Век русского учёного Чаплыгина
12 апреля — День мужества, науки и Великих мечтателей!

Сегодня, 12 апреля —  Великий праздник для всей нашей страны!

Этот день – торжество Российской науки. Это праздник отваги и мужества! Профессионального мастерства и слаженности работы! Праздник великих, бесстрашных, сильных духом мечтателей, доказавших всему миру свою правоту!

Юрий Алексеевич Гагарин для всех стал символом этого праздника, но мы всегда помним, что это не меньший праздник тех профессионалов, благодаря которым стал возможен этот полёт!

Юрий Гагарин в Новосибирске

Это и инструкторы, тренеры – летчики-испытатели, это и учёные — конструкторы. Страна помнит своих героев!

Так, сегодня, мы с особой теплотой вспоминаем и имя известного Лётчика-испытателя Марка Галлая, тренировавшего космонавтов, и в том числе – Юрия Гагарина. Будущим космонавтам он всегда задавал один и тот же вопрос:

— К полёту готовы?

— Готовы! – отвечали летчики.

— Поехали!

Кто бы мог подумать, что позднее именно это «Поехали!», заученное на тренировках и сказанное Юрием Гагариным в день полета, в одночасье облетит весь мир и станет нашей историей!

У Гагарина были первоклассные учителя! Как раз таким учителем был и герой войны Марк Галлай, награждённый одиннадцатью орденами: тремя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны I степени, орденом Красной Звезды, орденом «Знак Почёта»; 15 медалями и Звездой Героя Советского Союза.

Начинающие лётчики – испытатели ЦАГИ. Марк Галлай крайний справа

Его летная книжка хранит память о многих часах, проведенных им в воздухе. «Летные часы» Марка Галлая никогда не останавливались: они шли днем и ночью, в обычных и сложных метеоусловиях, на реактивных и поршневых самолетах! Общее время его полетов составляло 3 тысячи 105 часов и 50 минут!

Фрагмент из летной книжки Марка Галлая

После войны, в 1960-1961 гг., Галлай служил инструктором-методистом первого отряда космонавтов. В семье лётчика даже хранится редчайшая «повязка-вездеход» с номером 1, дававшая право прохода в бункер управления пуском ракеты на космодроме. 12 апреля 1961 года повязка, как всегда, была на Галлае.

Повязка — вездеход

Юрий Гагарин на космическом корабле «Восток-1» впервые в мире совершил орбитальный облет планеты Земля. После полёта памятную повязку  подписал первый космонавт Юрий Гагарин и генеральный конструктор Сергей Королёв.

Юрий Алексеевич Гагарин и Сергей Павлович Королёв

Советские учёные совершили настоящий подвиг!

Именно во времена Сергея Королева и Михаила Лаврентьева в Институте гидродинамики СО РАН придумали такую методику сварки взрывом, которая позволяла получить композиционный сплав, из которого делали ракетные сопла

Здесь же создали и испытательный полигон для проверки на прочность иллюминаторов космических кораблей и скафандров. Их расстреливали твердыми частицами, летящими со скоростью 15 километров в секунду. Получалась имитация попадания метеорита в космосе. В институте ядерной физики изготовили приборы для наблюдений за невидимыми частями спектра солнечного излучения. В институте автоматики и электрометрии построили трехмерный тренажер-симулятор для отработки взлетов и посадок пилотами космических шаттлов «Буран». Как известно, «Буран» взлетел лишь однажды, и то в автоматическом режиме, но никто в мире не отрицает достижения этого проекта.

Энергия-Буран

Еще во времена Великой Отечественной войны Новосибирск, как бы странно это ни звучало, обдумывал возможности полета в Космос. В Новосибирске  работал академик, основоположник аэродинамики Сергей Чаплыгин. 19 августа 1941 года был создан Сибирский научно – исследовательский института авиации (СибНИА) в качестве Новосибирского филиала № 2 Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) имени профессора Н. Е. Жуковского. Основной задачей созданного филиала являлось проведение научно-исследовательских работ в области теоретических и экспериментальных исследований по аэродинамике и прочности самолётов совместно с ОКБ и предприятиями авиационной промышленности. Героя Социалистического Труда академик С.А. Чаплыгин как раз явился первым научным  руководителем  этого филиала.

С.А. Чаплыгин с группой сотрудников лаборатории в ЦАГИ, 1939 год

Именно в этом институте были проведены первые  прочностные статические и усталостные испытания воздушно-космического знаменитого самолета «Буран».

Сейчас Сибирский научно-исследовательский институт гордо носит имя великого русского ученого Сергея Алексеевича Чаплыгина.

Total Views: 5729 ,
1
Русская Инициатива