Кофе вне политики. Лидер приглашает
Большое искусство

12 мая лидер Общественной Организации «Русская Инициатива» Юлия Александровна Серебрянская побеседовала с дирижёром Большого театра Павлом Шамильевичем Сорокиным о музыке, музыкальном театре, музыкальном образовании, музыкальной культуре и, конечно, о необходимости возвращения Москве имени Чайковского в названии улицы, площади или сквера.

Встреча прошла в стенах Исторического здания Большого театра.

Павел Шамильевич и Юлия Александровна порассуждали о возможных вариантах приобщения детей и подростков к музыкальному искусству, к музыкальному театру.   На вопрос Юлии Александровны – как же привить детям любовь к классической музыке, Павел Шамильевич посоветовал начинать с известных произведений и просто постепенно расширять этот список. Таким образом, знакомство с музыкой будет проходить постепенно.

Затронули вопрос об уроках музыки в общеобразовательных школах и пришли к согласию, что школьникам было бы очень полезно, если бы уроки музыкальной , да и художественной культуры не прекращались в 5 классе, а были бы включены в программу обучения до 9 класса. Таким образом у подростков шло формирование еще и культурологических знаний, а отсюда и повышался бы общий уровень культуры подрастающего поколения. На встрече 12 мая было решено завести этот вопрос в раздел «Инициативы» Общественной организации.

Съёмки выпуска Кофе вне политики. Юлия Александровна Серебрянская и Павел Сорокин

Рассуждая о профессиональном музыкальном образовании, отметили важнейшее достижение – официальное возвращение первой профессиональной ступени в начальном музыкальном образовании. То есть — разделение профессиональных музыкальных школ и любительских студий и всевозможных «кружков» для общего развития. Как известно, еще со времен существования  СССР в РФ существовало трехступенчатое профессиональное образование: музыкальная школа, музыкальное училище, вуз. Начиная с 90-х годов происходило планомерное разрушение первой ступени – музыкальной школы. Фактически, обучение в музыкальных школах оказалось сведено до уровня «любительского кружка», что естественным образом стало сказываться на общем уровне профессионального музыкального обучения. Дошло до того даже, что при поступлении не только в музыкальный, но и в любой творческий вуз определяющее значение стали играть оценки ОГЭ и ЕГ, а творческие заслуги абитуриента не учитывались. Теперь же, благодаря инициативной группе профессиональных музыкантов, и, конечно, благодаря усилиям Министра культуры РФ Ольги Любимовой, музыкальным школам официально возвращена Первая профессиональная ступень, и при дальнейшем продвижении юных музыкантов, все профессиональные достижения будут учитываться приёмными комиссиями музыкальных училищ и колледжей искусств.

На встрече обсудили также вызывающий споры и волнующий многих родителей вопрос – нужно ли заставлять ученика музыкальной школы заниматься?

На этот вопрос Павел Шамильевич ответил так: «Если ребёнок талантлив, и учителя и профессиональное сообщество это подтверждают, то надо , конечно, во-первых, разобраться – по какой именно причине ребёнок не хочет заниматься и ходить в музыкальную школу. Бывает так, что у ребёнка нет контакта с преподавателем по специальности, и тогда надо найти пути разрешения этого конфликта, а бывает и так, что ребенка определили на музыкальный инструмент , который ему не нравится. Например, ребёнок с раннего детства хотел заниматься на скрипке, а его «отдали» на фортепиано. Если ребёнок занимается не на своём любимом инструменте  — это , скорее всего, вызовет внутреннее отторжение у юного таланта. И тогда получаем парадокс – яркий и музыкально одарённый ребёнок наотрез отказывается заниматься музыкой. Поэтому, конечно, в первую очередь, надо разговаривать с ребёнком и найти причину. Ну и, конечно, бывает и элементарная лень. Когда ребёнок вроде и хочет учиться, и выступать на сцене ему нравится, но вот трудиться для этого как-то не очень получается. Тогда , конечно, надо найти пути преодоления этой лени. Это может быть и интересная мотивация и разнообразные поощрения ну и , конечно, профессиональный подход к занятиям – контроль количества выделенного для занятий времени и качества домашних занятий».

Съёмки выпуска Кофе вне политики. Юлия Александровна Серебрянская и Павел Сорокин

Замечательной удачей была возможность посмотреть выставку, посвященную памяти творчества прославленной артистки Большого театра, народной артистки России – Тамары Афанасьевны Сорокиной – мамы Павла Шамильевича. Выставка посвящена 90-летию известной солистки и развернулась в фойе «Новой сцены» Большого театра. Павел Шамильевич рассказал об  уникальном сопрано Тамары Афанасьевны и важных этапах творческого пути знаменитой  артистки.

Павел Сорокин и Юлия Серебрянская в процессе беседы затронули и волнующую многих просвещенных людей тему – переименование в 90-х годах улицы Чайковского в Новинский бульвар  и образовавшуюся таким образом настоящую серьёзную потерю для Москвы – отсутствия упоминания имени Великого русского композитора в названии улицы столицы России. Здесь, конечно, ответ дирижёра Большого театра был однозначен:

«Конечно, Москве улица или площадь имени Чайковского просто необходима! Чайковский – это наше всё и его имя должно быть увековечено не только в названии консерватории. То, что с 90-годов у города так и не появилось ни улицы ни площади – это, скорее всего, какое-то недоразумение. Было бы хорошо это исправить»

Ну и, конечно, в процессе беседы был затронут вопрос, интересующих многих зрителей: какие из исторических спектаклей Большого театра можно было бы посоветовать посмотреть  тем зрителям, кто далёк от музыки?

«Я бы, конечно, посоветовал посмотреть наш красивый  спектакль – оперу «Борис Годунов» , а из балетов- пожалуй, посоветовал бы посмотреть «Баядерку»  — с яркими характерами персонажей, драматичным сюжетом, с живописными декорациями и костюмами», — прокомментировал известный дирижёр.

Полную версию беседы можно будет увидеть в июне в регулярном выпуске «Кофе вне политики» на YouTube канале «Русской Инициативы»

Павел Сорокин

Родился в Москве в семье известных артистов Большого театра — певицы Тамары Сорокиной и танцовщика Шамиля Ягудина. В 1985 г. окончил с отличием фортепианное отделение (класс Льва Наумова), в 1989, тоже с отличием, — отделение оперно-симфонического дирижирования (класс Юрия Симонова) Московской государственной консерватории имени П. И.Чайковского.

В 1983 г. был принят в Большой театр в качестве концертмейстера балета. С 1987-го по 89-й г. стажировался, совершенствуя свое дирижерское мастерство, в Парижской консерватории в классе профессора Ж. С.Берро. Летом 1989 г. участвовал в Тэнглвудском фестивале, проводимом Бостонским симфоническим оркестром (БСО). Стажировался в БСО под руководством Сейджи Озавы и Леонарда Бернстайна. По окончании стажировки (получил отличную аттестацию и возможность дать концерт в престижном американском концертном зале), поступил по конкурсу в Большой театр.

За время работы в театре осуществил постановки оперы «Иоланта» П. Чайковского (1997 г. ), балетов «Петрушка» И. Стравинского (1991 г. ), «Корсар» А. Адана (1992, 1994 гг. ), «Блудный сын» С. Прокофьева (1992 г. ), «Сильфида» Х. Левеншелля (1994 г. ), «Лебединое озеро» П. Чайковского (восстановленная версия первой постановки Ю. Григоровича, 2001 г. ), «Легенда о любви» А. Меликова (2002, 2014 гг. ), «Раймонда» А. Глазунова (2003 г. ), «Светлый ручей» (2003 г. ) и «Болт» (2005 г.) Д. Шостаковича, «Пламя Парижа» Б. Асафьева (2008 г.), «Драгоценности» на музыку Г. Форе, И. Стравинского, П. Чайковского (2012 г.), «Классическая симфония» на музыку С. Прокофьева (2012 г.), «Dream of Dream» на музыку С. Рахманинова (2012 г.), «Аполлон Мусагет» И. Стравинского (2012 г.), «Баядерка» Л. Минкуса (2013 г.), «Онегин» на музыку П. Чайковского (2013 г.), «Дама с камелиями» на музыку Ф. Шопена (2014 г.).

В 1996 г. был ассистентом Мстислава Ростроповича, когда тот ставил в Большом театре оперу «Хованщина» М. Мусоргского в редакции Д. Шостаковича. Павлу Сорокину маэстро Ростропович и передал этот спектакль после того, как перестал им дирижировать сам.

Репертуар дирижера включает также оперы «Иван Сусанин» М. Глинки, «Опричник», «Орлеанская дева», «Евгений Онегин», «Пиковая дама» П. Чайковского, «Князь Игорь» А. Бородина, «Хованщина» М. Мусоргского (редакция Н. Римского-Корсакова), «Царская невеста», «Моцарт и Сальери», «Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова, «Франческа да Римини» С. Рахманинова, «Обручение в монастыре» и «Игрок» С. Прокофьева, «Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Травиата», «Бал-маскарад», «Макбет» Дж. Верди, балеты «Щелкунчик» и «Спящая красавица» П. Чайковского, «Золотой век» Д. Шостаковича, «Эскизы» А. Шнитке, «Жизель» А. Адана, «Шопениана» на музыку Ф. Шопена, симфонические произведения западноевропейских, русских и современных композиторов.

В 2000-02 гг. Павел Сорокин был главным дирижером Государственного симфонического оркестра радио и телевидения. В 2003-07 гг. являлся главным дирижером Симфонического оркестра России.
С 2007 г. — приглашенный дирижер Королевской оперы Ковент-Гарден.

Дискография дирижера включает записи произведений П. Чайковского, С. Рахманинова, Э. Грига, осуществленные с Академическим симфоническим оркестром Московской государственной филармонии и Государственным симфоническим оркестром радио и телевидения. В 2014 г. с Квинслендским симфоническим оркестром записал балет «Щелкунчик».

В настоящее время Павел Сорокин дирижирует в Большом театре оперой «Борис Годунов» М. Мусоргского, балетами «Аполлон Мусагет» И. Стравинского, «Баядерка» Л. Минкуса, «Дама с камелиями» на музыку Ф. Шопена, «Драгоценности» на музыку Г. Форе, И. Стравинского, П. Чайковского, «Жизель» А. Адана, «Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева, «Кармен-сюита» Ж. Бизе — Р. Щедрина, «Классическая симфония» на музыку С. Прокофьева, «Коппелия» Л. Делиба, «Корсар» А. Адана, «Лебединое озеро» П. Чайковского, «Легенда о любви» А. Меликова, «Онегин» на музыку П. Чайковского, «Пламя Парижа» Б. Асафьева , «Раймонда» А. Глазунова, «Светлый ручей» Д. Шостаковича, «Сильфида» Х. С. Левенскольда, «Спартак» А. Хачатуряна, «Спящая красавица» П. Чайковского, «Шопениана» на музыку Ф. Шопена, «Щелкунчик» П. Чайковского.

По материалам сайта Большого театра России https://www.bolshoi.ru/persons/orchestra/486/

Total Views: 3591 ,
Русская Инициатива