Русское искусство - миру
Премьера «Фауста» прошла в Центре Оперного Пения: рассказывает Алексей Тихомиров

Друг «Русской Инициативы» Алексей Тихомиров рассказал в интервью о премьере «Фауста», которая прошла 30 ноября в Центре Оперного Пения Галины Вишневской. Оперный певец поделился своими мыслями о уходящем 2020-м годе.

 

Алексей Тихомиров.

 

Как прошла премьера «Фауста» в Центре Оперного Пения Галины Вишневской?

В понедельник, 30 ноября, была премьера постановки «Фауста» Шарля Гуно. Я имел честь исполнять роль Мефистофеля. Художественный руководитель Ольга Ростиславовна Ростропович возобновила силами Центра этот замечательный спектакль, который не игрался с 2006 года.

 

Шарль Гуно.

 

В главных ролях были выпускники Центра Оперного Пения Галины Вишневской: Екатерина Петрова в роли Маргариты и Станислав Мостовой в роли Фауста. Второстепенных героев исполняли нынешние ученики Центра Оперного Пения. Дирижировал потрясающий Ярослав Ткаленко. Режиссировал уважаемый мною Николай Николаевич Андросов. И надо, конечно, отметить костюмы Аллы Коженковой.

Вы выступаете на сцене Большого театра, а каково петь на маленькой?

Сцена Центра Оперного Пения небольшая, не может вместить громоздкие декорации. В спектакле задействованы лишь четыре двери готического стиля, стол старинный, два стула. Но за счет видеопроекций на стенах спектакль приобретает сказочно-фантастический характер. Мы видим мощеные улочки Германии, стены немецких домов с деревянными брусьями внутри, сад Маргариты…Выполнено все очень реалистично. В куплетах Мефистофеля все горит, начиная превращаться в хаос. Во время сцены заклинания цветов они распускаются. Зритель три часа наблюдает за этим действом, не отрываясь.

 

Алексей Тихомиров в образе Мефистофеля.

 

Как прошла подготовка к выступлению?

Не обошлось без сюрпризов. Я на генеральном прогоне, в пятницу, исполняя хитовую арию Мефистофеля, спрыгнул по задумке режиссера со стола и неудачно приземлился. Подвывих. Порвал связку лодыжки. Зритель, может, подумал, что я падаю на колено специально. Боль, конечно, была серьезная.

Хорошо, когда в труппе есть друзья. Молодые студенты проявили заботу о старшем товарище. Сбегали за льдом и спортивной заморозкой. Благодаря этому я доиграл все три часа спектакля, наступая на разорванную связку.

Как Вы восстановились после травмы так быстро, всего за два дня?

Второй раз в жизни меня выручил замечательный доктор-хиропрактик Григорий Проселовский. Он долгое время работал в США, потом вернулся сюда, и остается главным хиропрактиком для всех олимпийских чемпионов. Он собирает травмированные ноги, руки прямо на месте, очень быстро.

Четыре года назад я обратился к нему накануне того же «Фауста»! Тоже премьера, тоже Мефистофель, только в «Новой Опере». Накануне я на спектакле порвал медиальный внутренний мениск правой ноги. Григорий меня поставил на ноги за четыре дня. С первой же встречи я ходил сам. Волшебник-Проселовский!

Одно из самых главных его условий: ты приходишь на костылях, а после первого же посещения вешаешь их на гвоздь в кабинете. Он говорит, что это его трофеи. И у него лес из палок костылей. Весь кабинет завешан. В этот раз случилось то же: после первого посещения я стал наступать на ногу. И 30 ноября я уже спокойно играл спектакль.

Каково это – играть князя тьмы?

Мефистофель для меня очень интересен тем, что у него нет никаких ограничений. Нет рамок в этом образе. Ты можешь играть максимальное количество персонажей в одном. Он может быть грозным, саркастическим, человекоподобным, обаятельным, красивым, деликатным. В его образе золотыми буквами прописана внешняя идеальность в плане пластики, игры голосом. Не может быть такого: «Ой, у вас Мефистофель невзрачный какой-то, не производит мощи». Все, конечно, ждут Мефистофеля по Шаляпинскому счету. Он должен быть очень интересен. Быть разным. Должен всегда удивлять публику своим мгновенным перевоплощением. Такая актерская работа для меня, конечно, очень интересна.

 

Алексей Тихомиров в образе Мефистофеля (на заднем плане).

 

Шаляпин перед исполнением Мефистофеля ходил в храм, исповедовался. Нес ответственность перед христианством: извините, буду исполнять нечистую силу, но за это покаюсь. Я солидарен с Федором Ивановичем. По возможности если не в храм успеваю, то молюсь и прощу прощения.

На самом деле, есть что-то магическое в роли князя тьмы Мефистофеля для меня. Видите, что-то с ногой второй происходит перед премьерой «Фауста». Воланд Булгакова тоже прихрамывал не правую ногу, так и я при исполнении персонажа прочувствовал это.

Расскажите о других любимых ролях.

Любимых ролей очень много. Люблю характерные роли. Среди них визитная карточка – Борис Годунов. Исполняя такие роли, очень глобальные, невольно начинаешь поддаваться эмоциям и сильно сопереживать своему герою. Ты будто его мыслями живешь, его интеллектом, проблемами.

В 2010-м году в Королевской Опере в Льеже я исполнял Бориса Годунова. Очень сильно завелся конечной сценой смерти. Сыграл сердечный приступ: душно, душно, к свету, к свету. И действительно почувствовал в груди спазм. На секунду даже испугался. Настолько правдиво пытался изобразить, что я действительно почувствовал героя.

 

 

Хор, исполняющий бояр, потом говорил: «Как ты восторженно сыграл! Побледнел. Приступ сыграл правдоподобно». Но я его практически не играл. Это было почти взаправду. С тех пор я знаю, что не стоит до такой степени физических переживаний вживаться в роль. Нужно научиться играть их, не жить. Момент самообмана: я буду играть умирающего человека, но я не умираю. А то так наумираешься за всю свою карьеру миллион раз. И свою смерть, когда придет момент, тоже начнешь играть. Встретишь Господа Бога: «Я еще не доиграл».

Как принял «Фауста» зритель?

Публика осталась очень довольна. Я видел, как она соскучилась по спектаклям, голосам, классической музыке. Восторженные аплодисменты, крики «браво» для нас, певцов, это самое лучшее лекарство при любых невзгодах. Это большая энергетическая помощь. Так что мы искупались в овациях.

Как чувствуется со сцены, что зал заполнен только на четверть по рекомендации Роспотребнадзора?

Да, люди сидят с большими интервалами друг от друга. Первое время ты ощущаешь это. Если раньше было занято 2000 мест, то сейчас 500. Когда тысячный зал в одном порыве кричит «браво» и хлопает в ладоши, это совершенно другое ощущение. Сейчас даже выкрики публики кажутся немного одинокими. Публика начинает отвыкать от дружного рукоплескания, выражения своих эмоций.

Есть ли волнение, что концертную деятельность вновь прервут?

Я ничему сейчас не удивлюсь. Введение новых мер предосторожности сейчас возможно. И было бы очень трудно опять проститься с любимой работой, публикой. Это невыносимо трудно пережить.

 

Илмар Лапиньш.

 

Крупные оперные театры в Петербурге, Москве, Казани, Екатеринбурге, Новосибирске продолжают работать. А в меньших городах все закрыто. Одна из ведущих филармоний России, Иркутская филармония под управлением Илмара Лапиньша, в разлуке со своей публикой. Илмар дирижировал своим оркестром три года подряд в Золотом зале Европы в Вене на рождественских концертах. Это огромная честь. И не играть для такого оркестра очень тяжело.

Не так давно Вы начали работать как педагог. Что самое главное в преподавании?

Мне повезло с учениками. Курс, который набрал Центр Оперного Пения, на удивление весь целеустремленный. Ребята очень одаренные, талантливые. Моя задача как педагога – направить и показать тонкости вокала студентам.

Бывает так, что человек слышит, как нужно делать, но объяснить словами не может. Здесь важно совместить и практику, и теорию.

 

Алексей Тихомиров.

 

В первую очередь я добиваюсь от студентов, чтобы они шли от смысла. Чтобы даже распевка не была бессмысленной. Если мы приходим на фитнес, качаемся, но в это время думаем о другом, то мышцы медленнее работают. Арнольд Шварценеггер говорил, что многие смотрели на его работу перед зеркалом и удивлялись, почему он не отпускает внимание от себя, находится в постоянном контакте со своим телом. И его мышцы росли в разы быстрее, чем у его коллег. Пока остальные устало обмахивались на лавке и с тяжестью ждали следующего подхода, Шварценеггер говорил, что каждый подход приближает его к мечте. Работая с молодыми певцами, я учу их тому, что каждый урок приближает их к заветной цели. Это большая ответственность и радость. Чтобы все получилось, нужно вкладывать смысл.

Каждая ария, песня, каждый романс – это маленькая опера. В них либреттистом заложен драматизм, композитором – музыкальный текст. Наше дело – оживить написанное на бумаге. Не всегда это получается. Вокал – трудоемкая работа. Чтобы все правильно озвучить, нужно хорошо овладеть вокальной школой, чтобы ты был на первом плане, а не оркестр тебя полностью поглощал. Это все ставится на дыхание, на прочную и качественную дикцию.

То есть оперные певцы иногда не понимают, о чем поют коллеги?

Без дикции ничего не понятно. Меня всегда раздражало, когда у певца будто жвачка во рту: страдает, руками машет, а о чем поет – ничего не понятно. Это большая недоработка предыдущих мастеров, которые ставили в приоритет звуковую нагрузку. Ты должен звучать громко, но так дикционно ты закрываешь гласные, поэтому звук рвется. И это ошибка. Неправильный путь. Такая вокальная школа в какой-то момент очень оттолкнула публику от оперных театров.

Люди оказались далеки от оперы, хотя она – синтез всех искусств: симфоническая музыка, хоровое пение, драматическое, изобразительное искусство, драматургия, режиссура, балет…Все виды искусства есть в опере. Опера – королева всех искусств. Людей, которых не трогало звуковыдувание, я понимаю. Мне самому это не нравится. Не вкладывался смысл в эти звуки.

Я у многих артистов спрашиваю: «Где у тебя рождается звук?»

— Где-то в груди, в душе, – артист всегда тут же начинает говорить на вокальной опоре.

— Нет, не там рождается звук.

— А, я понял, где связки. Там смыкание – и пошел звук.

— Нет, еще раньше. В другом месте.

— Во лбу начинает звенеть.

— Нет, он у тебя прежде всего рождается в виде мысли. В твоем сознании. Ты же не дверной звонок, который пальцем прижал – начал звенеть. Ты начинаешь передавать информацию, не как гудок в паровозе.

Чему Вас научил 2020-й год?

Любые планы могут быть разрушены. Любые договоренности могут быть расторгнуты. Человечество много раз сталкивалось с эпидемиями, катаклизмами. Но наше поколение еще нет. Двадцатый год, конечно, был очень тяжелым для всех. Мы все пережили много потерь родственников, близких, интересов, работы. Я очень надеюсь, что двадцать первый год будет более милостив к нам и мы вернемся к обычной жизни.

Что Вы хотите успеть в уходящем 2020-м?

Я очень хочу успеть побольше побыть со своей семьей. Побыть со своими малышами, дочкой и сынишкой. Больше отдать внимания и заботы им. Как мы начали работу с августа, она идет нон-стопом. Конечно, это очень отрадно и радостно, что работа появилась, пусть пока и не за границей. Но есть желание вернуться в семейный уют.

Total Views: 14304 ,
Русская Инициатива