Интервью с Анной Аркадьевной Мосягиной

Получив задание поздравить очередного юбиляра, я даже не подозревала, с каким удивительным человеком мне предстоит познакомиться. С большим удовольствием представляю Вам Анну Аркадьевну Мосягину. Она — заслуженный работник культуры РФ, лауреат премии Фонда «Русское исполнительское искусство», лауреат премии Губернатора Тверской области. Награждена Знаком «За достижения в культуре». Председатель предметно-цикловой комиссии «Хоровое дирижирование» Тверского музыкального колледжа им. М.П. Мусоргского.

Анна Аркадьевна Мосягина — заслуженный работник культуры РФ, педагог-хормейстер Тверского музыкального колледжа им. М.П.Мусоргского.

— У Вас впечатляющий педагогический стаж. Поделитесь, пожалуйста, как в эпоху тотального господства интернета Вам удаётся привлекать молодежь овладевать очень непростым искусством хорового пения?

— Мой стаж работы -45 лет, и все годы я преподаю в Тверском музыкальном колледже им. М.П. Мусоргского, выпускницей которого являюсь.  Сама я окончила Астраханскую государственную консерваторию в классе яркого, самобытного и талантливого музыканта и педагога, заслуженного деятеля искусств РФ, профессора Л.П. Власенко, к сожалению, погибшей в 2020 году от ковида.

В течение 35-ти лет я возглавляю специальность «Хоровое дирижирование». Следует отметить, что практически все преподаватели нашего колледжа – его выпускники. Со мной на специальности работаю мои три ученицы, уже вполне состоявшиеся и успешные преподаватели и музыканты. Считаю, это обстоятельство очень важным в плане сохранения наших традиций, которыми всегда славилось отечественное хоровое исполнительство и педагогика. За годы работы я выучила 95 специалистов, и очень многие из них продолжили образование в Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, в РАМ им. Гнесиных, в Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Р-Корсакова и в других ведущих музыкальных вузах страны. Горжусь успехами моих замечательных учеников, которые руководят хорами, становятся лауреатами престижных творческих состязаний, трудятся в детских образовательных заведениях и уже сами выпускают в жизнь новое поколение музыкантов.

—  Возможно, у Вас есть собственные интересные новаторские методики обучению молодых людей и девушек в тверском колледже специальности хормейстера?

— Как правило, профессию хорового дирижера молодые люди выбирают вполне осознанно, получая предварительный опыт хорового пения в детских коллективах. Мы проводим очень интересные певческие конкурсы, на которые съезжаются сотни детей из разных городов Тверской области, организовываем инновационные творческие состязания, которые, несомненно, повышают интерес к хоровому искусству. Так, в 2019 году прошел XIII Областной конкурс академических хоров, ансамблей и солистов «Между двух столиц», в 2020 году был проведен IV детско-юношеский фестиваль-конкурс «Весна идет! Весне дорогу!», в апреле 2021 года состоится региональный этап Всероссийского хорового конкурса.

Обучение хоровому искусству, как и любому другому, базируется на классических принципах, тут особо нового ничего не придумаешь. В профессиональном и человеческом плане со своими студентами я стараюсь быть абсолютно  честной, и это дает хорошие результаты. Никакое новаторство не заменит постоянный и подчас очень тяжелый труд музыканта. Но этот процесс можно сделать очень творческим и интересным и даже более легким, наполняя его ощущением перспективы, расширяя диапазон педагогических приемов обучения.

Анна Аркадьевна Мосягина после Государственного экзамена с выпускниками своего класса.

— А что ещё, кроме творчества, важно для Вас в Ваших учениках?

— Большое внимание я уделяю формированию личности молодого человека, развиваю учеников в разных направлениях, раскрываю перед ними безграничный мир человеческих достижений в самых различных видах искусства, поэзии, литературы, философии, общественного бытия. С этой целью я организовала музыкально — художественный клуб «Лира», на заседаниях которого студенты читают стихи и прозу разных эпох и направлений, исполняют собственные сочинения, рассказывают о произведениях живописи, обсуждают вопросы современного искусства и волнующие их события общественной жизни, связанные непосредственно с искусством. Это дает отличные результаты в плане формирования и развития интеллекта, повышает интерес к жизни, студенты намного быстрее постигают сложности будущей профессии, что особенно важно в связи со спецификой деятельности дирижера-хормейстера, связанной с его публичностью, умением работать с коллективом. Кроме того, мной написан ряд учебников по хороведению, хоровой литературе, методике разбора хоровых произведений, в которых учтены современные реалии и практический опыт настоящего времени. Это также делает учебный процесс более эффективным, а  молодых специалистов, усвоивших такой объем знаний, весьма востребованными в современном мире.

— Расскажите еще, пожалуйста, о Вашем колледже и Вашем теперешнем коллективе: сколько всего студентов, какой возраст и так далее.

— Тверской музыкальный колледж им. Мусоргского – ранее Калининское музыкальное училище- был открыт в 1936 году, это одно из старейших средних музыкальных учебных заведений России. Осенью 2021 года мы будем праздновать 85-летний юбилей нашего колледжа. Специальность «Хоровое дирижирование»- одна из самых интересных и востребованных как ранее, так и в настоящее время. Сейчас на ней работает 8 преподавателей и обучается 25 студентов в возрасте от 15 до 21 года. У нас три творческих коллектива: академический камерный хор, вокальные ансамбли 3 и 4 курсов. Наш хор имеет звание «народного», он является лауреатом и дипломантом многочисленных международных и российских конкурсов и фестивалей, считается одним из лучших учебных коллективов России. В течение 35 лет им руководит талантливый музыкант и педагог, заслуженный работник культуры РФ, лауреат международного конкурса, дважды лауреат премии Губернатора Тверской области Людмила Никодимовна Быстрова, в классе по дирижированию которой я получила образование и имею честь работать вместе с ней все эти годы. В настоящее время с хором также работает хормейстер, моя ученица, дважды лауреат премии Губернатора Тверской области Любовь Вячеславна  Иванова.

Вокальные ансамбли, с которыми работают Любовь Вячеславна Иванова и Ольга Михайловна Смирнова, которая тоже является выпускницей моего класса, ведут активную учебную и концертно – просветительскую деятельность.

— Уже издано 3 Ваших нотных сборника церковных песнопений.

— К настоящему времени издано уже четыре сборника моих духовных произведений. Презентация последнего состоялась в феврале 2020 года на Неделе Тверской книги в Областной библиотеке им. М. Горького г. Твери.

Анна Аркадьевна Мосягина на презентации сборника «Духовные песнопения Тверского Христорождественского женского монастыря».

— Можете рассказать об особенностях такого исполнения в небольших хорах, в том числе и непрофессионалами.

— Духовную музыку я начала сочинять несколько лет назад по просьбе настоятельницы Тверского Христорождественского женского монастыря игуменьи Ларисы (Лобановой), моего доброго друга и духовной наставницы. В монастыре работаю четверть века, обучаю сестер музыкальной грамоте и хоровому пению. Необходимость появления сочинений такого плана обусловлена особенностями малочисленного состава певчих в монастырях и их недостаточностью музыкального образования, вернее, в большинстве своем, отсутствием такового вообще. Поэтому произведения отличаются простой, но выразительной мелодией, несложным гармоническим языком и предназначены для трехголосного состава. Однако, я сочиняю музыку и для профессиональных хоров, которая очень успешно исполняется нашими хоровыми коллективами на различных конкурсах и фестивалях.

— Поделитесь, пожалуйста, насколько популярны Ваши произведения в современном музыкальном мире?

— Мои сочинения в период 2014-2020 годов отмечены на VI Международном фестивале-конкурсе профессиональных и любительских хоров «Хрустальная часовня», Московском детско-юношеском фестивале-конкурсе на лучшее исполнение духовной музыки «Рождественская песнь», Всероссийском конкурсе детско – юношеского творчества «Музыкальный Олимп» в г. Москве.

Презентация сборника «Духовные песнопения Тверского Христорождественского женского монастыря».

— Вы — автор более 70-ти переложений и обработок для женского и детского хоров, исполняемых многими российскими коллективами. Вкратце, как и почему возникла такая идея и что нового на этом Вашем впечатляющем поприще?

— Переложения хоровых произведений для разных составов — это очень интересная часть творчества, и она связана с необходимостью расширения репертуара хоров. Сейчас весьма много однородных коллективов, в частности, женских и детских, и репертуар их не так обширен, как для смешанных. Поэтому адаптация произведений с учетом особенностей количественного и качественного состава хоров позволяет совершенствовать их репертуар и является очень важным компонентом художественного роста. Например, в новой концертной программе наш хоровой коллектив познакомит слушателей с творчеством незаурядного кубанского композитора В. Магдалица (1951-2010): его хор «Я пришел к тебе с приветом» на сл. А. Фета, переложенный мной для неполного смешанного состава, впервые прозвучит в Твери.

— И в заключении, планы Вашего коллектива на будущее, учитывая реалии нашего времени.

— Творчество и педагогическая работа всегда связаны с планами на будущее, наши студенты – уже люди будущего… К дням празднования 800-летия со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского, которые планируется провести в апреле нынешнего года в г. Торопце Тверской области, мной сочинен тропарь, который прозвучит в исполнении камерного хора нашего колледжа.

Конечно, пандемия внесла очень жесткие и неожиданные коррективы в нашу жизнь. Стояла задача сохранить, не растерять то, что было наработано ранее. Но надо отдать должное, мы сумели не только выстоять, но и обрести некоторые новые навыки в обучении и творчестве.. В частности, использование интернет- технологий приобрело осознанно- эффективную направленность, студенты научились быстрее «добывать» нужную информацию. Мы начинаем понемногу возвращаться к обычной концертно-просветительской деятельности. Надеемся провести государственный экзамен в открытой концертной форме, т.к. для музыкантов — исполнителей публичное выступление не только момент отчета, но и огромная творческая радость, мы учимся и работаем для того, что дарить слушателям наше искусство…

Выступление камерного хора на музыкально-педагогическом форуме. Дирижер Л.В. Иванова

Total Views: 5170 ,
Русская Инициатива