Диаспора 2
Как дети диссидентов воспринимали жизнь на западе

В период эмиграции из России круга интеллигенции, за границу уехали многие деятели искусства, культурные диссиденты. Переезд из родной страны переживать непросто, особенно непросто объяснить детям, что происходит. В материале для проекта «Диаспора 2» мы рассказываем о том, как дети воспринимали жизнь на Западе.

 

Синявский Розанова

Писатель Андрей Синявский с женой Марией Розановой

 

Историческая справка: После смерти Сталина в 1953 году, Хрущев на XX съезде разоблачает культ личности и освобождает политических заключенных. Общество пытается наладить диалог с властью: сни­маются фильмы, пишутся книги, существование которых при Сталине было бы невозможным.

Позднее писатели Андрей Синявский и Юлиан Даниэль под псевдонимом издают свои произведения на Западе. В 1965 их арестовывают и судят за «антисоветскую агитацию и пропаганду». за писателей вступились известные деятели культуры (Шкловский, Чуковский, Окуджава, Ахмадулина и другие)

К концу 1960х в культурной и общественной жизни появилось целое движение, которое отрицало и игнорировало негласные правила государства. Приверженцев этого движения стали называть диссидентами. Позднее, многие из диссидентов уехали за границу.

 

Егор Гран

Егор Гран — французский писатель и журналист, сотрудник скандально известного журнала «Шарли Эбдо», сын писателя Андрея Синявского и Марии Розановой:

 

«Я считаю, что это (то, что мать и отец так и не стали учить французский язык) — гигантская ошибка. В какой-то момент они пытались, но они всё время общались в этой эмигрантской сфере, с этими дурацкими русскими проблемами, сегодня никому не интересными. Да и тогда тоже никому не интересными. Они очень переживали, а для меня это было странно: казалось бы, бывший зэк, который прошёл через невероятно что, выжил в мясорубке, теперь на таком сладеньком Западе, благополучном, с хорошей профессией — преподавал русскую литературу в Сорбонне — так остро переживал всякую критику.

Конечно, были очень злые статьи. Папину книгу «Прогулки с Пушкиным» здесь абсолютно никто не понял, всякие вонючие (другого эпитета не подберу) «Русская мысль», «Новое русское слово», «Посев» — вся эта мерзкая, липкая эмигрантская среда! Переживали. Родители писали «открытые письма», ругались. То они печатаются в «Континенте», то они уходят оттуда.

Парадокс в том, что на Западе все очень хорошо относились к папе как к писателю и слависту. В Италии его просто боготворили. «Коррьере делла Сера» умоляла его давать каждую неделю по статье. Но его засасывала эта трясина мелкой эмигрантской склоки. Нельзя тратить свою энергию на то, чтобы сражаться против каких-то пузырей. Надо делать своё дело».

Total Views: 2619 ,
Русская Инициатива