Гражданин писатель Владимир Солоухин
Из воспоминаний Владимира Солоухина: «Народ — это спаянное одной национальной идеей население»

В  рамках проекта «Солоухин»  общественной организации «Русская Инициатива» мы поговорили с близким другом советского писателя, Зурабом Михайловичем Чавчавадзе об его знакомстве с писателем, собирательстве икон и их дальнейшей передаче в храмы.

Члены Русской Инициативы, реализуя проект, посвященный имени выдающегося русского писателя, хотели бы отдать должное его заслугам перед страной.

В этом материале расскажем о том, как спасение главного Храма страны стало делом всей жизни для Владимира Алексеевича, как он стал первым человеком, которого отпели в нем, а также о солоухинском видении «народа».

Зураб Чавчавадзе и Владимир Солоухин

 

СПАСЕНИЕ ПАМЯТНИКОВ — ДЕЛО ВСЕЙ ЖИЗНИ

— Что заставило Владимира Алексеевича загореться идеей восстановления Храма Христа Спасителя?

В конце 80-ых годов проблема, связанная с восстановлением  Храме Христа Спасителя, обсуждалась на страницах прессы. Однако сам Солоухин  давно уже активно писал об этом. В кинотеатре «Россия» на Пушкинский площади проходило собрание московской общественности по вопросу воссоздания Храма Христа Спасителя. Солоухин писал о сборе денег на его восстановление Храма (был построен на сборы):

«Одно дело – это зажиточная Россия, другое – сегодняшняя беднота, которая никогда бы в то время не собрала средства. Это нужно делать, но рассчитывать на это невозможно».

 

Его основной лейтмотив звучал так: “Государство разрушило, государство должно и построить!”

Собравшиеся там люди, в том числе и мы, его друзья, говорили, что нужно поднять народ, чтобы собрать деньги. На этом собрании решили создать организацию во главе с президентом, называлась она Фонд Восстановления Храма Христа Спасителя. Было предложено две кандидатуры. Владимир Солоухин и композитор Свиридов, который тоже там присутствовал. Перешли к голосованию и передали слово первому кандидату — Свиридову. Он вышел на трибуну и сказал: “Господа-товарищи, я хочу сказать вам, что благодарю вас за доверие и за оказанную честь, но если я баллотируюсь вместе с Владимиром Алексеевичем — человеком, который уже 30 лет пишет о храме и требует его восстановления, я сделаю самоотвод и никак не могу себе позволить занять заслуженное место». Так выбрали Владимира Солоухина, который стал первым президентом фонда восстановления Храма Христа Спасителя.

За этим последовала целая череда событий. Собирали какие-то копейки и они пропали, поскольку он не занимался финансовыми вопросами. Была определенная группа, которая занималась сбором средств. Около бассейна построили деревянный храм — часовню. Владимир был прав, что только государство может построить такую махину. И тогда за разрешение вопроса взялся Лужков. Надо отдать ему должное: он сделал все, что мог. Финансовую базу потянул именно он.

 

Тем не менее хочу рассказать об одном эпизоде, после которого будет ясно отношение Владимира Солоухина к Храму Христа Спасителя.

Строительство уже вовсю началось. Выкопали огромный котлован для фундамента. Они торопились открыть храм к определенной дате, к какой — точно не помню. Церковь и Лужков приняли решение ускорить строительство. Строили в две смены — 16 часов в день шла работа и 8 часов отдыха, строительство останавливалось. У меня были хорошие отношения с Патриархом Алексием 2, который знал о нашей дружбе с Солоухиным.
В 1995 или 96-м году мне позвонил святейший и сказал, что они с тогдашним мэром города, Юрием Лужковым приняли решение перейти на 3-х сменную смену, когда строительство велось круглосуточно. Патриарх сказал, что состоится большое собрание с банкирами, куда он хочет пригласить меня вместе с Владимиром Алексеевичем, чтобы он там выступил.

Патриарх Алексий 2 и Юрий Лужков на открытии Храма Христа Спасителя

 

Представительное собрание состоялось в Даниловом монастыре. Патриарх предоставил слово Владимиру Алексеевичу, начавшему свой рассказ со следующих слов:

— Мой отец взял меня, будучи шестилетним мальчиком, с собой в Москву. Я приехал в Москву в первый раз. Когда мы оказались у Храма Христа Спасителя, я посмотрел на эту громадину, и мой дух захватило. Для меня, ребенка — это было чудо. Я посмотрел и не мог оторваться. Это запало на всю жизнь. Увиденный образ храма все время стоит перед глазами у меня, не забываю его. Поэтому я так рад, что, наконец, это случилось. Он восстанавливается. Когда-то я придумал для себя такой лозунг или девиз — «увидеть Храм Христа Спасителя и умереть».

Так он и закончил свою фразу. Тогда Патриарх, имея хорошее чувство юмора, добавил:

— Владимир Алексеевич, мы собрались для того, чтобы поскорее он был закончен. А после ваших слов я буду сейчас просить Юрия Михайловича притормозить строительство.

Все посмеялись, но Владимир Алексеевич со всей серьезностью ответил:

— Нет, я «О»чень прошу вас всех, кто причастен и старается. Господь вас благодарит, но вы уж постарайтесь побыстрее закончить.

 

Кстати говоря, надо сказать, что так и случилось.

ПРОЩАНИЕ

 Он умер в 97-98 году, умер он вскоре после этого события. Когда Владимир Алексеевич начал уходить от нас, у меня был молитвенник, а в изголовии над кроватью у него висела Владимирская икона Божьей Матери. Я стал читать отходную и после того, как закончил, Владимира Алексеевича уже не стало. Приехали врачи, мы начали собирать вещи. На тумбочке рядом с кроватью у него лежал телефон. Я сказал, что сейчас позвоню святейшему. Патриарх Алексей дал мне свой номер с наказом звонить, если что-то произойдет. Решил набрать и тотчас святейший взял трубку. Рассказав о произошедшем, Патриарх ответил, что “Я вас очень прошу, узнайте все подробности когда и где будет отпевание и я обязательно приеду на отпевание”.

Через некоторое время я перезвонил ему и сообщил, что оповестил писателей, и у них возникла просьба благословить отпевание Владимира Солоухина в нижнем храме. Верхний был еще не готов, а нижний — Преображенский, уже действовал. Патриарх ответил согласием, потому что Солоухин был этого достоин. Таким образом, Владимир Солоухин стал первым человеком, которого отпели в Храме Христа Спасителя. Самое интересное, что вторым человеком стал композитор Свиридов. Они оба баллотировались на роль президента фонда по восстановлению Храма Христа Спасителя и их обоих отпели в этом храме. Во время отпевания служба остановилась, подошел святейший и сказал замечательные слова:

“Те люди, церковные, которые жили в лоне церкви во времена, когда творил Владимир Алексеевич, знали, что общественного защитника у России, кроме Владимира Алексеевича нету. Он был нашим единственным защитником и, это знали все церковнослужители”, как он сказал тогда. Его поддерживали люди, которые ходили в церковь и духовенство».

 

— Какую основную идею хотел донести Владимир Солоухин до народа, какой девиз у него был в жизни?

По поводу народа он говорил так:

“Есть понятие народ и есть понятие населения. Население — это совокупность граждан, которые не находятся в тесном единении друг с другом. Это разброд, шатание. А народ — это спаянное одной национальной идеей население, вместе строящее национальный дом”.

 

Такая была у него теория. Есть народ, а есть население — разница между ними в этом. Населением могут управлять президенты, генсеки — кто угодно, а народом — только государь, только царь. Русским народом. Поэтому для него магистральной идеей было, чтобы русское население превратилось  в слово русский народ. А также понимание того, что такое национальный дом, который нужно отстраивать, украшать и делать сильным. Это основная идея, которую он проносил сквозь свое творчество, а потом и публицистику и поэзию. Он был убежденным монархистом и таковым он умер.

—  Как вы считаете, насколько важен наш проект, посвященный популяризации имени и деятельности В. А. Солоухина?

Считаю, что это один из кирпичей той программы, которую он выстраивал всю свою жизнь. Ваша сегодняшняя деятельность по популяризации имени Владимира Алексеевича и его деятельности — это ориентация на национальные ценности и национальную идею.

Может быть не решающим образом, но своей деятельностью вы привносите вклад в то, что у населения появляется еще маленький шанс обратиться в народ, вот что я хочу сказать. Его идея является цементирующей. Она цементирует народный дух. И когда вы вносите лепту в почитание его многолетних трудов и памяти, отдавая им должное, вы вносите важный вклад в эту конструкцию. Это очень важно, поэтому я вас всячески приветствую и готов помогать, чем смогу.

«Русская Инициатива» благодарит Зураба Чавчавадзе за интересную беседу и желает долгих лет жизни.

Total Views: 6118 ,
2
Русская Инициатива