Премия Русская Инициатива
Владимир Клавихо-Телепнев: Фотография, которую можно сравнить с живописью

В рамках номинации «Культурный шок» , где организация «Русская Инициатива» отмечает выдающихся деятелей искусства за их вклад в развитие русской культуры, мы бы хотели отметить маэстро художественной фотографии — Владимира Клавихо-Телепнева.

Его творчество признано не только в нашей стране, но и во всем мире. По версии газеты «Коммерсантъ» он признан одним из лучших фотографов России. Работы Владимира Клавихо хранятся в личных коллекциях Нурсултана Назарбаева, Элтона Джона, принцессы Майкл Кентской Мари-Кристин, Питера Гринуэя, Дмитрия Медведева.

Владимир Клавихо-Телепнев

 

БИОГРАФИЯ

Дедушка и бабушка по материнской линии (Владимир Иванович и Маргарита Николаевна Телепневы) — художники, дед с отцовской стороны (Эдмундо Клавихо Кубильос) — фотограф, владелец фотоателье; отец, Педро Клавихо, — колумбийский журналист, радиорепортер. Согласно колумбийским законам к фамилии отца прибавил фамилию матери, представительницы старинного рода Телепневых.

Владимир пошел по стопам родных и решил посвятить жизнь творчеству. По образованию он график, художник—иллюстратор. В 1986 году после окончания Московского Полиграфического института долгое время занимался живописью, и постепенно нашел себя в фотографии. Первое профессиональное десятилетие был поглощен репортажной фотографией: зарубежная работа для европейских изданий о России на тему политики, культуры, разъезды по «горячим» точкам. Одним словом, удовлетворял у зарубежной публики активный интерес к России в период постперестройки.

Затем он работал в модных журналах и стал одним из первых, кто популяризировал Fashion фотографию, однако осознав, что в этом жанре не всегда можно полноценно проявить себя как художник, он отправился в свободное плавание искать свой уникальный стиль.

Клавихо-Телепнев работает на стыке техник, жанров, времен. Сам фотограф, рассматривая фотографию в контексте живописи, описывает это так:

«Фотография, по своей сути, — разновидность художественного языка, одна из многочисленных техник, позволяющая донести до зрителей мыслеформу, замысел творца. Законы искусства универсальны для разных его направлений. Поэтому принципы, используемые при создании живописного полотна, вполне применимы и в жанре фотоискусства».

 

Владимир Клавихо-Телепнев в творчестве часто обращается к литературе и любит экспериментировать с интерпретацией произведений. Ярким примером служит проект «Вишневый сад» — книга элегических иллюстраций по одноименному роману А.П. Чехова, которая состоит из серии фотографий с небольшими эпиграфами. На реализацию проекта им с ученицей Юлией Бочковой потребовался год.

К примеру, моделями для изображения мужских персонажей выступили актрисы Елена Морозова и Екатерина Стриженова — с черными масками на лице, гувернантку Шарлотту в нашем проекте исполнила Тутта Ларсен, горничную Дуняшу — Анна Бутусова, а роль старого лакея Фирса и вовсе была поручена маленькой девочке Полине Надер.

Владимир Клавихо-Телепнев. Из серии «Вишневый сад». 2004. Собрание автора

По мнению Владимира современный мир как никогда ориентирован на визуальное восприятие информации, поэтому иллюстрации доминируют играют важную роль в зрительском восприятии художественных образов.

Проект — это очередная попытка средствами фотографии создать логический видеоряд, своего рода раскадровку фильма, созданного по известному чеховскому «Вишневому саду».

 

АВТОРСКИЙ СТИЛЬ

Клавихо максимально сблизил фотографию и живопись с помощью давно забытой всеми техники — эгломизе. Она позволяет придать современным изображениям ощущение мимолетности нашего мира, легкое очарование постоянно исчезающей реальности.Она была изобретена еше в 13 веке, а в 18 получила название в честь француза Ж-Б. Глами.

Идея работать с эгломизе пришла мне в голову, когда я сидел в галерее и смотрел на фотографии под стеклом. Мне захотелось усилить эффект отражения — как в объективе фотоаппарата, где автофокус не знает, куда наводить камеру — то ли на отражение, то ли на объект.

 

Еще одна используемая им техника — печать фотографии на дереве с последующей многослойной лакировкой, благодаря чему изображения получаются невероятно глубокими, создается удивительный эффект обратной перспективы, как на иконах или фресках.

Принт на дереве. Работа из серии фотоальбома «Вишневый сад» Владимира Клавихо-Телепнева

Также Клавихо-Телепнев создает коллажи, где кадр находит на кадр, зарождая новый образ. Работы, выполненные в данной технике, отличаются четким режиссерским замыслом. Примером служат фотоработы из проектов «Сталинский ампир», «Алиса в стране чудес» и «Кремль», которые будут представлены ниже.

Фотопроект Владимира Клавихо-Телепнева «Алиса в стране чудес»

ПРОЕКТЫ 

«Русская Инициатива» хочет сделать акцент на нескольких фотопроектах художника, которые по мнению членов организации наиболее ярко отражают талант Клавихо-Телепнева в популяризацию русской культуры посредством фотографии. Благодаря работам Владимира Клавихо-Телепнева отечественному и зарубежному зрителю открывается новый взгляд на историко-культурный страны, вызывая чувство гордости, патриотизма и уважения.

Начнем с первого в мире проекта с иллюстрациями к Библии — фотоальбома «Библия в фотогравюрах» , для которого Владимиру пришлось получить благословление от самого патриарха.

«Эффект, как в старой иконе, когда начинается реставрация: снимают старый лак, и проступает неизвестное изображение. Только в данном случае все происходит наоборот. Был цвет, я начинаю его убирать, как бы ухудшаю изображение, и появляется что-то иное — как будто каркас, который я не увидел в цвете. И я довел изображение до такого состояния, когда оно вызывало у меня  чувства, что я испытывал на Святой Земле. Тогда я решил попробовать проиллюстрировать Библию подобными фотографиями. Обычно в фигуративных иллюстрациях художник навязывает читателю свое видение. А здесь человек будет сам дочитывать реальное пространство».

Проект также отличается от других тем, что в нем отсутствуют персонажи и присутствует символика.

Из фотоальбома «Библия в фотогравюрах». Автор: Владимир Клавихо-Телепнев

 

Проект «Кремль» был выпущен в 2018 году и посвящен самому узнаваемому туристическому памятнику Московскому Кремлю. Перед началом работы Владимир посетил музеи Венеции и Флоренции, чтобы лучше изучить живопись по дереву XIV и XV веков. Для некоторых работ художник экспериментировал с древесиной —  нагревал доски, выносил их на мороз, благодаря чему древесина трескалась в разных местах, и на ней вырисовались узоры. Работы из этой серии показывают зрителю расписные сводчатые кремлевские палаты, которые оживают вместе с героями. Часть реквизита попала в кадр и из Музеев Московского Кремля.

«Я хотел наполнить эти интерьеры персонажами, придать им драматургию, но мне нужна была максимальная историческая достоверность. К счастью, судьба свела меня с гениальным костюмером Димой Андреевым, а также с художником и самым крупным коллекционером русского костюма Ваней Глазуновым, сыном Ильи Глазунова».

 

С темой русской самобытности и русского духа знакомит проект «Русское», который переплетается с Кремлем. Однако если «Кремль»отличается насыщенными цветами, проект «Русское» выполнен в черно-белом ключе.

 

ВЫСОКИЙ СТИЛЬ В СТАЛИНСКОМ АМПИРЕ

Имперская архитектура сталинской эпохи. В рамках  фотопроекта Владимир показывает уникальное наследие сталинской эпохи в архитектурном облике Москвы.
«Сталинский ампир» включает в себя около 150 тонированных черно-белых фотографий.

«Я москвич, и я подумал, что городской пейзаж — не архитектурный, а человеческий, снимают почему-то в Питере. Там снимать Высокий стиль — нечто само собой разумеющееся. Но ведь Высокий стиль — это лицо Москвы, его все меньше и меньше, но запечатлеть его никто не торопится. И Кремль, на который мы каждый день смотрим, снимают только для открыток или дорогих альбомов, или щелкают любители. Высокий стиль — не объект художественной съемки «.

 

УЧАСТИЕ В ВЫСТАВКАХ

 Владимир Клавихо-Телепнев неоднократно принимал участие в выставках в России и за рубежом: 1996, 1998 и 2000 годах участвовал в Международных московских фотобиеннале, организованных Московским домом фотографии.

Его работы признаны классикой русской фотографии и выставляются в крупнейших музеях всего мира и отличаются уникальным авторским видением.

В 2010 году Владимир Клавихо-Телепнев стал единственным российским фотографом, чьи работы ГМИИ им. А. С. Пушкина включил в экспозицию выставки, посвященной 100-летию музея, наряду с картинами Боттичелли, Рубенса, Ван Дейка, Гойи, Мурильо, Ренуара.

 

«Русская Инициатива» считает, что  фотохудожник своими уникальными проектами, которые посвящены новому взгляду на старую Россию, играет важную роль в популяризации русской культуры, сохранения русских традиций не только в нашей стране, но и за рубежом.

 


Источники: http://www.advertology.ru/print115410.htm

https://rosphoto.com/portfolio/vladimir_klaviho_telepnev-1736

Total Views: 8867 ,
Русская Инициатива