал – тот и художник, мы… мы с вами можем быть художниками, вы можете быть художниками. А дальше там модные дизайнеры, которые сидели, и творили 3D платья, там 3D модели для эскиза, для показов цифровые, да, они же до этого были.

17:18 Дворецкая: Они подумали: а почему мы не художники? А мы тоже хотим развивать цифровую моду, мы тоже хотим NFT. Начали появляться цифровые площадки для моды. Потом сейчас развивается метавселенная, архитекторы уже спрашивают друг друга: «А мы почему не цифровые, не в NFT? Мы тоже хотим в NFT». Игр… Игры. Игры – это вообще новая тема, они сказали: «А мы почему не в NFT? Сейчас же всё, товар, NFT там, токены и так далее».

17:42 Дворецкая: И просто открылась бездна. И сейчас кто только во что горазд, и кино у нас с NFT, и мода с NFT. Газ дорогой. Но газ – это нагрузка на сеть эфира, это плата за пользование сетью…

17:56 Девянин: Транзакций.

17:57 Дворецкая: Транзакций. Так вот, я думаю, что в будущем нас ждут сайдчейны, развитие сайдчейнов, это сетей без газа, ну, то есть дешёвых, и переход потихонечку на Web 3 в социальные сети. И вот тогда вот этот молодой человек будет очень крутой.

18:14 Серебрянская: А он будет богатым?

18:16 Дворецкая: Я думаю, что очень. Ну, есть такой шанс.

18:17 Серебрянская: Очень? А вы женаты, Денис?

18:19 Россиев: Пока… пока нет.

18:19 Серебрянская: Не, у нас просто среди членов «Русской инициативы» много невест. Почему, значит, не отвлекать? Стимулировать надо. Наоборот, так дома жена будет ждать члена «Русской инициативы», это может…

18:30 Россиев: Звучит неплохо.

18:31 Серебрянская: Да.

18:31 Дворецкая: А сейчас мы проводим очень много сц… время в социальных сетях, и поэтому будет модно, ну, какие-то цифровые аксессуары иметь. То есть приходит мир… приходит время цифровой инд… идентификации собственного «я». Будут, естественно, цифровая одежда развиваться, цифровые аватары, и NFT как код доступа, это (неразборчиво), NFT-верификация, да, будет.

18:56 Дворецкая: То есть ты с помощью NFT на своём кошельке, то есть, ну, может быть, ничего не изображать, будешь получать доступ до какого там… (армаски), например, которую Денис там для Ким Кардашьян сделает, вот, ходить там в её только маске.

19:10 Россиев: Здесь NFT классно работает как не только доказательство права владения активом, но и как доказательство того, кто его создал. Грубо говоря, ты можешь идти по улице, у тебя, например, может быть куртка Гучи, ну, и как бы никто не знает, она настоящая там или там галимая какая-то подделка китайская. А в случае цифровой, условно, куртки Гучи, она будет токенизирована, и можно будет очень легко проверить, её действительно сделал Гучи, или её сделал кто-то другой просто там похожую 3D модель, похожую картинку.

19:35 Серебрянская: В «Русской инициативе» есть проект, который называется «100 выдающихся русских женщин». Мы формируем такой список. И вот полгода мы от выдающихся мужчин собирали имена, фамилии, у нас проект был на базе «Комсомольской правды». Я вот сейчас слушала Ольгу, и думаю: а вот Ольга, может быть, войдёт в список ста выдающихся женщин? Ну, хотя бы как кандидат, да, не в финальную версию, почему нет? Давайте…

19:58 Россиев: В смысле не в финальную?

19:59 Дворецкая: А почему это не в финальную?

19:59 Серебрянская: А я не знаю, вот мы критерии определяем, да, потому что Ольга сподвижница, и благодаря ей в нашей стране развивается такой интересный жанр.

20:09 Голос за кадром: А можно ли (вас сделать) как NFT?

20:15 Дворецкая: Я могу выпустить серию NFT, и неважно, там может быть моя фотография, может быть просто какой-то… какой-то значок, или просто чёрный квадрат. И скажу, что вот имея это NFT, вы, например, можете рассчитывать там, например, на моё кураторство проекта, или там можете владеть пятью часами моего времени в неделю.

20:38 Дворецкая: Ну, под определённые задачи, разумеется. Или какой-то сюрприз. Я говорю, я владею там пятью дорогими картинами, и вот вы покупаете 150 NFT, и где-то есть ничего, а вот какая-то из них будет равна, ну, вы получите там эту картину в подарок.

20:57 Дворецкая: То есть, может быть, вот такая история. Это называется утилити NFT, такое может быть. А из меня NFT сделать, ну, я же не цифровой персонаж, правильно?

21:06 Девянин: Нет, можно аватара сделать.

21:07 Дворецкая: Аватара можно.

21:08 Девянин: Да.

Ольга Дворецкая с командой художников и членами «Русской Инициативы»

21:09 Дворецкая: Да. Но…

21:09 Девянин: Который будет имитировать, допустим, тебя очень близко. Сейчас на базе Unreal Engine очень крутые аватары можно создавать, то есть любой из вас сейчас может зайти на… где это, на Unreal Engine сайте, по-моему, бесплатно существует вот этот генератор человеческих лиц очень реалистичных.

21:27 Россиев: Метахьюманс, по-моему, да?

21:28 Девянин: Метахьюманс, да, называется, посмотрите, у кого есть куча свободного времени, поизучайте. Там всё достаточно просто, вы выбираете, либо рандомизируете, да, лицо, и, ну, какие-то там черты лица смешиваются из разных там каких-то гипотетических людей. Либо вы можете прям чётко подбирать под кого-то, под себя, либо ч… чью-то фотографию, да?

21:48 Девянин: По-моему, они сейчас даже сделали, что можно с фотографии. И потом будет у тебя вот цифровой аватар, который уже себя ведёт как-то, то есть он уже двигается.

21:56 Россиев: Я думаю, здесь нужно пояснить, что такое цифровой аватар. В нашем прекрасном кибер-будущем, ну, не сейчас, но там через какое-то энное количество лет будет большое количество различных виртуальных вселенных, в принципе, и современные онлайн-игры уже таковыми можно частично считать, в котором каждому человеку потребуется какая-то цифровая презентация.

22:15 Россиев: То есть сейчас там, ты можешь создать персонажа, вот есть какие-то конструкторы. В будущем это будет именно аватар, главная фишка которого будет в том, что он будет способен перемещаться. То есть ты можешь в нём зайти там, условно, в World of Warcraft, ты можешь в нём же зайти в Fortnite, где-то там какие-то вещи будут адаптироваться под визуальный там или контекстный образ конкретной игровой вселенной, но аватар будет у каждого один там, ну, или, может быть, несколько.

22:37 Россиев: И они, в том числе, будут передаваться, продаваться, создаваться как NFT.

22:40 Дворецкая: То, о чём мы рассказываем, это вещи достаточно сильно оторваны от реальности. То есть те цифровые персонажи, те люди, то есть персонажи… Та публика, которая умеет пользоваться цифровыми кошельками, она очень ограничена пока в доступе, она растёт тогда, когда растёт курс биткоина.

22:59 Дворецкая: Потому что на этом можно заработать. И когда, знаете, вот когда де… детей родители учат математике, когда они им деньги дают, вот деньги дети считают быстро. А когда им что-то вот какие-то задачки, то долго считают. Вот так же и здесь, когда люди понимают, что деньги можно заработать, да, то приходит очень большое количество людей, как правило, большинство из них достаточно алчные.

23:22 Дворецкая: Что можно купить подешевле, и что можно продать подороже. Та… таких очень, ну, очень много, поэтому мы стараемся всё-таки сделать что-то, с одной стороны, качественное, а с другой стороны, секунду, а с другой стороны, если вы будете делать какой-то свой цифровой товар, презентацию, не знаю, подумайте о том, что до покупателя у вас был один шаг, да, ну, максимум два.

23:42 Дворецкая: А про художников такая история. Вот я хотела бы, чтобы уже Алексею передали слово. Алексей – один из самых выдающихся, на мой взгляд, художников, кот… Да, почему – потому что он очень легко и классно продаёт коллекции, коллекции, да, совершенно не генеративные, а созданные им самим одним вручную, потом они небольшие.

24:03 Дворецкая: Он их продаёт полностью, постоянно, весело-задорно. Он сам как личность очень вдохновлён. Я не знаю, ты расскажешь потом, что тебя вдохновляет, потому что я тоже, когда про худо… ну, к художникам обращаюсь, я говорю: «Ребят, у вас должен быть какой-то внутренний ресурс сильный очень, что вас вдохновляет».

24:20 Дворецкая: И вы когда создаёте, у вас такая аура возникает интересная, и люди к вам начинают тянуться, вот. По большому счёту есть художники, у которых есть коммерческая жилка, которая, знаете, в тот момент, когда вокруг их… вокруг них создаётся большой концентрированный интерес, люди всё и хотят, они говорят: «Так, товарищи, платим бабки».

24:42 Дворецкая: И такие, у одного художника: «Ну, пускай они хотя бы 100 рублей заплатят», ну, образно, а другой такой: «Ха, я там стою тысячу». Как вы ни стесняетесь себя продать, на сколько вы себя ощущаете, и вам начинают приходить деньги всё больше и больше. И когда вам приходят деньги, вас начинает ещё больше переть от того, что вы делаете. Вы понимаете, что вы на правильном пути.

25:02 Голос за кадром: Скажите, пожалуйста, (неразборчиво) смарт-контракта, насколько (это IT-история)…?

25:07 Девянин: В принципе, да-да, это нужен девелопер, который занимается вот этим смарт-кодом, то есть который разбирается в этом. Но есть вот второй вариант, как я сказал, есть порталы, которые это предоставляют очень легко, допустим, Open C, в настройках коллекции. Да, когда вы создаёте свою коллекцию, и работу, вы можете прописать, что кроме моего кошелька, меня, ещё есть вот этот человек, этот, этот, этот, сколько кто получает.

25:30 Девянин: То есть можно делать сплит, это называется сплит, допустим, на Foundation есть сплит, да? Мы можем сделать с тобой, скажем, какую-то работу совместную, ты там нарисуешь, я напишу, допустим, звук, и мы пишем там, 50% мне, и вам по… по 5. Ну, остальные… остальные на донейшен, допустим, да, на благотворительность.

25:48 Голос за кадром: Какой максимум (на рынке), и какой минимум?

25:52 Девянин: В том-то и дело, да, что, смотрите, если ваша цена слишком высокая, значит, её будет сложнее продать, да. Если ваша цена низкая, но у вас… Мы можем, кстати, делать не одну копию работы, а, допустим, 100. Только 100 человек в мире будет владеть вашей цифровой работой, да? В этом плюс. Вы каждую работу ставите дешевле, но вот в моей коллекции именно так сделано, да. Каждая работа стоит примерно 200-100 долларов, да.

26:14 Девянин: Я их делаю, допустим, 300 штук, могу одинаковых, могу разных, кстати, сделать тоже, да. Вот коллекции из разных 300 штук…

26:21 Голос за кадром: Они пронумерованы, да?

26:22 Девянин: Они пронумерованы, да, немножко похожи, то есть у них серийность такая, да. И всё у тебя уже коллекция, ты хочешь… кто-то хочет себе несколько, он купит несколько. А какие-то из них редкие более, то есть у них есть ещё свои… У них у каждого описание есть, редкость в процентах есть. Это как собирание, ну, вот не знаю, каких-то, да, редких киндеров там, я не знаю.

26:43 Девянин: Карточек вот этих бейсбольных, в США была такая тема, сейчас до сих пор она вроде есть, да? То есть что-то, что выходило небольшим экземпляром, всегда это ценится больше, вот. А то, что вы сказали про одну работу, да, как определить цену. Ну, если это одна работа в единственном экземпляре, наверно, она должна стоить больше, чем 50 долларов, да?

27:01 Девянин: И вы уже смотрите на рынок, сколько стоят примерно такие же работы у других художников. Я говорю, если у вас там будет высокая цена, вы будете, конечно, красиво смотреться, там вот моя работа стоит там 500 тысяч, например, рублей…

27:12 Голос за кадром: А можно перепродать?

27:14 Девянин: Так в том-то и дело, что можно, и для этого и покупается, да. Многие коллекционеры набирают сейчас работы известных художников, да, чтобы потом или вот таких вот, как Денис, растущих художников, которые как… через 10 лет станут известными, они их просто так набирают, недорого, да, для них недорого, чтобы через несколько лет какие-то из этих работ станут очень дорогими.

27:34 Дворецкая: На самом деле, если вы, например, позиционируете себя как некий цифровой коллекционер, ну да, делайте себе какой-то цифровой актив в виде картин. Если вы общаетесь в кругах определённых, да, и понимаете, что, ну пс… постоянно рассказываете про эти картины, то, естественно, вы сделаете себе такой, как скажем… то есть коллекцию, которую постоянно можете продавать.

27:55 Дворецкая: Вот я, например, у меня была выставка (Дизартив), там продалось, ну, продалось какое-то количество работ, но не все. И я в течение года их продаю, потому что я рассказываю, там постоянно веду деятельность, рассказываю про то, что… как рынок развивается, какие художники новые приходят.

28:12 Дворецкая: И, например, говорю: «Хочешь там, к нам прийти в сообщество – покупай картину». Ну, люди покупают картину… картину…

28:18 Девянин: Покупай токен, да.

28:19 Дворецкая: Покупа… Ну да, покупают токен, покупают кар…

28:21 Девянин: Это может быть не картина, токен – это не обязательно картина.

28:23 Дворецкая: Нет, это может быть не картина, но я таким образом продаю картины, я с художниками то… соответственно, мы делимся прибылью, они же её создали. Вот. Или я покупаю себе какие-то картины. Но я, правда, не продаю, но, тем не менее, я могу это сделать, да.

28:35 Голос за кадром: Газ влияет на ценообразование? Например, если у тебя газ 200, а ты картину за 50…?

28:40 Девянин: Нет… Нет, это газ, вот это транзакции, да, цена за транзакцию, да, это нужно, чтобы тем, кто делает транзакцию вот на этих…

28:47 Голос за кадром: (Неразборчиво) ты же тоже платишь за газ?

28:49 Девянин: Да, да. Ты тоже платишь, потому что ты… твой смарт-контракт, твой вот этот НФТ должны прописать в общий блокчейн, вот. Ну, слушайте, работа NFT, я думаю, что не доз… не должна стоить меньше тысячи долларов, если это одна работа уникальная, да, не из коллекции, тогда да, тогда да.

29:08 Девянин: Ну, конечно, они должны стоить меньше газа, это супер странно. То есть, а что такое газ, это вот это вот, ну, это вот эта вот стоимость за транзакции, чтобы вас прописали вот эти люди, которые занимаются майнингом биткоина, эфира, да, которые занимаются прописыванием, передаванием бесконечным блокчейн… То есть блокчейн, вот это вот… структура вот эта вот эфирная, да, эфир – это основной блокчейн для NFT сейчас в данный момент, хотя есть другие.

29:32 Дворецкая: Ну, пока это неважно, да? И вот это гигантский реестр всех операций за 10 лет или сколько там эфир существует, наверно, 5 лет, да, биткоин 10 лет, все операции там прописаны. И каждый компьютер передаёт все операции следующим, добавляет вашу, и передаёт дальше. И вот за это вы и платите, ну как бы, транзакцию.

29:52 Дворецкая: И поэтому, собственно, крутость в том, что ваши операции сохраняются там навечно, они её постоянно будут передавать. Когда я сделаю свою работу, то твоя там уже будет, например. Её уже оттуда не вытащишь. Потому что цепь идёт, она обратно никак не откатывается.

30:07 Голос за кадром: Существует ли пиратство, и вообще как-то крадут работы?

30:11 Девянин: Очень.

30:11 Голос за кадром: И что делать с этим?

30:12 Девянин: Ну, вот смотрите, для артиста нужно обязательно как-то верифицировать свой аккаунт, ну, или, конечно же, прописывать везде вот, как Денис сказал, в соцсетях, допустим, у тебя есть Инстаграм, у тебя есть Твиттер, и везде у тебя стоят ссылки на твоей официальной коллекции, NFT-коллекции, да.

30:28 Девянин: И когда покупатель смотрит, что он куда-то зашёл, какая-то коллекция вроде похожа на тебя, это, конечно, в его интересах сходить, проверить твой аккаунт Инстаграм, и, ну, куда твои ссылки ведут. Потому что у меня мои коллекции клонировали прям один в один. Всё копировали.

30:45 Девянин: Просто там было ноль продаж, и ноль… ноль покупок, да, но просто вот они были сделаны для того, чтоб человек, если не… не с моей ссылки зашёл, да, а просто набил там где-то в Гугле, коллекция там Пикселорда, такая-то, такая-то, ему вылезла чужая коллекция, он увидел, вроде ничего, даже цены низкие, надо брать. Не проверил, купил, и всё.

31:06 Девянин: И люди обычно, как бы, ну, ничего с этим не делают. Они такие: «Ну ладно, потратили 100 долларов», меня обманули, а, хрен с ним, дальше.

31:12 Голос за кадром: Получается на цену произведения искусства цифрового влияет только известность художника…

31:18 Девянин: Да.

31:18 Голос за кадром: …или ещё есть что-то, что влияет?

31:19 Девянин: Я думаю, что только известность художника, то, как он сам себя ценит, то, как его ценят, в первую очередь те, кто его готовы покупать, да, вот в этом медиа-пространстве.

31:27 Дворецкая: Но, коллеги, это похоже, знаете, на, не знаю, на… на модные вещи там да, или на… на какое-нибудь морковное сате в ресторане, так, морковка же дёшево стоит, да. Если вы пойдёте в какую-нибудь столовую, съедите салат «Весенний», он будет стоить там 200 рублей.

31:46 Девянин: Ну, или там коньяк, да, есть пятизвёздочный, есть трёхзвёздочный, вроде по вкусу иногда одинаковые.

31:49 Дворецкая: Да, а если вы по… А если вы пойдёте… А если вы пойдёте в ресторан высокой кухни, где вам где-то это бланшированную морковку как-то там, не знаю, с каким-то соусом там какого-то редкого сорта, не знаю, чего-то там, да, подачу сделают, естественно, вы будете за неё платить совершенно бешеные деньги, да, и вот такой кус… там…

32:09 Девянин: Да, но тут есть ещё важный очень момент в NFT и в искусстве, ты можешь перепродать эту работу, да. И вот как раз ценообразование вот для конкретного художника появляется тогда, когда коллекционеры могут перепродать дороже, иногда в десятки раз. И тогда они говорят: «О, он крут, мы ещё будем брать, мы придём».

32:29 Девянин: Вот, собственно, когда твоя коллекция работает, вторичка это называется, вторичный рынок работает, люди купили, кто-то оставил надолго, допустим, на несколько лет, кто-то продал через неделю, в два раза дороже. Почему NFT сейчас работает – потому что люди зарабатывают деньги. Любой из вас может сейчас это сделать. Если вы правильно, найдёте правильную коллекцию, даже недорогую, есть закрытый доступ к коллекциям, есть закрытые частные группы, где люди находят вот эти, ранний доступ к недорогим NFT-шкам, да, покупают их.

32:58 Девянин: И когда это всё выходит в паблик sail, то цена уже тогда растёт, и вторые люди, которые не успели, покупают у них, и, соответственно, вот эта вот спекуляция именно так и работает.

33:09 Голос за кадром: Предположим, если произведения всё время там по какой-то стабильной цене, но токен сам меняет цены, там по отношению к валюте?

33:17 Девянин: Сам NFT продаётся за криптовалюту. И, соответственно, если у криптовалюты курс падает, эфир, ну, в данном случае это эфир, есть ещё другие криптовалюты, допустим, тезес, солана, вот, и вот эфир – это, ну, его курс, он очень тоже зависит от курсов вообще, в принципе, экономической ситуации в мире.

33:35 Девянин: Вот сейчас он очень сильно упал достаточно, да, потому что там, ну, американская экономическая ситуация меняется, индексы… стоковые индексы падают, биткоин и эфир тоже снизились. Соответственно, как бы в долларовом эквиваленте, цена на этот NFT упала. Потому что, если я, допустим, ставил цену за свою работу один эфир, сколько, в декабре, это стоило примерно 3,5 тысячи долларов.

34:01 Девянин: А сейчас 2,5 тысячи. То есть сейчас моя работа дешевле. Я цену особо не буду менять, хотя, в принципе, я могу этос делать.

34:07 Голос за кадром: А кто целевая аудитория, кто покупает вообще? Можете определить?

34:10 Девянин: Спекулянты, коллекционеры. Я думаю, что многие из них, это, конечно же, как принято называть, криптаны, то есть это люди из крипто… криптотрейдеры, крипто… эти, инвесторы. В какой-то момент они себе наинвестировали очень много криптовалюты. То есть, допустим, в 2018-м году эфир или даже до этого он стоил, по-моему, 200-100 дол… долларов, сейчас он стоит 2,5 тысячи долларов, да, курс эфира.

34:34 Девянин: Вот они тогда это всё купили, просто положили на всякий случай, ну, что-то случится. Сейчас они увидели, что их эфир стоит, ну, в сотни, разы… раз дороже, и ещё они увидели, что за это можно купить недорогие NFT-работы. А, ну, для них-то это же те же деньги, по 200 долларов, а не по две тысячи.

34:52 Девянин: И они идут, покупают у очень известных художников, начинают, ну, этим понтоваться в сети, и у них появляется вокруг них какая-то аура артистов, которые хотят им что-то продать, появляются другие коллекционеры. Да, потом, слушайте, я знаю коллекционера одного из Твиттера, смотрите, что он сделал: он начал скупать недорогие работы NFT где-то год назад, вот.

35:14 Девянин: Он себе создал ник, он с нуля вообще создал Твиттер, ник у него был NFT-миллионер, вот. Он какой-то француз, ну, по-английски, естественно, пишется, вот. Он покупал очень много работ, мою одну тоже взял с Foundation’а, вот, где все основные арт-NFT сейчас продаются. И все художники на него подписывались, у него очень быстро росла база подписчиков.

35:35 Девянин: И вот в какой-то момент, когда он достаточно набрал, там, может быть, порядка тысячи работ, достаточно много, недорогих, каждая работа была, стоила где-то 0,2, 0,1 там, ноль… 0,3 эфира, то есть это 200-300-500 долларов примерно, вот. Ну, у него были, видимо, криптосредства, которые он откуда-то до этого накопил, наинвестировал, вот.

35:56 Девянин: И в какой-то момент он классную штуку сделал, он начал вести прямые эфиры с Twitter Spaces называется, то есть это как в Инстаграме, типа ты можешь рассказывать что-то, люди слушают, отвечают, вы можете все общаться. Он начал вести прямые эфиры, покупал работы прям у артистов, прямо в эфире, то есть люди заходили, говорили: «Я такой-то, такой-то, посмотрите мои работы».

36:15 Девянин: Он говорил: «Вот мне нравится, я беру», вот. И таким образом набрал очень крутую аудиторию, и после этого запустил свою коллекцию NFT, которая очень классно продалась. Ему она принесла намного больше, он продавал 10 тысяч NFTишек, именно на том, что вот он построил такой имидж.

36:30 Дворецкая: Ну, у людей возникает азарт, потому что вот это вроде как забавн… забавная игра, когда там есть какое-то дикое количество этих трейтов, и у вас появляется…

36:42 Девянин: Что такое трейт?

36:43 Дворецкая: Ну, эти, черты.

36:44 Девянин: Я просто не знаю. Ну…

36:46 Дворецкая: Черты.

36:46 Девянин: Уникальные эти…

36:48 Дворецкая: Ну, в общем, представьте себе, например, вот видели портрет Гоголя? Вот представьте себе, нарисовали Гоголя, а у него, например, там 10 вариантов усов.

36:57 Девянин: 10 тысяч Гоголей. Да.

36:58 Дворецкая: Нет, 10… 10 вариантов усов, 25 вариантов причёсок.

37:03 Девянин: Разные шапки, очки, да.

37:04 Дворецкая: Разные шапки, ещё у него есть очки, вот. И каждый раз у каждого человека Гоголь получается разный. Вот. Но у одних, ну, например, шапка красная может быть только у… из 10-ти тысяч только у одного Гоголя. А там чёрные усы практически у всех.

37:22 Дворецкая: И поэтому Гоголь в красной шапке п… создаются ещё аналитические…

37:27 Девянин: (Неразборчиво) снайперы, это такие сайты, где ты можешь посмотреть редкость своего NFT.

37:30 Дворецкая: Посмотреть редкость, а мало того…

ВечеРИнка «NFT и современное искусство». Ольга Довлатова, Юлия Серебрянская и Илья Попов

37:32 Девянин: Если это коллекция.

37:32 Дворецкая: …что ты смотришь редкость, так они ещё за рекламу с одного дропа, а их сейчас каждый день делают по 100 штук, берут два эфира. Это (рарититулс, раритиснайп) зараба… да, зарабатывают дохренища денег, больше, чем эти все дропы вместе взятые, вот. И, соответственно, вот считается, что ты смотришь эту рарити, видишь – вот он, самый дорогой Гоголь.

37:56 Дворецкая: И вот они только вышли эти Гоголи. Ну, я так фантазирую, чтоб вам было понятно, вышли они все, и все начинают делать ставки на эту там красную шапку, например, да?

38:06 Девянин: Ну, её больше хотят, да, она реже… редкая.

38:07 Дворецкая: Да. Или, например, у NFT есть какая-то опция, что имея эту NFT, ты, например, входишь в клуб бояков, да, клуб миллионеров, но они сразу высокую цену…

38:16 Девянин: Закрытый чат, да.

38:17 Дворецкая: Закрытый чат. У тебя аватары, они собирают метавселенную. Самый крутой дроп у нас сейчас стал с Такаши Мураками, с артефактами, и они такие классные, выпустили таких классных персонажей, и так их распиарили, и так их поддержал… Они ещё просто сразу… они по грамотному сделали, они сразу этот клонекс рекламировали для рекламы бренда (херальс).

38:42 Девянин: Есть коллекции сразу дорогие, да, а есть более-менее доступные, которые вот мы с вами, скорее всего, вы можете купить, там, да, 0,05 эфиров, это там…

38:50 Дворецкая: Да, но фишка в том, что… чтобы вашу коллекцию купили, вы должны нагонять-нагонять-нагонять-нагонять аудиторию. Это не значит, что вы, о, услышали, этот, артефакт сделан момо… хака… Сакаши Мураками, а у меня в соседнем подъезде тоже неплохой художник жил, дай-ка я пойду с ним чай попью, а вот, давайте сейчас мы быстренько коллекцию сделаем.

39:09 Девянин: Ну да, не, многие так и сделали, и за прошлый год я много видел таких коллекций. Причём даже от известных каких-то личностей, они очень плохо продались, вот. Просто, ну, дело в том, что они… их аудитория, она не настроена была покупать NFT. Допустим, если это музыканты, ну, они просто идут слушать в Spotify, и всё, им ничего больше не надо, зачем им покупать его NFT, что дальше с ним делать? Люди не понимают.

39:30 Девянин: Сценариев много разных, либо заработать, либо когда-то потом заработать, да, если это что-то, что станет известным. Есть такой токен, недавно выпустили коллекцию Адидас, ориджиналс, да, Адидас выпустил свой токен, который будет являться пропуском в метавселенную, которую они сейчас строят, да.

39:48 Девянин: Если вы покупаете этот токен, когда-то… они пока что не говорят, когда-то в этом году вот эти избранные люди, там 30 тысяч токенов всего, 30 тысяч людей смогут зайти в Адидас, и всё, 30 тысяч по всему миру. Плюс ещё там, ну, какая-то одежда предоставляется бесплатная, вот… фришки.

40:05 Дворецкая: А потом они сделают метавселенную второй этаж.

40:07 Девянин: Конечно. Они потом будут ещё туда загонять, но эти…

40:09 Дворецкая: А потом как это (неразборчиво)

40:10 Девянин: …эти люди-то были первые, и этот токен дороже, представляете, что это как бы редкая вещь, первый токен Адидас, кто бы его не хотел? Почему его и покупали, собственно, это известная компания. Это, конечно, через 10 лет этот токен что-то будет точно стоить, я так думаю, да. Сколлекционировав когда-то что-то, оно тебе позволит дальше что-то ещё приобрести, что другим недоступно.

40:29 Девянин: И так и получилось. Я, допустим, вот купил этот Адидас, совершенно недорого, там за 0, что-то типа 2 эфира, да, это было 400, наверно, долларов, и продал за один эфир – это 3,5 тысячи. Просто вот я через день его выставил – его купили. Потому что пришли какие-то сым… сумасшедшие люди, они скупали весь этот Адидас, они понимали, что это что-то крутое.

40:49 Девянин: Мне это, мне это не надо, да, меня не интересует токен Адидас, я хотел просто на нём спекулировать.

40:54 Дворецкая: Проходите в академию, читайте NFT (артфейр), покупайте работы, заводите себе кошелёк МетаМаск, Траст, сейчас эфир недорогой, покупайте эфир, создавайте сами, продавайте, рассказывайте, придумывайте новые концепции.

41:07 Девянин: Создайте свои закрытые чаты, потихонечку кто-то разберётся там, с другими поделится ссылочками, как NFT, что, где, как что делать. Очень много есть гайдов, в принципе, есть бесплатные, есть платные там, кто… есть, кто-то вам расскажет, есть, где вы сами там. Мы разбирались сами.

41:22 Серебрянская: Друзья, ну, а вы подписывайтесь на наш «Инстаграм», на наш ТикТок, мы всегда вам рады. Вот «Русская инициатива», для нас самое важное, чтобы вы просто были, и могли реализовывать свои инициативы и проекты. Я желаю вам самого тёплого вечера, интересной дискуссии, и таких замечательных гостей ждём ещё в гости неоднократно. Спасибо вам большое за всё, что вы делаете.

Сотрите выпуск «Форума Серебрянской» в формате видео на нашем «Ю туб»-канале, ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=F-eyQjh2wGE

Total Views: 2352 ,
Русская Инициатива