Россия. Впервые в мире
«Гением быть нельзя, кто не родился»: правила жизни Николая Лобачевского

В рамках рубрики «Правила жизни» проекта «Россия. Впервые в мире» организация «Русская Инициатива» продолжает знакомить своих друзей и читателей с жизненными кредо знаменитых отечественных учёных и изобретателей, внесших неоценимый вклад в мировую науку. Сегодня мы рассказываем о знаменитом отечественном математике Николае Лобачевском

Николай Иванович Лобачевский (1792-1856)

 

Гениальный русский учёный и создатель неевклидовой геометрии; в школьном возрасте — сорванец, попавший в карцер за химические опыты, в 19 лет — магистр, а в 24 года —  уже профессор; усердный садовод, особенно любивший ухаживать за кедрами — Лобачевский утверждал, что гением никак нельзя стать, не родившись таковым, и знал это на своём примере. 

Юный Николай Лобачевский со школьной скамьи был не похож на других. В гимназии, где он учился, его недолюбливали и дети, и учителя. Последние говорили, что им совсем не нравится в Коле 

«мечтательное о себе самомнение, излишнее упорство и вольнодумствие».

 

А когда Лобачевский учился в университете, он несколько раз становился фигурантом очень громких скандалов. Однажды он был уличён в том, что скакал по двору верхом на корове, подражая ковбоям, при этом производя «неприличные выкрики». А в другой раз Лобачевский и вовсе чуть не подорвал университет! Дело в том, что в студенческие годы Лобачевский увлекался химией и, в частности, пиротехникой. Он не только любил сам конструировать заряды, но и с радостью делился поделками с товарищами. Однажды студент Стрелков запустил одну такую «ракету» прямо во дворе университета. Взрыв наделал много шума и всех напугал, и Лобачевский, как разработчик оружия, был отправлен в карцер. 

Бюст Лобачевского на аллее учёных в МГУ

 

А через три года после того, как Лобачевский стал ректором Казанского университета (кстати, в общей сложности математик посвятил этому учебному заведению 40 лет, половину из которых руководил им), в городе началась эпидемия холеры. Многие вспоминали, как тогда Лобачевский превратился из степенного учёного в настоящего строптивого героя: как только стало известно о болезни, ректор превратил студенческий городок в неприступную крепость и обеспечил студентов всем необходимым. А после того, как один из профессоров заболел, и в стенах университета началась паника, Николай Иванович демонстративно зарядил пару пистолетов и заявил: 

«Пристрелю любого, кто попробует сбежать».

 

Благодаря мудрому руководству Лобачевского в университете почти никто не заразился. Это поразительное известие настолько ошеломило всех, что 32-летний Лобачевский получил орден св. Владимира IV степени из рук самого Николая I. 

Казанский университет в годы, когда там был ректором Н. Лобачевский

 

Через 2 года, в 1826 году, Николай Лобачевский завершил свой самый обширный труд и выступил с докладом по неевклидовой геометрии. Сейчас день этого доклада — 23 февраля — считается «днём рождения» неевклидовой геометрии.

Это достижение, главное в жизни учёного и совершившее революцию в науке, поставило его в один ряд с гениальными мыслителями прошлого. Известный английский математик Уильям Клиффорд, который присутствовал на докладе, назвал Лобачевского «Коперником геометрии»: как Коперник разрушил незыблемую до этого догму о неподвижности земли, так и Лобачевский подверг справедливому сомнению человеческие представления об окружающем мире.

Николай Лобачевский на одном из докладов в Казанском университете

 

Мы собрали для вас «правила жизни» Николая Лобачевского — его собственные слова о науке, языке и человеческих добродетелях.

  1. Жить – значит чувствовать, наслаждаться жизнью, чувствовать непрестанно новое, которое бы напоминало, что мы живем… Будем же дорожить жизнью, пока она не теряет своего достоинства.

  2. Первые понятия, с которых начинается какая нибудь наука, должны быть ясны и приведены к самому меньшему числу. Тогда только они могут служить прочным и достаточным основанием учения.

  3. Мы родились с добродетелями и совесть дана им в охранение. 

  4. Не столько уму нашему, сколько дару слова одолжены мы всем нашим превосходством перед прочими животными… Слова, как бы лучи ума его [человека], передают и распространяют свет учения. 

  5. Ученый должен идти по непроторенным путям, несмотря на препятствия.

Total Views: 1187 ,
1
Русская Инициатива