Сценарии будущего
Что нас ждёт в будущем: конец истории или столкновение цивилизаций?

В рамках проекта «Сценарии будущего» общественная организация «Русская Инициатива» исследует теории российских и зарубежных учёных о потенциальном будущем человечества. В этот раз представляем вниманию анализ двух противоположных теорий конца 1980-х и начала 90-х годов прошлого века — Фрэнсиса Фукуямы и Сэмюэля Хантингтона — и мнение советского и российского философа Акопа Назаретяна.

Часто, рассуждая о будущем человечества, учёные, астрофизики, политологи и деятели других областей знаний задаются вопросом о конце цивилизации. Наиболее отчётливо и громко мотив конца истории прозвучал в статье американского политолога, экс-сотрудника RAND Corporation, экс-заместителя директора Управления политического планирования Госдепартамента США Фрэнсиса Фукуямы. Статья называлась «Конец истории?» и была опубликована летом 1989 года в журнале The National lnterest.

Фрэнсис Фукуяма. Фото: Stephane Grangier, Getty Images

 

Концепция «конца истории»

Концепция «конца истории» выявила историософские представления, которые были созвучны с настроением американского общества конца ХХ века. Материал Хантингтона произвёл сильное впечатление на публику, задававшуюся вопросами о дальнейшей судьбе мира. Академическая общественность, политики и СМИ также бурно отреагировали: было выпущено и опубликовано огромное количество рецензий и ответных статей.

Фрэнсис Фукуяма уведомил публику, что очень скоро, с поражением коммунизма и победой либеральной демократии во всем мире, наступит так называемый конец истории, о котором говорил ещё Гегель.

То, что по моему предположению подошло к концу, это не последовательность событий, даже событий серьёзных и великих, а История с большой буквы — то есть история, понимаемая как единый, логически последовательный эволюционный процесс, рассматриваемый с учётом опыта всех времён и народов.

 

Будет достигнуто идеальное состояние общества, в котором перестанут происходить существенные события. Лишь спустя века невыносимая скука, «возможно, вынудит историю начаться вновь».

То, чему мы, вероятно, свидетели, — не просто конец холодной войны или очередного периода послевоенной истории. Это конец истории как таковой, завершение идеологической эволюции человечества и универсализации западной либеральной демократии как окончательной формы правления. Это не означает, — успокаивает Фукуяма читателя, — что в дальнейшем никаких событий происходить не будет и страницы ежегодных обзоров Foreign Affairs по международным отношениям будут пустовать — ведь либерализм победил пока только в сфере идей, сознания; в реальном, материальном мире до победы еще далеко. Однако имеются серьёзные основания считать, что именно этот, идеальный мир и определит, в конечном счете, мир материальный.

 

Самюэль Ф. Хантингтон. Международный экономический форум в Швейцарии. Январь, 2004. Фото: Peter Lauth

 

Критика Фукуямы и ответная теория Хантингтона

Первая волна критики началась со стороны тех, кто не понял философские основания концепции и был удивлен заявлением о том, что истории приходит конец. Вторая волна критики следовала от политиков и специалистов в области международных отношений. В качестве аргументов они ссылались к событиям внутренней и международной политической жизни. Их же мнение подхватил и Сэмюэль Хантингтон, американский исследователь-аналитик, социолог и политолог.

Некоторые утверждают, — писал он, не называя имени Фукуямы, — что окончание холодной войны означает конец истории, какой мы её знаем. К сожалению, ежедневные газеты приносят драматические и трагические свидетельства того, что окончание холодной войны означает возврат к истории, как мы её обычно понимаем.

 

Дефицит событий человечеству не грозит, считал Хантингтон. Напротив, в скором будущем человечество окончательно разделится по религиозному основанию, войны между которыми и составят содержание мировых процессов. Об этом он пишет в ответной статье «Столкновение цивилизаций?» и в книге «Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка», выпущенной в 1996 году.

Сэмюэль Хантингтон рассматривает цивилизацию как наивысшее культурное образование, объединяющее людей и обеспечивающее им определённую степень культурной самобытности. Цивилизационная идентичность, по мнению автора, будет играть всё более важную роль. В будущем мир будет формироваться под влиянием взаимодействия нескольких главных цивилизаций и одновременно углубления различий между ними. При этом конфликт будет нарастать именно между западной цивилизацией и остальным миром.

 

Советский и российский философ Акоп Назаретян

 

Мнение советского и российского философа Акопа Назаретяна

Как и в случае с теорией Фукуямы, статья Хантингтона вызвала огромное количество активных дискуссий в научных кругах. На настоящий момент она является одним из наиболее цитируемых источников в области политологии, а целый ряд прогнозов получил весьма впечатляющие подтверждения.

Однако советский и российский философ, специалист по политической психологии и культурной антропологии Акоп Погосович Назаретян не согласен ни с одной из представленных теорий. Он так прокомментировал версии Фукуямы и Хантингтона:

Это пример того, как польза от линейного прогноза, быстро превращающегося в газетную сенсацию, перекрывается издержками в виде нагнетания истерии, взаимных подозрений, идеологической и политической напряженности. Такую же роль играли, на мой взгляд, и разрекламированные публикации американских политологов в конце 1980-х и начале 1990-х годов. Оба автора потом существенно уточнили, а то и радикально изменили взгляды. Однако их первоначально безальтернативные сценарии будущего успели, каждый по-своему, взбудоражить политические настроения…

 

Общественная организация «Русская Инициатива» интересуется развитием цивилизации и рассказывает о теориях и прогнозах российских и зарубежных учёных в проекте «Сценарии будущего».


Источники: «Конец истории?» Фрэнсиса Фукуямы, «Столкновение цивилизаций?» Самюэля Хантингтона, «О прогнозировании в шутку и всерьёз» Акопа Назаретяна

Total Views: 1865 ,
Русская Инициатива