Гражданин писатель Владимир Солоухин
Любимые писатели и книги «золотой полки» Владимира Солоухина

В рамках проекта «Солоухин», посвященного жизни и деятельности выдающегося писателя советского времени, мы решили рассказать о литературных предпочтениях писателя, книги которого читали миллионы россиян.

В сборнике очерков под названием «Волшебная палочка» он подробно рассказал, какие книги и авторы входили в его «золотую полку» (коллекцию).  При знакомстве с книгой читателю становится понятно, что у писателя нет строгих выборочных жанровых или стилистических критериев. Он был открыт к любому произведению, которое могло впечатлить дальше разума, в самое сердце.

Владимир Алексеевич Солоухин

 

В первую очередь Солоухин отдавал дань уважения мастеру пейзажа, писателю Сергею Аксакову. 

Фрагмент из сборника очерков «Волшебная палочка»

 

«Его книги, а в особенности «Детские годы Багрова-внука», не сравнишь ни с чем, кроме как с машиной времени», — писал Владимир Алексеевич.


Книга «Детские годы Багрова-внука» — вторая часть автобиографической трилогии Сергея Тимофеевича Аксакова, в которой рассказывается о его детстве на Южном Урале с 1794 -1801 годы. Впервые появились в 1857 году на страницах журнала «Русская беседа» в отрывках, а через год вышла отдельной книгой. Она была написана Аксаковым для детей, но каждый взрослый, взявший ее в руки, сможет проникнуться волшебной красотой и очарованием русской природы через наивные, но честные глаза ребенка.


Книга С. Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука»

 

Он считал, что основная цель у мастера пейзажа была не демонстрация красоты русской природы, а передача чистоты и чуткости восприятия через призму главных героев, которой обладал сам автор.

«…передавать другим свои впечатления с точностью и ясностью очевидности, так, чтобы слушатели получили такое же понятие об описываемых предметах, какое я сам имел о них».

 

Владимир Солоухин любил творчество Константина Паустовского. Он писал о том, что Паустовский мог даже самый простой пейзаж превратить в истинный шедевр литературного искусства.

Фрагмент из сборника очерков «Волшебная палочка»

 

«Читая книги Константина Паустовского, мы совершаем удивительные путешествия то в прославленный этим писателем Мещерский край, с его мшарами, старицами и добрыми русскими людьми, то в синюю Ялту, где грустят на камине в доме Чехова российские левитановские стога, то в жаркую Абхазию, то в шуршащие листопадом михайловские рощи, то к берегам Оки, то в Париж, под его каштаны, то в домик датского башмачника, где родился волшебник Андерсен…».

 

Николай Иванович Рыленков был любимым поэтом Солоухина. Поэт никогда не оставался сторонним наблюдателем и ощущал себя неотъемлемой частью нашей страны, жизнь которой была тесно связана с его жизнью, а ее благополучие – с его счастьем.

«Мы сравнили поэзию Рыленкова с садом, с деревьями, взращенными терпеливо и бережно».

 

Рыленков, по его мнению, в своих произведениях очень ярко и красочно передавал всю полноту российской жизни с ее весельем и самоотверженностью.

Книга Василия Пескова «Шаги по росе» нашла свое место на солоухинской золотой полке. Отвечая на вопрос, почему, Солоухин писал:

«Первое и главное – большая любовь к земле и людям. Человек с открытой душой, с жаждой делать добро, совершать хорошие поступки ездит по земле. У него цепкий глаз корреспондента, снайперски точный объектив фотокамеры и талант писателя». Василий Песков даже и не задумывал написать книгу, он просто, путешествуя по разным уголкам нашей родины, создавал газетные статьи, но делал он это так проникновенно и жизнерадостно, что каждый читатель проникался его настроением. Все его слова наполнены оптимизмом и добротой, против которых устоять нельзя никак: «Среди доверчивых белок вы непременно встретите одну с голым, как палочка, опаленным хвостом. Лесной пожар ни при чем. Это злая рука человека поднесла спичку. Но белка не перестала доверять людям. Плохой человек один, хороших людей много…».

 

Кроме выше перечисленных писателей и поэтов, своим любимым автор Солоухин считал Дмитрия Балашова. Рассматривая повесть «Господин Великий Новгород», писатель делает акцент на том, что Балашов ставит в центр сюжета не знаменитую личность (что характерно для исторических романов), а обычного купца Олексу Творимирича.

Д. Балашов «Господин Великий Новгород»

 

Будучи крупным специалистом в области фольклора севера России, Д. Балашов очень точно передал особые черты говора новгородцев, уделяя внимание словам и выражениям. Также он затейливо описывал особенности быта жителей города: архитектуру, одежду, уклад.

 «Мы видим, как все там происходило, словно мы стоим на удобной горке, а временами находимся и в новгородских рядах в самой густоте сечи. Не говоря уж о том, что переживаем за наших предков, когда они поначалу терпят поражение, и радуемся их трудной победе», — подчеркивает Солоухин.

 

Как бы ни было странно, писатель-патриот отдавал предпочтение вьетнамскому сказочнику — То Хоайю, с которым был знаком лично.  Он с глубоким сожалением писал, что его книга «Приключения кузнечика Мена» неизвестна у нас в России.

То Хоай — вьетнамский писатель и общественный деятель

Фрагмент из сборника очерков «Волшебная палочка»

 

Солоухин сказал: «Эти сказки помогут нам лучше понять характер юмора, строй образов, в конечном счете – душу вьетнамского народа».

 

То Хоай искусно сочетал юмор со взрослой серьезностью, постоянно находясь на грани между действиями животных и человеческими эмоциями. Солоухина поражало, как этот человек, прошедший войну, сумел сохранить искреннюю любовь ко всему окружающему.

Отмечая литературные таланты любимых писателей и их произведений, Владимир Солоухин в «Волшебной палочке» показал свою прекрасную осведомленность и профессионализм. Возможно именно эта любовь к работам коллег сформировала художественную ценность и глубину его собственных произведений, открывших глаза многим людям на, казалось бы, такие простые вещи, как любовь к окружающему, забота о сохранении русского наследия, уважение к традициям.

Total Views: 3492 ,
2
Русская Инициатива